WorldClass

20 сентября 2024, 03:45
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Российская газета // Зерно сомнения

26.07.2011 16:59
Взаимоотношения между участниками рынка пшеницы нередко носят скрытый характер В Орле на международном форуме «Аграрное Черноземье» чиновники и эксперты обсудили перспективы развития зернового рынка, назвали укоренившиеся в этой сфере схемы мошенничества и вывели справедливую цену на пшеницу. Форум состоялся, когда в регионах уже стартовала уборочная кампания. Поэтому о видах на урожай говорили с учетом показателей первых обмолотов.

Взаимоотношения между участниками рынка пшеницы нередко носят скрытый характер

В Орле на международном форуме «Аграрное Черноземье» чиновники и эксперты обсудили перспективы развития зернового рынка, назвали укоренившиеся в этой сфере схемы мошенничества и вывели справедливую цену на пшеницу.

Форум состоялся, когда в регионах уже стартовала уборочная кампания. Поэтому о видах на урожай говорили с учетом показателей первых обмолотов. По словам руководителя департамента сельского хозяйства Орловской области Владимира Коротеева, регион способен собрать не менее двух миллионов тонн зерна. Для сравнения: в прошлом году было 1,6 миллиона. По этому показателю Орловщина в ЦФО немного уступила лишь Курской области.

— На сегодняшний день обмолочено более 70 тысяч гектаров зерновых, — сообщил чиновник. — Средняя урожайность — 34 центнера с гектара. Всего в текущем году предприятиям области предстоит произвести обмолот зерновых культур на площади свыше 680 тысяч гектаров.

А вот в соседней Тульской области дела обстоят хуже. Как рассказал замдиректора регионального департамента сельского хозяйства Виктор Таушан, урожайность во многих муниципальных образованиях, включая «житницу» — Ефремовский район, — ниже привычных среднегодовых показателей. Местами она составляет всего 17 центнеров с гектара при обычной урожайности в 24— 25 центнеров.

— К сожалению, мы вынуждены констатировать, что до исторически сложившегося среднего уровня пока не дотягиваем, — рассказал Виктор Таушан. — Как и в Орловской области, у нас около 60 процентов земель обрабатывается по «нулевой» технологии. Несмотря на это, испытываем трудности, истоки которых, видимо, в прошлом засушливом году.

По оценке гендиректора одной из крупных отечественных агрокомпаний Владимира Петриченко, валовой сбор зерна в России может составить около 90 миллионов тонн. Прогнозы правительства чуть сдержаннее — 85 миллионов тонн. Минимальным порогом, при котором на внутреннем рынке установится справедливая цена на зерно, эксперты считают 75 миллионов тонн. По словам директора агентства «Стратег» Владимира Решетняка, «справедливой» можно назвать цену, которая устроила бы всех — и производителя, и покупателя. По его мнению, наиболее точную оценку из участников форума дал Владимир Коротеев.

— Себестоимость продовольственной пшеницы, думаю, сложится на уровне 3,5—4 тысячи рублей за тонну, — пояснил он. — Могло быть и меньше, но поля оккупировала гессенская муха. Для борьбы с вредителем хозяйствам пришлось привлекать дополнительные средства. Поэтому считаю, что справедливой была бы цена на уровне 6—6,5 тысячи рублей за тонну.

Возможно, она и сложится на таком уровне, но многое будет зависеть от валового объема. Как напомнил Виктор Таушан, Россия уже «распечатала» интервенционный фонд, и его надо пополнять. Если валовой сбор окажется близок к прошлогоднему уровню в 60,9 миллиона тонн, то цена на зерно может вырасти примерно на 1 — 1,5 тысячи рублей за тонну. В расчет не берутся спекулятивные механизмы, которые наверняка будут применять субъекты отрасли.

— Контролировать взаимоотношения на рынке зерна очень сложно, — сетует руководитель УФАС по Орловской области Валентин Юрасов. — Они носят скрытый внутренний характер. Например, покупателям интервенционного зерна буквально выкручивают руки. Государство установило максимальную цену за его хранение. Но, когда зерно перепродают, покупателю предъявляют другой счет, где стоимость в несколько раз выше.

По словам Валентина Юрасова, о существовании «скрытых» взаимоотношений, труднорегулируемых государством, говорит такой факт: ни одна компания не обратилась в УФАС, пока не вывезла «интервенционное» зерно с элеватора. То есть покупатель предпочитает переплачивать, нежели портить отношения с владельцем хранилища. Так родился механизм, при котором зерно, оставаясь на месте, по документам проходит большой путь и растет в цене, обходя законы и приказы Минсельхоза.

Одна из причин кроется в дефиците элеваторов. По словам Владимира Коротеева, Орловщина обладает мощностью хранения в 1,2 миллиона тонн зерна. Лишь в прошлый, засушливый год сложностей почти не возникало. Но, если в текущем году региону удастся собрать планируемые два миллиона тонн, проблема дефицита напомнит о себе. Из-за дождей зерно влажное, без промышленной подсушки и подработки производителю не обойтись, иначе продукция потеряет свои качества.

— Вся пшеница, которую мы на сегодня собрали, относится к категории «продовольственная», — рассказал Владимир Коротеев. — Терять ее нельзя. Поэтому регион взял курс на увеличение мощностей хранения. Сейчас строится несколько новых элеваторов. В перспективе хотелось бы довести региональную мощность хранения до двух миллионов тонн.

Впрочем, у селян хватает и других забот. Уже сейчас они ломают голову — как сбыть урожай? С 1 июля Россия сняла эмбарго на экспорт зерна. Но редкое орловское предприятие сможет самостоятельно торговать с зарубежными партнерами. Опыт прошлых лет показывает, что места на рынке экспорта поделены. Пробиться на него напрямую производителю из региона, далеко отстоящего от таможенных терминалов и портов, почти невозможно. Это означает, что зерно придется продавать на внутреннем рынке, а уже через посредников оно может оказаться за рубежом.

— У России огромный потенциал развития производства зерна, — считает гендиректор компа-ни «Амбика-Агро» Борис Розенвальд. — Но надо сделать так, чтобы это занятие было выгодным, чтобы цены на продукцию окупали затраты, риски и развитие технологий. А без технологий не обойтись, потому что для расширения выгодных экспортных поставок необходимо зерно хорошего качества.

По его мнению, веское слово в развитии производства обязано сказать государство. Причем регионы не должны оставаться в стороне — надо внедрять собственные механизмы субсидирования и кредитования. Конечно, не каждый регион на это способен, ведь все упирается в бюджетные возможности. Но власти могут дать определенные гарантии производителю, например, в плане минимальной закупочной цены, договорившись об этом на более высоком уровне.

— Для притока инвестиций в развитие технологий нужна уверенность в конечной рентабельной реализации зерна, — говорит Борис Розенвальд. — А для этого необходимы простые механизмы региональной поддержки сельхозпроизводителя — страхование, интервенции и залоговые аукционы, понятные законы и хорошая конъюнктура, развитая региональная логистика. Это задача не одного дня, но приступать к ее решению надо уже сейчас.

По мнению Валентина Юрасова, на формирование цены зерна оказывают влияние и изменившиеся формулы подсчета. Он вспомнил о том, что в советское время аналитики высчитывали пропорции цен на продукцию различных отраслей. Исходя из них строились взаиморасчеты и складывались окончательные цены. Но уже много лет эти пропорции никто не выводит. Поэтому селяне вынуждены подстраиваться под стоимость, например, энергоресурсов.

Нередко сельхозпроизводителя спасает только волевое решение руководства страны или активные действия региональных властей. Так, в текущем году после вмешательства премьер-министра цены на ГСМ для сельхозпредприятий были снижены примерно на 35 процентов. Это оказалось хорошим подспорьем для хозяйств, но некоторые увидели в этом механизм незаконного обогащения: дескать, льготное топливо не доходит до полей, его с выгодой перепродают на «черном рынке» ГСМ.

— В Орловской области это совершенно исключено, — заметил Владимир Коротеев. — У нас налажено хорошее взаимодействие с правоохранительными органами. Ни один литр бензина или дизельного топлива, поставленный по льготным ценам, не выходит из-под контроля. Но дело даже не в этом. Сельхозпредприятию невыгодно заниматься подобными спекуляциями. Хотя бы потому, что поставки льготного топлива обеспечили лишь 80 процентов потребности хозяйств региона в ГСМ. Остальное пришлось покупать по обычной цене.

P.S. В целом участники форума высоко оценили перспективы развития зернового рынка в Черноземье в текущем году. Если погода не преподнесет сюрпризов, валовой сбор может оказаться на уровне прогнозируемого. Говоря о долгосрочной перспективе, эксперты отметили, что массовое применение инновационных технологий способно серьезно продвинуть вперед агропромышленную продукцию Черноземья как на внутрироссийском, так и на мировом рынке.

Денис Передельский
Российская газета, №161, 26 июля 2011 года.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0