Воронеж. 18.07.2011. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) - Высокооктановый бензин снова стремительно исчезает из продажи: пик его дефицита ожидается в начале августа, считает президент Воронежской топливной ассоциации Сергей Шишлаков.
Напомним, в середине апреля «Роснефть» ограничила продажу бензина марок Аи-92 и Аи-95 на части своих АЗС в Воронеже и Белгороде, что, по мнению аналитиков, стало в том числе следствием проводимой «Роснефтью» демпинговой политики. Кроме того, независимые розничные операторы уверены, что дефицит топлива возник из-за искусственной остановки четырех нефтеперерабатывающих заводов в Центральной России. О ситуации на воронежском топливном рынке представители ВТА рассказали главе ФАС Игорю Артемьеву во время его встречи с Российским топливным союзом 25 апреля. Глава ФАС поддержал представителей РТС.
«По сути, область оказалась на грани полномасштабного топливного кризиса, и только присутствие на рынке серьезных независимых компаний, которые смогли удовлетворить возникший по причине остановок АЗС «Роснефти» ажиотажный спрос, позволило этого избежать», - комментирует ситуацию Сергей Шишлаков.
Тем не менее, по оценке эксперта, в течение марта – июня цены на АЗС «Роснефти» и ЛУКОЙЛа были на 2 – 2,5 рубля ниже цен независимых операторов, что поставило последних перед выбором – терять потребителей, торгуя по более высоким ценам, или сворачивать бизнес.
Господин Шишлаков напоминает, что 28 июня ФАС направила в адрес восьми нефтяных компаний официальные письма-предупреждения о приведении оптовых цен внутреннего рынка в соответствии с рыночной конъюнктурой, указав, что в настоящее время премия внутреннего оптового рынка по отношению к экспорту по дизельному топливу достигает от 1500 до 3000 руб/тн, а по бензину от 4000 до 6000 руб/тн. При этом розничная маржа снизилась практически вдвое - с 13-16% в 2010 году до 7-8% в 2011-м.
«Однако реакцией на данное обращение стало продолжение взвинчивания оптовых цен», - говорит эксперт.
Так, по его словам, цена бензина марки Аи-92 с начала июля выросла практически на 2000 рублей за тонну. В ходе биржевой сессии 14 июня 2011 года предложение на продажу бензина марки Аи-92 производства Рязанского завода, находящегося наиболее близко к Воронежу, составило 33100 руб/тн. С учетом затрат на перевозку, хранение и потери, подсчитывают эксперты, цена за литр составит уже более 25 рублей. Бензин той же марки производства Уфимской группы заводов компании «Башнефть» был продан по 30600 руб/тн, в то время как не были удовлетворены заявки на покупку по цене 31480 руб/тн.
«Налицо грубейшее нарушение правил биржевой торговли в форме адресной сделки. Но даже по этим ценам высокооктановый бензин стремительно исчезает из продажи. Пик его дефицита ожидается в начале августа. При этом цена бензина Аи-92 на АЗС «Роснефти» - 24,90. Иначе, как неприкрытым выдавливанием с рынка независимых компаний, это не назовешь», - уверен Сергей Шишлаков.
По его мнению, дальнейшее развитие событий на топливном рынке очевидно: «Картельный сговор, который мы уже, по сути, наблюдаем, повторение искусственного дефицита и как следствие - еще большее взвинчивание цен».
В связи с этим ВТА снова вынуждена обратиться в ФАС и Российский топливный союз с просьбой предпринять все возможные меры, чтобы «отрегулировать рыночные механизмы по всей топливной вертикали во благо конечного потребителя, а не узких корпоративных групп».