23 декабря 2024, 10:52
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Создание элементов федеральной контрактной системы – повышение эффективности государственных закупок Воронежской области

05.08.2011 17:17
Автор:
Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) - Аналитика - В настоящее время общероссийская система государственных закупок находится в стадии кардинальной реформации, о чем свидетельствует повышенное внимание к данной проблеме высших должностных лиц государства от министров до Президента РФ. Одно из последних заявлений Дмитрия Медведева о необходимости внесения изменений в законодательство РФ о госзакупках было сделано в Бюджетном послании Президента РФ от 29.06.

Воронеж. 05.08.2011. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика – В настоящее время общероссийская система государственных закупок находится в стадии кардинальной реформации, о чем свидетельствует повышенное внимание к данной проблеме высших должностных лиц государства от министров до Президента РФ. Одно из последних заявлений Дмитрия Медведева о необходимости внесения изменений в законодательство РФ о госзакупках было сделано в Бюджетном послании Президента РФ от 29.06.2011 «О бюджетной политике в 2012–2014 годах», в котором отмечена необходимость формирования Федеральной контрактной системы (ФКС). Сейчас Федеральный закон №94-ФЗ регулирует лишь процедуру торгов, а ФКС нацелена, в первую очередь, на качественное удовлетворение нужд государства, выбирая при этом путь создания единого взаимосвязанного цикла закупочной деятельности, который затрагивал бы все стадии размещения заказов от планирования до проверки качества исполнения контрактов.

Известно, что на государственные и муниципальные закупки выделяются значительные финансовые ресурсы. К примеру, объем госзаказа Воронежской области на 2011 год составляет более 16 млрд рублей, а муниципального заказа – более 15 млрд рублей. Однако механизмов, позволяющих отслеживать, как будут распределяться эти средства во времени (этап планирования закупок), а также какой от них будет эффект (этап исполнения контрактов), в настоящее время на федеральном уровне не существует. Однако разработанный Минэкономразвития законопроект «О федеральной контрактной системе» должен решить эти проблемы.

Напомним, что в ноябре 2010 года губернатором Воронежской области Алексеем Гордеевым и министром экономического развития РФ Эльвирой Набиуллиной подписано соглашение, в рамках которого в Воронежской области наряду еще с шестью регионами-участниками пилотного проекта должно осуществляться формирование и внедрение элементов ФКС. Координатором работ определено Управление государственного заказа области. На основе наработок регионов будут формироваться общероссийские стандарты и принципы ФКС.

Необходимость создания ФКС также отмечена в широко известной «Стратегии-2020», для реализации которой созданы федеральные экспертные группы, в том числе группа, посвященная проблемам повышения эффективности государственных закупок и формированию ФКС, в состав которой вошли специалисты и эксперты из разных регионов России. Воронежскую область представил Тарас Семеренко – заместитель руководителя управления государственного заказа области.

Наш регион не остался в стороне от указанных проблем и в соответствии с распоряжением правительства области были созданы региональные экспертные группы-дублеры. Так, наряду с другими экспертными группами, под руководством Тараса Семеренко появилась экспертная группа №12 «Повышение эффективности государственных инвестиций и государственных закупок, создание федеральной контрактной системы» (РЭГ №12), объединившая в себе представителей органов исполнительной власти, научного сообщества, а также общественных организаций.

Итогом работы РЭГ №12 стали подготовленные совместно с Управлением государственного заказа области как основным координатором региональных работ в сфере ФКС предложения по повышению эффективности закупочного процесса и созданию ФКС, затрагивающие как общерегиональный уровень, так и специфику Воронежской области вместе с муниципалитетами. Сущность высказанных предложений заключалась в формировании системного подхода управления закупками, а также в разработке и внедрении конкретных механизмов и инструментов реализации закупочной деятельности.

Некоторые из предложений постепенно воплощаются в жизнь в Воронежской области, поэтому могут стать основой для других регионов при формировании элементов ФКС.

К примеру, наши госзаказчики обязаны составлять планы-графики торгов, которые необходимо соблюдать. Существуют, конечно, несоответствия, однако они должны быть обязательно обоснованы. В противном случае такие несоответствия будут учтены при определении ежеквартальной премии руководителя органа власти, заявка на проведение торгов которого не соответствовала ранее поданному плану-графику.

В рамках стадии исполнения государственных контрактов в Управлении государственного заказа Воронежской области даже создано отдельное структурное подразделение, которое будет проводить детальный контроль за качеством исполнения государственных контрактов, а также осуществлять разработку и внедрение процедур мониторинга исполнения контрактов.

Что касается непосредственно процедур торгов, то они регламентируются положениями всем известного Федерального закона №94-ФЗ, который все-таки не в полной мере выполняет поставленную Дмитрием Медведевым задачу создания единого цикла закупочной деятельности. Таким образом, в Воронежской области модернизировать стадию торгов будет возможно только после утверждения и вступления в юридическую силу законопроекта «О федеральной контрактной системе». Этот закон, как ожидается, существенно расширит способы размещения заказа и не будет сводиться только к аукционам, где решающим критерием является лишь цена.

Неотъемлемой частью ФКС является также применение единых ценовых ориентиров, формированием которых в Воронежской области занимается созданное в ноябре 2010 года и успешно функционирующее автономное учреждение «Информационно-аналитический центр «Госзаказ». На основе формируемого реестра цен на товары, работы и услуги «Госзаказ» проводит мониторинг соответствия начальных (максимальных) цен контрактов действующей конъюнктуре рынка. В результате детальной системной работы данного центра за первое полугодие 2011 года после частичного анализа закупок лишь в социальной сфере выявлена возможная экономия бюджетных средств в размере более 130 млн рублей, и это еще до торгов.

Таким образом, текущая ситуация в сфере размещения государственного заказа в Воронежской области позволяет говорить о наличии в регионе задатков ФКС еще до момента их формирования на федеральном уровне. При этом нужно не забывать, что процесс повышения эффективности государственных закупок непрерывен во времени, и еще многое предстоит сделать для создания качественно новой системы, чем постоянно занимается Управление государственного заказа области при взаимодействии с рядом министерств и ведомств, общественных организаций, Торгово-промышленной палаты, а также экспертных групп и советов.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0