Воронеж. 09.05.2011. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Светская хроника – Первый Международный Платоновский фестиваль, который проходит в эти дни (4-17 июня) в Воронеже, как и планировалось дирекцией, радует зрителей разнообразием программы и приятной фестивальной атмосферой. Когда летние дни запоминаются посещенными спектаклями, выставками и концертами. Когда известные актеры и художники прогуливаются по улицам старого города, по платоновским местам, а таксисты - не поверите! - рассказывают о фестивальной программе.
Актер Гундарс Аболиньш (Новый Рижский театр), приехавший в Воронеж с постановкой Алвиса Херманиса «Соня» (по рассказу Татьяны Толстой) заметил любопытную тенденцию, о чем и рассказала журналистам на пресс-конференции:
- Мы с Евгением Исаевым - он также играет в «Соне» - прогулялись по набережной, а потом подъехали к гостинице на такси. Знаете, что я заметил: в Риме с любым таксистом можно говорить о футболе, в Вене – о музыке, а у вас таксист рассказал нам о фестивале...
Спектакль «Соня» стал одним из ожидаемых в Воронеже. Билеты на две постановки («Соню» показывали 6 и 7 июня в Воронежском Камерном) продались очень быстро. Директор фестиваля Михаил Бычков отметил, что ему звонили прокуроры и главные врачи, которым очень хотелось попасть на спектакль Нового Рижского театра, когда билеты были проданы...
Историю о полноватой, несимпатичной и нескладной Соне, которую играет Гундарс, полюбили во всем мире. Только ли за то, что она хорошо шьет и готовит? Или за то, что мастерски умеет выводить людей из себя? Как говорит Гундарс, вернее всего за то, что через нее говорится о вечной любви и разгадывается человеческая душа – вечная и непостижимая. Режиссер делает это с какой-то «родственной нежностью», погружая зрителей в атмосферу «ностальгии по близким, но ушедшим временам, по тому, что еще хранит наша память, но не видят глаза».
Душа «Дерева»
Театральный художник Эмиль Капелюш привез в Воронеж выставку скульптур «Дерево» (Галерея на Театральной, рядом с дирекцией Платоновского фестиваля). Фигурки из дерева, в которых угадываются струбцины, ручка от косы, колодка, элементы промышленного оборудования и фуганок, художник наполнил жизнью. Дерево, которое общалось с людьми, господин Капелюш собирал почти десятилетие - что-то находил на улице, что-то покупал в антикварной лавке, что-то извлекал из-под обломков, чтобы потом обратить в аллегорические фигуры жизни.
Много работ именуются «Без названия». Это для того, рассказал Эмиль Капелюш, чтобы зрители что-то могли додумать, домыслить. Самое лучшее – дать вещи говорить самой за себя. Выставляя работы, художник всегда предполагает, что у зрителей должно работать воображение.
Михаил Бычков так сказал о работах Эмиля Борисовича:
- Оказывается, эти щепочки несут в себе огромный объем информации. Вряд ли автор, создавая их, имел в виду творчество Платонова, но ассоциация безусловна.
- Художник тщательно подобрал материал, использовал все возможности дерева, он увидел душу дерева, скульптуры живые, они живут и страдают, - высказала свое мнение о коллеге воронежская художница Наталья Коньшина, пришедшая на открытие.
Сама Наталья представила в рамках фестиваля иллюстрации к платоновским произведениям («Котлован», «Река Потудань»). Вместе с госпожой Коньшиной свои работы в Выствочном зале Союза художников (ул. Кирова, 8) в рамках выставки «Мир Андрея Платонова глазами художников разных поколений» выставили Светлана Филиппова (41 иллюстрация к «Чевенгуру» и «Котловану»), Лев Саксонов (7 работ по мотивам платоновским произведений), Валерий Калныньш (иллюстрации к первому собранию сочинения Андрея Платонова, вышедшему в 2010-2011 годах).
Филипп Жанти заговорил на русском
Театр Филиппа Жанти в рамках Платоновского фестиваля показывает в Воронеже «Неподвижных пассажиров» (8 и 9 июня на сцене драмтеатра). Это образец синтетического театра, где соединены элементы драмы, пантомимы, танца, вокала и даже цирка. Работы Филиппа Жанти интересны знатокам и широкой публике. В России Театр Филиппа работал неоднократно начиная с 1978 года. В Воронеж, благодаря сотрудничеству Платоновского фестиваля с Международным театральным фестивалем имени Чехова, приехал впервые.
Актеры театра Жанти (7 человек), общаясь с журналистами, рассказали, что каждый из них в течение трех лет работает у Жанти только в одной постановке – ровно столько длится контракт. Именно на это время они «принимают условия игры» знаменитого режиссера и кукольника. Собственно, поэтому им странно слышать вопрос, о чем они мечтают. Поскольку делать им это (или по крайней мере манифестировать это) не приходится. Они принимают мечты и иллюзии мага Жанти, узнавая в них свои собственные грезы. Они работают сплоченной командой. Это еще одно условие службы в компании. Для господина Жанти важно, чтобы его актеры, будучи разными в образовательном и культурном смыслах, хорошо ладили друг с другом, ведь им приходится быть вместе чуть ли не круглые сутки (особенно на гастролях, которых не счесть).
В спектакле звучат слова на русском («Кто пукнул?», «Мальчик, девочка», «Юрий Гагарин»), впрочем, как и на всех тех языках принимающих стран, где выступает театр. «Неподвижные пассажиры» показывают мечты во сне и наяву. Это сценки из жизни, когда герой съедает свои мозги, ребенок ищет папу, который исчезает в картонных коробках, словно страус прячет голову в песке, где младенцев сортируют по половому принципу, где происходит взрыв за взрывом и наступает атомная зима. Там одно превращается в другое, показывая взаимосвязь всего со всем в этом мире. И не то чтоб мы единственные разумные существа во Вселенной, просто мы единственные такие: мы – люди.
При этом Филипп Жанти говорит, что он не ставит диагноз современности, а просто отражает эпоху, создавая целые миры из оберточной бумаги, где море непостижимым образом превращается в пустыню, которая сменяется потом вечной мерзлотой и так далее до бесконечности.
Увидеть своими глазами сны и фантазии Филиппа Жанти можно еще сегодня в воронежском драмтеатре.