Сотрудники Инвестиционной палаты поставили спектакль по повести Марка Берколайко «Марик с улицы Искровская».
У слова «самодеятельность» плохой пиар. А слово-то хорошее: самостоятельная деятельность. Состоятельность. Творчество... Вот сотрудники Инвестпалаты решили сделать чудесный подарок своему другу, автору. Восемь с половиной месяцев в свое свободное время под руководством самого Камиля осваивали театральные подмостки. Шла в ТЮЗ и думала: «Ну, посмотрим».
На втором получасе действия, спохватившись по оставленному в машине носовому платку, забыла, что на сцене все-таки спектакль. Потому что там происходило нечто в декорациях реального г. Воронежа невообразимое: там люди на сцене жили, любили и умирали. Там доброта и пронзительная правда нашей истории стекала со сцены вниз и топила зал. И было уже совершенно не важно, что кто-то жест не до конца довел, в слове ошибся или стал чуть не там, где положено по сценографии. И подумала: если люди — эти реальные люди — работают в Воронеже, если им близко ВОТ ЭТО, значит не все потеряно, и город жив, и все, что мы делаем — правильно. Потому что есть Настоящее, а есть — все остальное.
Александр РОМАНОВИЧ, директор Института общественного мнения «Квалитас»
— Признаюсь, был скептически настроен к постановке. Я знаком с первоисточником, и сомневался, что режиссеру удастся перевести повествование от первого лица на сцену, тем более с непрофессиональными актерами. Первое время я фиксировал соответствие/несоответствие между книгой и спектаклем. Но уже через 5-10 минут я полностью переключился на сцену и сопереживал героям.
Актерский ансамбль не был однородным. Кто-то сам по себе харизматичный человек, более энергичный, «игровой». Но старались все. И все выложились. Выше всех похвал! Я бы даже сказал, что некоторые из актеров могут претендовать на награду «Событие сезона» за лучшую роль второго плана. Когда звучали финальные аплодисменты, я подумал: как сильно надо любить автора (не как автора, а как человека!), чтобы сделать ему такой подарок. Это самый настоящий театральный подвиг! Думаю, спектакль может существовать и за пределами Воронежа, потому что на примере одной семьи он показывает жизнь всей страны в определенный период. Тем более что и сам Камиль Тукаев не против «прокатать» его на широкой публике.
Михаил НОСЫРЕВ, президент Акционерного общества «Кинотеатр Спартак»
— Мне очень понравилось. Это замечательно, что такие занятые люди в свое личное, нерабочее время создали такой прекрасный спектакль. Особенно меня удивил — и, если хотите, восхитил, — Семен Харитон в роли Ма-рика. Никогда бы не подумал, что он может быть так органичен в образе детсадовца сталинской поры!
Владимир СУХОВЕЙ, директор МК «Агентство независимых исследований»
— Актеры, задействованные в постановке, входят в круг моих друзей, поэтому было совершенно неожиданно увидеть их на сцене. И, стоит сказать, уровень спектакля не уступает профессиональному театру. Конечно, сказывается рука мастера, а также невероятная искренность актеров. Спектакль «Марик с улицы Искровская» — это подарок не только Марку Берколайко, это подарок всему городу. И, я думаю, он может дать начало новому витку в театральной жизни Воронежа.
Сергей ФАБРИЧНОВ, управляющий филиалом ОАО «ТрансКредитБанк» в Воронеже
— Я под большим впечатлением от спектакля! Повесть Марка Берколайко сама по себе сложна для постановки, но режиссеру все удалось. И актеры, не будучи профессионалами, играли мастерски, с энтузиазмом, с душой.
Люди, занятые работой, бизнесом, начинают ставить спектакли. Это дает надежду, это дает силы! Ведь подобный спектакль — это маленький пример большого процесса: люди стремятся реализовать себя в духовной сфере. И я буду делать все зависящее от меня, чтобы такие постановки появлялись. Да и себя попробовать в качестве действующего лица было бы интересно.
Может ли этот спектакль быть успешным? С точки зрения постановки — безусловно! Но вопрос в том, насколько он интересен современному театральному миру, который привык к эпатажу, к шоку, к неоднозначности. А «Марик с улицы Искровская» — хороший, добрый спектакль. Несмотря на сложные и тяжелые темы, он пронизан оптимизмом, жизнелюбием и радостью.
Дмитрий ДЬЯКОВ, генеральный директор Воронежской областной типографии — издательства им. Е.А.Болховитинова
— Рассказ Марка Берколайко, на мой взгляд, один из лучших рассказов последнего десятилетия во всей нашей литературе.
Он о людях — пусть не свободных, но освобождающихся. И этот путь освобождения очень четко показан в спектакле, который поставил Камиль Тукаев.
Давно в Воронеже не было спектакля, где бы так остро звучала тема достоинства личности. А для нашего времени это едва ли не самая большая нравственная проблема.
Все роли в постановке исполняют сотрудники Инвестиционной палаты. Это люди, которые профессионально улавливают импульсы, наиболее востребованные обществом. Иначе любой инвестиционный проект прогорел бы. Если они сделали такой спектакль — значит, тема человеческого достоинства становится в нашем воронежском обществе привлекательной.
Бронислав ТАБАЧНИКОВ, профессор, театральный критик, член Союза театральных деятелей
— Это высшая алгебра театрального искусства! Режиссер нашел единственно правильный путь постановки и превратил повествование в переживание: есть и сам герой, и отношение к нему. Повесть Берколайко — подлинная литература, а спектакль — живое искусство! Превосходно, что в Воронеже такое количество людей — разных по званию и статусу— интересуются театром. Акция сама по себе великолепная, потому что это был замечательный подарок замечательному человеку.
Станислав РЫВКИН, адвокат
— Впечатления от спектакля самые что ни на есть приятные. Во-первых, сам текст хорош, безусловно. И хотя я давно не только с большим уважением, но и дружеской теплотой отношусь к автору, видит бог, в оценке «Седера» я объективен.
Во-вторых, всерьез удивили актеры. Не в том смысле, что от самодеятельности ожидать ничего путного не приходится. Я то как раз считаю, да простят меня профессиональные актеры, что актеры-любители зачастую играют лучше профессиональных. Согласитесь, повседневную работу можно делать очень хорошо. Но каждый день с исключительной самоотдачей и азартом-дано немногим. И здесь любитель в некотором выигрыше. Но до появления этого самого куража самодеятельному актеру ого-го какой путь пройти надо. И люди его прошли. Причем, что называется, без отрыва от производства и в сжатые сроки. И прошли так, что теперь, читая «Седер на Искровской», я Гасаниху, скорее всего, именно такой и буду видеть.
И отдельный респект, разумеется, Ками-лю Тукаеву. Его работа выше всяких похвал. Именно работа, а не только постановка. Люди-то, игравшие в спектакле, все, безусловно, талантливы. Но поди-ка ты вынь из меня ту самую часть таланта, которая превращает человека в актера, если она лежит во мне не разбуженная лет эдак тридцать, сорок, пятьдесят. Да заставь меня забыть про вчерашний визит в страховую, сегодняшнюю домашнюю размолвку и завтрашний отчет в налоговую. А режиссура, конечно, хороша. Спектакль вкусным получился.
Может ли «Марик с улицы Искровской» конкурировать с другими постановками и быть «смотрибельным» для широкой публики, в том числе и в других городах? Да.
Некогда Шиллер сказал: «Человек играет только тогда, когда является человеком в полном значении этого слова, и только тогда он является человеком, когда он играет». Похоже, этот классик был прав. Ну и Шекспир тоже.
Лев КРОЙЧИК, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой истории журналистики ВГУ
— Спасибо! Смотрел спектакль и завидовал автору Марку Берколайко, режиссеру-постановщику (по совместительству сценаристу) Камилю Тукаеву, исполнителю главной роли Семену Харитону и всем, кто был причастен к этому представлению, трогательному, искреннему и вдохновенному.
Тут пересеклось все — страх и надежды, любовь и боль, отчаяние и мечта, страдание и сила. Играли как могли, как умели, но скрепой всего было настоящее — невозможно жить без веры в самого себя. На этом мир стоит.
Сергей КАРПОВ, депутат Воронежской городской Думы, народный артист России
— Радостно, что произведения Марка Берколайко стали ставить в Воронеже. Стоит отдать дань уважения режиссеру Камилю Тукаеву, который взялся за постановку и добился самого главного: спектакль тронул каждого, сидящего в зале. «Браво!» и самим актерам —тем, кто, во-первых, не побоялся выйти на сцену, и, во-вторых, смог на протяжении 1,5 часа держать зал в напряжении. Это, безусловно, умные, интересные, думающие люди.
Евгения Куриленок
Inside, июнь, 2011.