Воронеж. 26.07.2011. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика – Общенародные праймериз - предварительное народное голосование, которое проводится в рамках предвыборной кампании в Госдуму РФ - стартовали на территории Воронежской области, как и по всей стране, в четверг, 21 июля, и продлятся они до 25 августа. Воронежский региональный политсовет «Единой России» в числе прочих кандидатов выдвинул для участия в общенародных праймериз вице-президента Ассоциации финансово-промышленных групп России Алексея Бажанова. В интервью «Абирегу» господин Бажанов рассказал об основных положениях своей программы, с которой он готов идти на предстоящие выборы.
- Алексей Анатольевич, имея в своем арсенале богатый опыт руководства крупным агропромышленным предприятием, а также работу на высоких должностях в Министерстве сельского хозяйства России и Рослесхозе, вы отлично представляете себе изнутри все проблемы воронежского сельскохозяйственного сектора экономики. На что, на ваш взгляд, сегодня следует направить усилия в первую очередь для выведения нашего АПК из того плачевного состояния, в котором оно находится?
- Мне представляется, что действовать следует сразу в нескольких направлениях, главное из которых – развитие передовых сельскохозяйственных технологий на территории Воронежской области. Разумеется, технологический прорыв в развитии нашего сельского хозяйства невозможен без серьезных финансовых вложений в эту сферу. Поэтому привлечение долгосрочных инвестиций для поддержки этого направления является непременным условием, оборотной стороной медали в этой работе.
- Каким образом вы планируете осуществить это непростое дело?
- В первую очередь, в случае моего избрания депутатом Государственной Думы я намерен лично участвовать в работе соответствующих профильных комитетов Госдумы, с тем чтобы добиться проведения соответствующих законодательных инициатив на государственном уровне. К сожалению, сегодня отечественный сельхозтоваропроизводитель не в достаточной степени защищен законом, для того чтобы в полной мере реализовывать свой производственный потенциал. Многие законодательные пробелы необходимо как можно скорее ликвидировать, иначе все наши благие начинания по развитию сельского хозяйства – воронежского и в масштабах всей страны – так и останутся благими намерениями.
Кроме того, я намерен организовать при необходимости серию личных встреч с руководителями и представителями иностранных компаний, готовыми инвестировать средства в развитие воронежского агропромышленного комплекса, участвовать в организации обмена передовым опытом хозяйствования на местах. Для этого, я считаю, у нас имеются все необходимые предпосылки.
Оговорюсь однако, что для развертывания всей этой работы необходимо заручиться одобрением и поддержкой наших инициатив со стороны властей на федеральном и региональном уровнях. Только после этого мы сможем приступить к поиску конкретных инвесторов. Реализовать же задуманное мы сможем самыми разными способами – например, путем создания совместных предприятий. Возможны и другие варианты сотрудничества.
- Какие именно сельскохозяйственные технологии следует, по вашему мнению, развивать сегодня в аграрном секторе?
- На сегодня мы имеем множество современных технологий, которые вполне возможно внедрить в Воронежской области. Например, очень перспективной представляется мне система точного земледелия. Специалистам-аграриям хорошо известен тот факт, что большинство полей не являются однородными по своему рельефу, почвенному покрову. Точное земледелие предполагает применение разных технологий на разных участках поля. При этом для оценки состояния участков и более точного планирования результатов используются новейшие технологии. Работа на поле в этом случае значительно облегчается, особенно в условиях плохой видимости. В результате внедрения новых технологий мы получаем значительное улучшение состояния агропроизводства, сможем лучше учитывать реальные потребности культур в удобрениях. Улучшается и общее планирование сельскохозяйственных операций. Нельзя сбрасывать со счетов и экологическую составляющую: негативное воздействие сельхозпроизводства на окружающую среду резко сокращается. Я уж не говорю об экономическом эффекте – здесь налицо и сокращение затрат, и рост производительности. Подчеркну, что эта технология сегодня активно используется на Западе, нам остается лишь переложить их опыт на нашу почву – в прямом и в переносном смыслах. Вот для этого и потребуется финансирование – на оснащение техники приборами спутниковой связи, устройствами автоматического управления.
Второй очень важный момент – вопросы мелиорации. Не секрет, что в последние годы этой теме не уделялось должного внимания, и как результат – мы оказались не готовы к испепеляющей жаре последних лет, что, без сомнения, негативно сказалось на урожайности. На мой взгляд, основное внимание должно быть уделено созданию новых оросительных систем и восстановлению действующих, а также комплексу эксплуатационных и ремонтных мероприятий на мелиоративной сети (ремонт гидротехнических сооружений, очистка мелиоративной сети, регулирование стока и прочее).
- Какова возможная роль государства в процессе привлечения этих инвестиций?
Как я уже сказал ранее, я намерен активно работать в этом направлении путем участии в профильных комитетах законодательных органов нашей страны, с помощью чего я планирую добиться выделения средств из федерального бюджета на развитие данного проекта. И я хотел бы заметить, что здесь немалую роль могут сыграть СМИ и общественность: в их силах сегодня привлечь внимание к этой проблеме.
- В каких еще направлениях следует развивать наше воронежское сельское хозяйство?
- Еще один ключевой момент, на котором я собираюсь сконцентрировать свою деятельность, - продвижение областной продукции на федеральный и международный уровень. Здесь мне видятся несколько направлений. В первую очередь следует поддерживать участие областных производителей в международных продовольственных выставках – показать западному рынку, что наши товары вполне достойны того, чтобы быть представленными на зарубежных прилавках. Чтобы достичь этого, предстоит решить ряд промежуточных, но не менее важных задач – таких как международная сертификация нашей сельхозпродукции по стандартам ISO 9001 и ISO 22000. Я готов приложить все усилия, чтобы содействовать их успешной сертификации.
Не следует забывать и о продвижении брендов воронежского региона на федеральный уровень. Хорошо, если нас узнают на Западе, но и про нашу страну не следует забывать: она по площади больше, чем все страны Европы, вместе взятые. К этому нам также следует всячески стремиться, и я готов работать в этом направлении.
Следующий пункт: поддержка производства экологически чистых продуктов питания за счет развития практики независимой сертификации продукции на отсутствие искусственных добавок. Полагаю, что нам это вполне по силам. Продукция воронежских черноземов достойна того, чтобы не портить ее искусственными стимуляторами роста и прочими псевдоулучшителями. На мой взгляд, мы должны реализовать специальную программу «Воронежское качество», направленную на присвоение знака высшего качества продуктам, производство которых отвечает самым строгим требованиям в части соблюдения экологических нормативов.
Одной из болезненных тем сегодняшней жизни сельхозпроизводителей является тема ценообразования. Не секрет, что сельчане вынуждены отдавать продукцию своих хозяйств перекупщикам за бесценок. Те же накручивают для конечных потребителей просто сумасшедшие цены. Я считаю, что с этой практикой пора покончить.
- Каким образом это можно сделать?
- Этого можно добиться путем внедрения параллельно сразу нескольких экономических инструментов. Во-первых, следует ввести систему электронной биржевой торговли фермерской продукцией. Это сразу выбьет почву из-под ног посредников. Во-вторых, необходимо противодействовать необоснованным наценкам конечных продавцов. Это можно сделать в том числе за счет участия в проекте «Конкуренция» под эгидой Минэкономразвития, а также за счет стимулирования практики регулярных проверок торговых сетей на соблюдение адекватной ценовой политики.
Разумеется, при организации подобных проектов чрезвычайно важно наладить обратную связь, позволяющую оперативно отслеживать все возникающие проблемы, включая возможное сопротивление со стороны тех, чьи экономические интересы будут при этом задеты. Поэтому я предлагаю одновременно с реализацией упомянутых проектов создать «горячую линию» для воронежских производителей сельскохозяйственной продукции для обработки жалоб на избыточное бюрократическое давление и препоны чиновников. Все сигналы, поступившие в рамках этой «горячей линии» будут тщательно проверяться. За реагированием тоже дело не станет, уж поверьте.
И опять же, большую роль в этой работе я отвожу общественности: контроль с ее стороны нам будет просто необходим. К нему могут подключиться как СМИ, так и отдельные общественные организации.
- Каковы возможные сроки реализации этого проекта?
- Если все пойдет так, как надо, то, полагаю, мы сможем реализовать задуманное в течение ближайшего года – двух.
- Алексей Анатольевич, говоря о воронежских сельхозугодьях, вы затронули такую тему, как экологическая составляющая. Насколько вопросы экологии, на ваш взгляд, актуальны сегодня для нашего региона?
- Полагаю, что очень актуальны. Перед нами во весь рост сегодня встают проблемы защиты леса как экологической зоны, восстановление лесных массивов области. И здесь снова не обойтись без совершенствования законодательной базы
Во время работы на руководящих постах в Рослесхозе и Минсельхозе я имел возможность рассмотреть эти проблемы в буквальном смысле изнутри. Теперь я знаю конкретные пути их решения и готов их решать в рамках законодательной власти - путем принятия необходимых правовых актов на уровне государства.
- Каким именно образом можно осуществить восстановление лесных массивов области? У вас есть конкретные предложения в этой сфере?
- Конечно. Прежде всего, необходимо вести работы по предупреждению возникновения пожароопасных ситуаций. Например, ввести в повседневную работу такие современные средства защиты леса, как мониторинг посадок при помощи спутниковых систем, активно применять индивидуальные мобильные решения для мониторинга состояния леса.
Разумеется, без современной техники для пожаротушения все эти меры окажутся недостаточными. Хочу обратить внимание на то, что для приобретения такой техники возможно привлечение, в том числе, и лизинговых компаний.
И конечно же, - обратная связь, о чем я говорю постоянно. Нужно будет обеспечить прозрачный контроль за реагированием на все запросы граждан, создать законодательную базу для формирования подразделений народного контроля за состоянием леса и расширения полномочий егерьских подразделений.
- Какие именно структуры бизнеса и государства должны быть задействованы в этом процессе?
Полагаю, что здесь возможно сотрудничество на паритетных началах предприятий бизнеса (в том числе лизинговых предприятий), органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций, неравнодушных граждан.
- Вы уделяете серьезное внимание роли общественных организаций и СМИ практически во всех мероприятиях по налаживанию сельхозпроизводства и защиты окружающей среды в области. Однако эта работа потребует также определенных усилий. Что необходимо предпринять для совершенствования контроля со стороны общественности в этом случае?
- Думаю, что в первую очередь необходимо повышать финансовую и правовую грамотность жителей региона. Осуществить это можно путем создания курсов и тренингов с ведущими тренерами России, которые бы ликвидировали финансово-правовую безграмотность населения региона. Особые акценты здесь следует расставить на работниках предприятий малого и среднего бизнеса и крестьянских (фермерских) хозяйств. Я уже упомянул об открытии «горячей линии» с привлечением ведущих специалистов Москвы, которые будут оказывать консультационную помощь, в том числе тем хозяйствам, которые не могут сами продавать свою продукцию на международных рынках ввиду отсутствия международных сертификатов. Отмечу, что открытие этой «горячей линии» - это мой личный проект, я готов вкладывать в него свои личные средства. Надеюсь, что «линия» заработает уже в ближайшие полгода.
Надеюсь, что все проекты, о которых мы с вами говорили сегодня, послужат активизации воронежского сельскохозяйственного рынка, росту финансово-правовой грамотности его участников, а через это - появлению новых игроков, что породит конкуренцию и неминуемо повлечет за собой снижение цен на продукцию. А в итоге каждый житель Воронежской области сможет ощутить положительные перемены на своем кошельке.