WorldClass

20 сентября 2024, 00:46
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Российская газета // Арифметика потерь

16.08.2011 14:07
Из-за переноса таможенного поста курские предприятия несут колоссальные убытки В соответствии с приказом Федеральной таможенной службы России с 29 июня 2011 года Курский таможенный пост базируется не в областном центре, а в Суджанском районе, на складе временного хранения ООО «РОСТЭК-Суджа». Сделано это в рамках Концепции ФТС России по переносу таможенного оформления и таможенного контроля товаров в места, приближенные к государственной границе Российской Федерации.

Из-за переноса таможенного поста курские предприятия несут колоссальные убытки

В соответствии с приказом Федеральной таможенной службы России с 29 июня 2011 года Курский таможенный пост базируется не в областном центре, а в Суджанском районе, на складе временного хранения ООО «РОСТЭК-Суджа».

Сделано это в рамках Концепции ФТС России по переносу таможенного оформления и таможенного контроля товаров в места, приближенные к государственной границе Российской Федерации. Но данная рокировка не устраивает участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Руководители предприятий — участников ВЭД направили губернатору Курской области Александру Михайлову, председателю правительства Курской области Александру Зубареву, председателю Курской областной думы Виктору Карамышеву, а также в другие органы власти обращение с просьбой как можно в более краткие сроки решить вопрос «о сохранении таможенного органа на СВХ ОАО «Курскглавснаб», расположенного по адресу: город Курск, улица 1-я Строительная, дом 3».

«Изменение дислокации Курского таможенного поста, личный состав которого был переведен в Суджу, не только оказалось преждевременной мерой, но и может привести к необратимым для Курской области последствиям — полному коллапсу в сфере внешнеэкономической деятельности, — говорится в обращении. — По объективным данным, уже на сегодняшний день курские предприятия — участники ВЭД несут убытки, в совокупности приблизившиеся к полутора миллиардам рублей. Крупнейшие из них рассматривают возможности переноса части производственных мощностей в соседние Брянскую и Белгородскую области. А зарубежные контрагенты курских предприятий, оказавшихся заложниками скоропалительного решения, не планируют продления контрактов в связи с резким ростом себестоимости продукции курских предприятий — участников ВЭД, последовавшим сразу же после перевода Курского таможенного поста в Суджу».

Как считают участники ВЭД, при принятии решения об изменении места дислокации поста не учитывались интересы курских предприятий и организаций, у которых резко выросли непроизводственные издержки.

В первую очередь возникли проблемы с железнодорожными перевозками. Ведь 95 процентов товаров, поступающих в адрес курских предприятий, приходит на станцию Рышково, которая остается в зоне деятельности Курского таможенного поста, находящегося теперь более чем за 100 километров.

Железная дорога как таможенный перевозчик для завершения транзита обязана представить документы на товар Курскому таможенному посту. У станции отсутствует возможность перевозки документов по каждой товарной партии. Поэтому работа организована так: один раз в сутки представитель станции везет на пост документы по тем товарам, которые поступили к этому моменту (около 11 часов). Время в пути — минимум полтора часа. К тому времени на посту уже обед. Основная масса документов по завершении транзита по железной дороге обрабатывается после 14 часов. Это уже увеличение простоя транспортного средства как минимум на 12 часов. А если вагоны приходят на станцию позже отъезда представителя, то документы на них представляются таможне уже на следующий день. Кроме того, завершение транзита возможно не просто при поступлении товара на станцию, а при постановке вагонов в зону таможенного контроля (ЗТК), которая часто бывает переполнена. Вагоны из ЗТК убираются после того, как товары пройдут таможенную очистку и документы на них будут переданы с Курского поста на станцию уже представителем декларанта. В лучшем случае это конец рабочего дня. С учетом расстояния раскредитовка вагонов по станции осуществляется уже вечером или ночью.

Таким образом, по подсчетам авторов обращения, простои вагонов по станции увеличиваются как минимум на сутки, а то и на 36 часов. В среднем на один вагон приходится 10300 рублей дополнительных расходов. При грузопотоке в 200 вагонов в месяц предприятия области теряют от простоя порядка двух миллионов рублей.

Есть проблемы с прохождением фитосанитарного контроля. Инспектор Россельхознадзора, находящийся на СВХ «Ростэк-Суджа» почему-то не уполномочен на проведение контроля тары на товары, поступающие по железной дороге. Чтобы завершить таможенное оформление, необходимо поставить на накладных штамп фитосанитарного контроля о выпуске. Для этого приходится возить документы из Суджи в Курск и обратно.

Не меньше трудностей возникает и с автотранспортом, перевозящим импорт. Только 22—25 процентов грузов, направляемых в Курск, пересекает границу в регионе деятельности Курской таможни (МАПП Суджа, Рыльск и двухсторонний пункт пропуска Глушково). Место доставки — опять же таможенный орган, а не СВХ. Иными словами, если машина заходит через Суджу или Рыльск, то ситуация еще не критична. Но если товар идет, например, с Украины через Нехотеевку Белгородской области, то он направляется на один из постов Курской таможни, ближайший из которых находится в Судже! А это крюк почти в 200 километров. Транспортные расходы на фуру увеличиваются на 250-300 долларов США.

Товары, идущие автотранспортом на экспорт, также оказались в «ловушке». После того как подана декларация, экспортируемые товары считаются находящимися под таможенным контролем и должны располагаться в ЗТК. При перевозке товара по конвенции МДП пломбирование грузового отсека автомобиля обязательно. Да и последние рекомендации ФТС указывают на необходимость наложения обеспечения на любое допущенное транспортное средство. Эта операция должна проводиться в ЗТК. Если раньше оформление производилось в Курске, то теперь ближайший таможенный пост и ЗТК расположены за 100 км. Так, только транспортные расходы при оформлении товара на Курском таможенном посту при следовании товара в направлении Харькова увеличились на 300 долларов.

В этой ситуации Курск теряет свою инвестиционную привлекательность. Предприятия-гиганты, такие как ЗАО «Конти», ОАО «Прибор», ОАО «Курскглавснаб», ООО «Центрметаллснаб», налаживали и развивали свои производственные мощности с учетом удобного расположения Курского таможенного поста. После переноса предприятия несут огромные убытки. Себестоимость их продукции возросла.

Поскольку многим предприятиям — участникам ВЭД перенос таможенного поста экономически не выгоден, многие из них будут вынуждены сокращать, а то и вовсе сворачивать свои производства.

Еще в худшей ситуации предприятия, декларирующие товары через ЗАО «Ростэк-Курск». Их товары руководитель «Ростэк-Курск» Олег Бардаш направляет оформляться на Козинский пост в Рыльский район, через свой склад. В результате участникам ВЭД приходится гонять свой транспорт из одного конца области в другой. Разумеется, в учет не принимаются транспортные расходы. И предприятия, торгующие с харьковскими организациями, несут транспортные убытки в 15—20 тысяч рублей с фуры.

Под угрозой срыва контракты с украинскими партнерами. А украинский рынок, как известно, для курских предприятий всегда был стратегическим. Как следствие, вскоре регион понесет потери в налоговых сборах. Многие предприятия могут перевести свою деятельность в соседние области, вблизи расположения других таможенных постов.

Все эти таможенные преобразования коснулись и рядовых курян. Единственный таможенный орган, производящий таможенное оформление грузов физических лиц, почтовых отправлений, автомототранспорта для личного пользования, — Курский таможенный пост. Вернее, его отдел, который тоже расположен теперь за 120 километров от Курска.

Отныне, чтобы оформить личные вещи, прибывшие на контейнерную станцию в Курск, нужно приехать на Курский пост (несколько часов на автобусе, на такси от Курска — 1200 рублей в один конец), чтобы написать заявление — декларацию. Затем, прождав несколько часов, обеспечить доставку досмотрового инспектора в Курск и обратно. Через пару дней предстоит поездка на Курский пост за документами, подтверждающими прохождение таможенного оформления.

С почтой ситуация схожая. Едешь за инспектором на Курский пост, везешь его на почтамт, чтобы обеспечить таможенное наблюдение по перемещению посылки в ЗТК, то есть опять на Курский пост.

Непросто и работникам таможни. После того как «Ростэк-Курск» стал загружать свой TJIT в Козино, Козинский пост перестал справляться с таким товаропотоком. Решение нашлось простое. Для нормализации обстановки по решению Центрального таможенного управления к этому посту было прикреплено несколько человек с Курского поста. Работа же инспекторов на Курском посту организована в две смены по 12 часов, два дня работы через два выходных. Этот график хоть как-то позволяет людям отдохнуть. Время в пути занимает более полутора часов в один конец. Доставка к месту работы организована таможней. Автобус отправляется из Курска в 6.45, обратно — в 21.15. Между сменами у инспекторов практически остается всего шесть часов личного времени (с 00 часов до 06 утра). Некоторые ночуют прямо на рабочем месте, чтобы не тратить время на дорогу. Мужчинам проще, но половину личного состава составляют женщины, у которых голова болит о семьях и детях...

При таком режиме работы и в таком составе смен (на оформлении деклараций в отделе задействовано четыре человека) сколько деклараций сможет выпустить Курский пост за день? Ответ — 40, не более. А ведь идея перевода Курского поста заключалась в обеспечении быстрого и качественного таможенного оформления в непосредственной близости от пункта пропуска. О какой оптимизации оформления может идти речь?

Когда начнут увольняться люди с Курского поста, который был до недавнего времени самым работоспособным и подготовленным в таможне, заменить их будет некем. Нет желающих участвовать в конкурсах. Даже если найдутся, на подготовку инспектора к самостоятельной работе уйдет не один месяц.

Неоправданные издержки возросли многократно. Курские предприятия несут убытки. Снижается конкурентоспособность местных товаров. Ломаются наработанные годами логистические схемы.

Авторы обращения убеждены — вопрос с возвращением поста в Курск надо решать немедленно. Иначе последствия для экономики региона станут необратимыми.

Антон Иванов
Российская газета, №179, 16 августа 2011 года.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0