Воронеж. 21.07.2011. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.TV) – Аналитика - Несмотря на достаточную близость к Воронежу, экономику Хохольского района до последнего времени во многом определял агропромышленный комплекс. Недаром, по словам главы района с 13-летним стажем Павла Пономарева, «каждое третье куриное яйцо, произведенное в Воронежской области, - продукт хохольского производства». Наш сегодняшний разговор – о новых направлениях и тенденциях в развитии района, вошедшего по версии экспертной группы АНО во вторую из шести выделенных ею в Воронежской области групп районов – «Районы догоняющего развития», следующую за самой приоритетной группой - «Районы опережающего развития».
Павел Пономарев:
- Если раньше, три-четыре года назад, более 70% в структуре валового производства занимал агропромышленный комплекс, то сейчас, если не брать в расчет личные подсобные хозяйства, 50 на 50. Крупными сельхозтоваропроизводителями у нас являются ООО «Ряба», наша птицефабрика, КФК «Князев», колхоз «Большевик», «Староникольский», «Рудкино-Агро», АО «Юбилейное»… Сейчас реализуем два крупных проекта по мясному животноводству – «Экопродукт» и «Скотник».
- Незавершенное строительство молочного комплекса на 1200 голов в селе Староникольском в каком состоянии находится? Это более миллиарда рублей вложений…
- Ну, практически процентов 45-50 сделано. Несколько корпусов, фермы металлические стоят, часть начали обкладывать кирпичом; площадка огорожена, есть скважина, электричество подведено. Сейчас мы ведем переговоры. У нас был инвестор – «АркадАгро». Но у них там не складывается с финансами. Мы, со своей стороны, гарантируем не менее 2 тысяч га пашни плюс к комплексу. И, надеюсь, мы его рано или поздно достроим. Сейчас мы занимаемся уже третьим комплексом. Желание руководства района – иметь не мене трех комплексов с поголовьем не менее, чем по 1000 голов дойного стада в каждом… Это «Устье», который уже работает, вот, в селе Староникольское, ну и в гремяченской зоне, в Костенках мы тоже планируем комплекс. Была бы цель. А цель у нас есть. И мы ее достигнем. Пусть не в этом году – значит, в следующем.
- В числе тех хозяйств, которые вы назвали выше, были и племенные хозяйства. Их у вас несколько в районе (что большая редкость), с чем это связано?
- Во-первых, чтобы получить статус племенного хозяйства, должны быть определенные результаты. Значит, они есть. Возьмем молочное животноводство. В целом по району надои на корову составляют более 5 тыс. л - значит, в племенных хозяйствах результаты значительно лучше. Вот, колхоз «Большевик» - он выходит практически на 8 тыс. л от коровы. Также «Староникольский», ЗАО «Дон»… Это одна сторона медали. А другая – племенным хозяйствам идет дотация как из областного, так и из федерального бюджета. Это еще дополнительный стимул развивать животноводство. Которым, к сожалению, мало кто хочет заниматься. Растениеводство, что там? Там просто: весной поработал, летом убрал и всю зиму снова отдыхаешь. А с животноводством не только круглый год - круглые сутки надо работать.
- Губернатор как раз сейчас ставит задачу развития мясного животноводства. Что в вашем районе в этом направлении делается?
- У нас реализуется несколько проектов, связанных именно с мясным животноводством. В Воронежской области реализуются проекты в разных направлениях. Мы выбрали свой путь развития. В частности, реализуем проект на базе предприятия «Экопродукт», который расположен на пойменных землях реки Дон. Этому проекту уже почти год. И проект реализуется динамично: пошел отел, уже получаем первую продукцию мясного животноводства.
- С какой численности поголовья начинали?
- В зиму ушли порядка 600 голов маточного поголовья, сейчас там тысяча с лишним голов, а учитывая, что сейчас отел идет, поголовье значительно увеличивается. Вообще-то, рассчитываем выйти на 2,5-3 тыс. голов маточного поголовья. Но…Там есть как чистопородные – это и абердино-ангусы и мясной симментал, завезенный из Германии, - так и другие: мы закупали местных симменталов, осеменяли семенем абердино-ангусов и сейчас имеем полукровок. Там бычки такие – просто красота! Головка маленькая, отелы проходят легко. Очень шустрые, активные. Пасутся в пойме – корма достаточно, молока телятам хватает. Сейчас практически заканчивается заготовка сена. Зимовать поголовье уже зимовало. Паслись они практически круглый год, за исключением марта, когда снег был очень плотным и животным было очень тяжело добывать из-под него корм.
- В перспективе у вас производство мраморного мяса?
- Мы же сейчас свой скот, аборигенов, осеменяем абердино-ангусами –это получаем только полукровку. А вот когда будет не менее трех четвертей – тогда можно будет об этом говорить.
В селе Семидесятное тоже сейчас находится 620 голов маточного поголовья. Сейчас там ведется осеменение по такому же принципу. И будем тоже получать хорошее, вкусное мраморное мясо. И третий проект – это лимузины в колхозе «Большевик».
Три проекта эти реализуются и - я больше чем уверен – в округе палов уже никогда не будет. Чему гореть-то? Они ж пасутся, съедают все. Вот раньше, в советские времена, мы же знаем: овцы были, коровы были и т.д. – и пожаров же не было.
- Значит, вы будете продавать племенной скот на племя и - получать мясо, то есть развиваться по этим двум направлениям. А каковы в вашем представлении рынки сбыта?
- Думаю, здесь проблем не будет. Во-первых, у нас дефицит обычной говядины, а если это еще и мраморное мясо…
- То есть это Воронеж и Воронежская область, Черноземье …
- Я думаю, не только. Мы в каком веке-то живем? Рынок есть рынок.
- Вы считаете, что потребность будет распространяться на всю Российскую Федерацию?
- Однозначно. А почему только на РФ? Если так думать, зачем развивать этот бизнес?! По всему миру будем поставлять. Может быть, и в США, и во Францию… У нас же все экологически чистое.
- Но сначала своих накормим?
- Конечно, однозначно. А рынок подскажет, куда везти и как.
- Как вы считаете, что для аграриев важнее при чрезвычайных ситуациях: страхование или господдержка все-таки?
- И то, и другое. Но первое – господдержка. Поясню: страхование у нас не развито. Пример: КФХ «Князев». Застраховался – есть такая компания «Югория» - второй год судится. Он заплатил более 30 млн - не может получить.
- Это наш известный депутат облдумы, руководитель хозяйства Князев?
- Да-да, наш известный депутат, второй год судится с этой компанией. Это вот Князев, который имеет финансовую возможность привлечь юристов. А что говорить о хозяине, у которого 100-200 или даже всего 50 га?! Пока у нас этот институт очень слабо развит. Вот, та же «Югория» - разве так можно себя вести?! Суды прошли. Несколько. Все выносили решение: компания должна выплатить деньги. Итог? Второй год не платит! Это нормально? Они разные причины находят, лишь бы не платить.
- То есть, насколько я понимаю, сложились такие условия, что крестьяне сейчас страховщикам не верят?
- Да. Совершенно верно. Тот же факт налицо: ведь кто такой Князев? Его знают не только в Хохле и Воронежской области, но и далеко за ее пределами. Получать такие урожаи: по 100 центнеров пшеницы и до 1000 центнеров сахарной свеклы! Однако столкнулся с такими проблемами. А вот господдержка здорово помогла, конечно, и многих спасла от разорения в прошлом году. Огромное спасибо как федеральным властям, так и областным. С приходом Алексея Васильевича в разы возросла помощь именно из областного бюджета. Поэтому любой фермер или руководитель на данном этапе выберут господдержку.
- На территории вашего района с некоторых пор работает такое специфическое предприятие, как ЛВЗ «Висант»…
- Сейчас там работает порядка 130 человек, средняя зарплата 15 тыс. рублей - можно прикинуть, сколько мы имеем в бюджет. Для села Новогремячье это, конечно, большое подспорье. Специалистов туда возят – это около 30-40 человек - из Воронежа, а остальные – жители с. Новогремячье. И плюс 10% с НДФЛ в местный бюджет идет. И Новгремячье дальше будет развиваться с приходом этого предприятия. На сегодня они уже преобразили территорию, достойно себя зарекомендовали. И культура производства на высоте.
- Для села рабочие места – очень важно, но не сказалось ли это как-то на количестве потребления алкоголя жителями?
- А как измерить? Вообще, мы небольшую долю потребляем в месяц – порядка двух-трех сотых процента, мы делали анализ. «Мы» - это район. А цифры касаются продукции «Висанта». Это капля в море.
- И «Висант» не открывал на территории района дополнительно своих магазинов?
- Нет.
- Павел Васильевич, обычно вы декларируете, что малый бизнес на территории Хохольского района – это динамично развивающийся сектор экономики. Что позволяет этому бизнесу так динамично развиваться?
- Мы всячески стараемся его поддерживать, но первое – это не мешать. А сейчас можно брать практически любое направление, развивать, а для этого нужно работать. Именно работать. Но у нас это, как правило, торговля. Производства намного меньше. Торговля – куда проще: купил, наценку сделал 25%, реализовал и все нормально. Хотя мы поддерживаем любые направления, наше условие одно: регистрация на территории Хохольского района.
Возможно, даже уже в этом году в доле валового производства района промышленное производство будет превышать сельское хозяйство. С учетом того как динамично развиваются мыльный завод, «Промрегион», «Арт-мебель Оазис», довольно крупный проект у нас цементный завод – в Минприроды мы подали заявку на добычу цементного сырья и в августе аукцион состоится, если все будет нормально... И, кстати, вот совсем недавно, наверное, месяц назад, губернатор встречался с инвестором этого проекта: все-таки 12 миллиардов - один из крупнейших проектов!
- Вы как-то говорили о том, что в ближайшие годы вы как глава муниципалитета считаете одним из приоритетов промышленного развития наиболее эффективное использование имеющегося минерально-сырьевого и природного потенциала района - вот это то, о чем вы сейчас сказали. А может быть, что-то еще в Хохольском районе вслед за Новохоперским обнаружилось? Может, некое месторождение федерального масштаба?
- Давайте развивать то, что у нас есть! Есть песок – мы развиваем. У нас работает ЗАО «Песчаный карьер», которое производит порядка 50 наименований сухих смесей, пески разных категорий, на нем трудится 150 человек. Это одно направление. Следующее – «Промрегион», которое производит тротуарную плитку, бордюрный камень, поребрик и другое. Следующее - цементный завод. И есть же ряд современных технологий, которые позволяют на этой базе производить продукцию не только для строительных, но и для других нужд, мы же только-только начинаем этим заниматься. У нас есть огнеупорная глина, у нас есть керамическая глина, которая, кстати… Хотели построить завод, но инвестор с открытием АЭС- 2 ушел туда и проект этот похоронили. Пока! Мы его возродим, конечно.
Кстати, у нас сейчас порядка 20 проектов, которые реализуются в производственной сфере – как в АПК, так и в промышленности. И плюс несколько проектов социальных: с поддержкой Алексея Васильевича должны в этом году достроить школу хохольскую среднюю, будет современнейшая школа, которая аж 1788 года постройки. Активно мы работаем с Фондом реформирования ЖКХ, у нас практически нет ветхого аварийного жилья. Подключаемся к реализации программы «Чистая вода». По здравоохранению: буквально недавно тоже аукцион провели – приступаем к капитальному ремонту терапевтического и хирургического отделений райбольницы, год назад построили плавательный бассейн «Дельфин», который пользуется популярностью не только у жителей Хохольского района – жители Воронежа едут, Семилукского, Нижнедевицкого и Репьевского районов. Есть проектно-сметная документация по строительтству физкультурно-оздоровительного комплекса по проекту «Единой России», которая проводила конкурс на лучший ФОК, и этот проект привязан к условиям именно рабочего поселка Хохольский.
- Павел Васильевич, вы перечислили целый ряд существующих инвестпроектов. А на какие направления вы делаете акцент в инвестпредложениях? Я знаю, что среди них есть и практически уникальные исторические проекты – это и Костенки, и воссоздание Петровской судоверфи в селе Борщево, есть и крупные промышленные проекты…
- На все проекты. У нас нет такого: чисто сельский туризм или чисто АПК… Любое предложение у нас находит поддержку: и АПК, и промышленность, и строительство. Кстати, сейчас у нас реализуется три инвестпроекта по строительству коммерческого жилья.
Это стало возможным, потому что за последнее время ряд промышленных предприятий мы подтянули. И эти проекты реализуется и на территории района, и в частности в рабочем поселке Хохольский. Вот, «Финист», «Промрегион», тот же цементный завод и, конечно, один из крупных, который, надеюсь, будет реализован,– это проект по производству мяса индейки. Благодаря Алексею Васильевичу . Но пока, к сожалению, на федеральном уровне – это проект «Выбор» Внешэкономбанка – пока там застопорилось.
- В каком году вы планируете его запустить?
- Как финансирование начнется. Мы-то готовы, хоть сейчас. Все, что от нас зависит, мы сделали: отвели земельные участки, старались подобрать именно с инфраструктурой, хотя для реализации этого проекта требуется 44 площадки! У нас 35 населенных пунктов. То есть практически в каждом будут цеха по выращиванию, доращиванию индеек или целый мясокомбинат.
- На какую сумму рассчитан проект?
- Порядка 16 миллиардов. У нас появится около 2500 рабочих мест.
Если говорить о мыловаренном заводе «Финист», там сейчас всего около 300 человек работает, а ведь проектная мощность – почти 16 тысяч тонн мыла. Плюс будет создано 700 новых рабочих мест. 700! Для Хохла это очень прилично. Будет целый комплекс. Будет производиться мыло хозяйственное, туалетное, жидкое, зубная паста, стиральный порошок, крема… Не будет производиться только туалетная вода, так как это совсем другая технология. К сожалению, для мыловаренной продукции дефицит сырья мы испытываем. Прежде всего – животного жира. С растительным проблем нет. А вот с животным… А чтобы хорошее мыло получить – животный жир нужен.
- И как же вы выходите из ситуации?
- Собираем по всей России… и миру. Серьезно. Кстати, это единственный в России новый завод, построенный на постсоветском пространстве на новом месте.
Кстати, у нас сейчас остро стоит проблема создания рабочих мест для женщин. Что мы и делаем – создаем: сейчас в Хохле реализуется проект по строительству швейной фабрики, куда только швей одних потребуется более 70 человек. Я думаю, мы запустим производство в октябре-ноябре. Это потребует небольших инвестиций – немногим больше миллиона. Инвестор есть, работы ведутся.
- Инвестор – воронежский?
- Да. Скажу: намного проще работать с воронежскими, чем с другими. Сложно особенно с москвичами. Апломба много, а дел-то мало.
- А каково соотношение, каких инвесторов больше?
- Воронежских. Наших, местных. Это радует. Ну и все-таки не только крупными проектами мы должны прирастать…Да мы все должны развивать, все абсолютно! И личные подсобные хозяйства. Кстати, есть определенные успехи: и гусей выращиваем, и уток, и бычков откармливаем, и овец. Мы все приветствуем, любое направление бизнеса.