Социологические опросы в регионах РФ свидетельствуют, что общество пока не готово к переменам и не видит альтернативы «Единой России», которая должна допустить нереальное количество глупостей и непрофессионализма, чтобы не получить абсолютное большинство на выборах в Государственную думу
По результатам проведенного АНО «Институт политического анализа и стратегий» социологического опроса на тему «Политические предпочтения населения Воронежской области» стало известно, что около 30опрошенных недовольны деятельностью партии «Единая Россия» и согласны с мнением блоггера Алексея Навального, считая ее партией жуликов и воров.
Почти треть респондентов (29,35%) негативно относится к партии, имеющей парламентское большинство в Госдуме. Не согласны с утверждением Алексея Навального 40,46опрошенных. Почти треть респондентов (30,18%) отказались давать комментарии по этому поводу. Что касается гендерного вопроса, то на 8,27мужчин больше поддерживают тезис известного блоггера. Заняли более осторожную позицию и воздержались от ответа 32,94мужчин – это на 3,84больше, чем сомневавшихся женщин.
Возрастное распределение мнений указывает на то, что недоверие партии власти выказывают больше всего пенсионеры (38,97%). Молодежь же больше склонна доверять «Единой России», это подтверждается высоким процентом несогласных среди них с тезисом Навального (60,42%).
Распределение ответов респондентов по образовательному признаку указывает на то, что больше всего недоверия партии парламентского большинства среди людей со средним образованием (40,45%). Наиболее образованные респонденты не согласны с высказыванием Навального – их 50,79%. Среди них же меньше всего не определившихся во мнении (19,37%). Влияние материального положения респондентов на их доверие к партии выразилось через прямую зависимость. Так, у бедственных слоев – 36,47согласны и считают «Единую Россию» партией воров и жуликов, а те, кто считают себя обеспеченными, намного лояльнее относятся к партии – количество согласных здесь на 14 пунктов меньше (22,50%).
Протестный потенциал обусловлен социальным неравенством
Треть негативно настроенных к «ЕР». О чем говорит эта цифра? Означает ли она, что в ближайшее время в России возможны масштабные социальные потрясения, бурные акции протеста? И что стоит за недовольством населения партией власти?
В выражении недовольства партией власти часть общественного мнения сходится с мнением блогера Алексея Навального. Он стал первым, кто за последнее время публично выступил с резкой критикой правящей партии и к чьим словам стали всерьез прислушиваться интеллектуалы и граждане России в Интернете. И пусть Навального обвиняют в прозападных ориентациях, главное – в обществе вызрел серьезный протест, с которым нельзя не считаться.
Возвратимся к конкретным цифрам. 29,35– таков уровень протеста, назревшего в умах и сердцах российских граждан. Много это или мало? Арифметически – много. А фактически? Кто входит в данную «группу противоборцев»? Часть из них – представители иных партий. Часть – это те люди, которые не ходят на выборы, руководствуясь собственным убеждением в том, что от их голоса «все равно ничего не изменится». Некоторую часть составляют те, кто в принципе ненавидит любую власть, какой бы она ни была. И лишь единицы из всей группы готовы выйти на акции протеста. Но единицы протестующих – это еще не основание для громких заявлений о том, что Россия стоит на пороге приближающейся революции (хотя именно такие прогнозы сегодня выдвигают некоторые российские блогеры, эксперты и политологи). Да, люди устали от некоторых фигур политического режима и хотят перемен. Они думают, что «Единая Россия» является корнем всех их бед и государства в целом. Общество деморализовано и дезориентировано, однако пока в нем нет критичного накала протеста. Пока еще дело не дошло до классической ситуации, когда низы совсем не хотят, а верхи уже ничего не могут. Следовательно, революции не будет.
А теперь зададимся вопросом: стоит ли власти бояться радикального протеста? Понятно, что протестный потенциал не замечать нельзя. Он есть, и это довольно важный факт. Основная его причина кроется в том, что в обществе, где на протяжении десятилетий (кроме двух последних) культивировались равенство и социальная справедливость, существует огромный разрыв полюсов богатства и бедности. Происходит перераспределение богатства в сторону полюса алчных олигархов. Но главная проблема заключается в том, что заявленный средний класс, который является надежной опорой любого государства, постепенно растворяется, так и не институционализируясь, деформируясь в социальный слой бедности.
Разумеется, ни о какой социальной справедливости в российском обществе не может быть и речи. Люди в возрасте помнят и могут сравнить не только времена социальной справедливости и относительного равенства СССР и – лихие 90%е, а также годы путинской стабильности. И именно идея справедливости является для них основополагающей, она заложена в их мировоззрении. Поэтому, сравнивая прошлое с настоящим и прикидывая неутешительную ситуацию на будущее, люди копят в себе весомое недовольство и протесты против такого мироустройства.
«ЕР» нужно допустить массу глупостей
Признаемся честно, российское население не готово к революциям и катаклизмам. Возможно, в этом и заключается главный парадокс: люди ждут перемен, но осуществлять их сами – не хотят.
Самое постыдное, что политический режим, деловая и политическая элита России может и дальше беззастенчиво экспериментировать над народом, эксплуатировать его, придумывая все более изощренные методы.
Хотите 60-часовую рабочую неделю по Прохорову, который станет лидером либеральной западнической партии? Пожалуйста. Желаете иные эксперименты? Не сомневайтесь, вы их получите. Народ стерпит. Проглотит. Даже несмотря на растущий в обществе уровень протеста, «Единой России» не стоит особо беспокоиться. У партии, судя по результатам опроса, более 40не мифической, а реальной поддержки людей, которые хоть и не в восторге от партии власти, но ни за что не хотят перемен. Потому что понимают, что любые перемены сделают для них ситуацию еще хуже. Кроме того, силовой блок при революционных или протестных выступлениях подавит их жестоко и бескомпромиссно. При этом не будет никакого братания, потому что люди в погонах также не хотят ничего менять.
Пока некритичный уровень протеста удается снизить благодаря государственным мерам, регулирующим социально-экономическую сферу: невысокая безработица, негалопирующая инфляция, комплекс приемов социальной поддержки. Кроме того, удачно реализуется государственная информационная политика по отношению к двум неравным «партиям» избирателей: огромной «партией телевизора» легко манипулировать (ее многочисленные члены постоянно участвуют в выборах и охотно ставят галочку в нужной графе), а остающейся в меньшинстве «партией Интернета» можно пренебречь: ее составляют люди, которые, как правило, на выборы не ходят и замкнуты в своих интересах. Поэтому «Единой России» нужно будет допустить нереальное количество глупостей и непрофессионализма, чтобы не получить большинство на предстоящих выборах.
Отсутствие объединяющей национальной идеи ведет нацию к разобщенности и вымиранию
Где же еще кроется уязвимое место, возможность для социального взрыва?
Для российского общества всегда была важна некая объединяющая идея, некие смыслы, которые государство ретранслировало населению. Политический режим давал национальную идею. В трудные годины патернализм становился опорой государства. В ответ на отеческую заботу, проявляемую государством о населении, общество с чувством глубокого и истинного патриотизма вставало на борьбу с врагом, на восстановление разрушенного хозяйства. Коллективизм обладал необыкновенной силой сплочения людей, благодаря ему населением овладевало чувство объединяющего всех единства, а не разобщенности.
Сегодня же, в жестких условиях рыночной стихии, ставка на индивидуализм привела к нарушению генетического кода коренного населения страны. Русские как государствообразующая нация, составляющая основу России, тает. Об этом говорит статистика, выводы которой свидетельствуют о приближающейся демографической катастрофе.
Парадокс, но в этих трудных условиях легче всего приходится национальным меньшинствам. Наплыв эмигрантов с иной культурой и традициями в города и села России создает опасные конфликты на будущее, которые разово проявляются уже сейчас (декабрьские выступления на национальной почве в Москве и других регионах). Однако никаких выводов правящая партия пока не сделала, адекватной реакции пока не последовало. «Единая Россия» провозгласила консерватизм национальной идеологией, но ничего не предпринимает для того чтобы воплотить ее в жизнь. Почти два десятилетия политические руководители страны в той или иной мере говорят о поиске национальной идеи, способной объединить население. Собственно, ориентиры для этого есть. Об этом уже говорит Русская православная церковь. Национальная идея не может не вобрать в себя поиск социальной справедливости, создание патриотического тренда, исторические и семейные ценности. Но в реальной жизни государство и общество пока не делают выбор в пользу такой конструкции.
Российскому обществу необходимы перемены сверху
Однако оставлять все как есть нельзя. Нужно думать и принимать решения. Сейчас общество готово (судя по результатам опроса) только к одному варианту возможных перемен – перемен сверху. Причем по вопросам принципиального плана. Возникает вопрос: а что именно следует отнести к принципиальным проблемам? Коррупцию? Однозначно – нет, ведь российское общество, как правило, равнодушно к коррупции. Почему?
Потому что, во-первых, коррупционные механизмы – одна из немногих возможностей простых людей решать свои проблемы (получить работу, оптимальную медицинскую помощь и т. д.). И, во-вторых, именно общество воспроизводит коррупцию: она выгодна и востребованна при существующих условиях. Будут иные условия – коррупция как способ решения проблем пойдет на спад. Но у нас есть и другие, гораздо более острые проблемы. Они существуют как на микро_, так и на макроуровне.
На микроуровне необходимо объявить «стоп» платным услугам населению, и прежде всего в образовании и здравоохранении. Пока же идет ползучая тенденция в другую сторону. Сейчас, как и раньше, 5-7 лет назад, у государства есть возможности корректировать социальные проблемы, и оно должно возвратить бесплатные образовательные и медицинские услуги. Какие преимущества? При бесплатном образовании, к примеру, государство заинтересовано в продвижении лучших, и это сможет в разы повысить качество образования в целом. А при наличии квалифицированной, доступной для всех граждан медицинской помощи наладится демографическая ситуация в стране.
Далее следует поставить заслон росту цен и тарифов естественных монополий. Понятно, что бензин в нефтедобывающей стране не должен стоить дороже, чем в США и Европе, что государство должно вернуть себе контроль над ЖКХ и модернизировать эту систему. Управляющие компании не должны устанавливать цены по своему усмотрению. Также существует необходимость в создании комфортных условий для трудовой деятельности (работа для всех, наказание за тунеядство). Главное, что население России, особенно коренное, готово к такому тренду, как, собственно, и к политической системе, где главенствующий идеей стал бы русский социализм с рыночными элементами.
На макроуровне нужно принимать меры, нацеленные на возвращение в государственную собственность недр. Необходимо бороться за справедливое перераспределение национального богатства. И эту идею власть должна взять на вооружение не позже, чем через год-два. Иначе будет слишком поздно.
И если этого не сделать завтра, возможна революционная ситуация, когда перемены могут быть осуществлены снизу, ведь население страны может дозреть до критической массы. И тогда русский бунт – бессмысленный и беспощадный.
Дмитрий Нечаев, доктор политических наук
Экономика и жизнь – Черноземье, №10, 11 – 24 июня 2011 года.