Орловская мэрия ждет пересмотра регионального закона пятилетней давности
Городские власти обратились в облсовет с просьбой вернуть муниципалитету право распоряжаться землей, на которой стоит орел. Для этого необходимо отменить областной закон, принятый в 2006 году.
Инициативу по возврату земли городу на заседании горсовета озвучил заместитель мэра Николай Лякишев. Он обрисовал ситуацию, и без того известную депутатам. Региональный закон не дает муниципальным чиновникам права распоряжаться большинством участков, государственная собственность на которые не разграничена. Эти функции в свое время были делегированы облдепартаменту имущественной, промышленной и информационной политики, после чего изменилась система документооборота.
В результате механизм оформления земельных сделок усложнился. Законодатели обещали создать в этой сфере «службу единого окна», а получилась своего рода «надстройка». Всю техническую работу, как и прежде, выполняет городское управление архитектуры. Но бразды правления — у департамента. И если раньше для оформления земли достаточно было обратиться в мэрию, в стенах которой вопрос и решали, то с 2006 года землю надо просить у департамента, который сам направляет заявку в горадминистрацию.
Впрочем, с такими трудностями еще можно смириться. Но принятый пять лет назад закон внес неразбериху в административные круги. С тех пор мэрия не владеет полной информацией о том, что происходит с орловской землей. Есть подозрение, что срок действия многих договоров аренды давно закончился и предприниматели его не продлевали. Сегодня никто точно не скажет, сколько вообще муниципальной земли в аренде у бизнеса и за какое количество гектаров бизнес не платит.
Остается только гадать, какие потери несет муниципалитет. Есть мнение, что они исчисляются десятками миллионов рублей в год. Основания для этого дают статистические данные по 2005 году, последнему перед принятием закона. Тогда доходы бюджета Орла от использования земли составили почти 61 миллион рублей. При этом для нужд налогообложения и расчета аренды тогда применяли не кадастровую, а нормативную цену земли, которая была намного ниже рыночной.
И все же участки приносили неплохой доход. В декабре 2005 года горсовет рассмотрел вопрос о госрегистрации собственности на землю. Тогда было официально зафиксировано, что «площадь земель, в отношении которых муниципальное образование «Город Орел» располагает всей полнотой прав собственника, составляет 8 161,7 гектара». При этом в федеральной собственности находилось 779 гектаров, в областной — 518. Остальной землей владели граждане и юридические лица.
В тот период группа депутатов во главе с зампредседателя комитета по строительству, архитектуре и землепользованию Юрием Малютиным призвала мэрию в кратчайшие сроки подготовить документацию, необходимую для госрегистрации права собственности на землю муниципалитета. Сделать это надо было для подстраховки, ведь в регионе уже шли разговоры о том, что землю у города могут забрать.
Впрочем, по мнению Юрия Малютина, областной центр и без того обладал зарегистрированным правом собственности. Еще в 1993 году было принято постановление администрации города об инвентаризации земель. Процесс шел много лет. К началу 2000-х годов участки были сформированы. Сведения вошли в единый государственный реестр землепользователей.
К моменту вступления в силу действующего Земельного кодекса городской комитет по земельным ресурсам выдал более 46 тысяч свидетельств о праве собственности на участки.
Данные об этом ежегодно публиковали в региональном докладе. Тем неожиданнее стало решение облсовета. Внесенный в последний момент в повестку дня вопрос был рассмотрен 28 июня 2006 года на редкость оперативно: его приняли сразу в двух чтениях, не выслушав доводов мэрии и не проведя публичных слушаний. Одним махом областные депутаты забрали у города право распоряжаться более чем восемью тысячами гектаров.
О первых итогах этого решения общественность узнала в 2009 году, когда обнародовали доклад областной Контрольно-счетной палаты. Ревизоры проверили эффективность использования земель в 2007—2008 годах. Как следует из акта, «участки, собственность на которые не разграничена в городе Орле, были приняты департаментом без актов приема-передачи», поскольку эта процедура не была регламентирована. То есть закон приняли, а механизм его реализации — нет. Даже в департаменте, похоже, плохо представляли, чем предстоит заниматься.
Как установила КСП, реестр договоров аренды чиновники вели не в полном объеме. К моменту проверки в нем содержалась информация лишь о 1089 договорах из 3755, переданных мэрией департаменту. Перечень содержал «неполную, а в ряде случаев искаженную информацию — неверно указана площадь, размер арендной платы, не все графы заполнены, ряд договоров дублируется». Но и это еще не все. Таинственным образом у некоторых арендаторов в разы сократилась сумма долга, другим месяцами не начисляли никаких платежей.
Если раньше мэрия активно вела в судах «претензионную работу», то после 2006 года процесс застопорился. Были случаи, когда исковые заявления о взыскании долга по аренде чиновники подавали по истечении срока давности. Какая-то часть недоимки буквально растворилась в воздухе. Словом, повод поставить под сомнение целесообразность действия регионального закона о распоряжении участками в Орле, государственная собственность на которые не разграничена, безусловно, есть.
Горсовет поддержал инициативу мэрии. На прошедшей сессии депутаты приняли обращение к коллегам из облсовета об отмене закона. В нем подчеркнуто, что «разделение полномочий между администрацией города и департаментом делает процедуру предоставления участков громоздкой и усложненной». Кроме того, у мэрии «отсутствует информация по действующим договорам аренды земли, что не позволяет осуществлять контроль за ее использованием и планировать доходы и расходы от ее аренды». Документ в облсовет поступил, реакции пока не последовало.
Денис Передельский
Российская газета - Экономика Центрального округа, №5507, 21.06.2011.