Воронеж. 29.08.2011. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика – Глобализация таит в себе немало парадоксов. Например, происходит стирание национальных различий, но при этом приобретают огромное значение различия региональные. Перекусить в ресторане «Макдональдс» можно, наверное, уже в подавляющем большинстве стран мира, а посмотреть «Гарри Поттера» - на большинстве национальных языков. А вот Ниагарский водопад или Стоунхендж, которые являются точно такими же всемирно известными брендами, интересны как раз тем, что в натуральную величину встречаются только в одной точке мира. Хотя далеко не всякий навскидку скажет, в каком же именно государстве они расположены.
Но, выступая ярыми противниками включения в глобализационные процессы, они забывают, что восстановленная «Гото Предестинация» будет напоминать не только о боевой славе, но и о славном экспорте русского оружия. Как известно, свою флотскую карьеру первый русский военный корабль закончил на службе у турецкого султана под названием «Купадание Моско», будучи продан как устаревшая к тому моменту модель за 26,165 тыс. венецианских червонцев. Поэтому на примере первого военного корабля, кроме прочего, молодое поколение сможет убедиться в истинности одного из главнейших посылов сторонников глобализации: «Технологии не имеют национальности». Что само по себе не очень-то в «патриотическом» антиглобалистском духе.
Прагматики, для которых словосочетание «слава русского оружия» если и не пустой звук, то неудачный слоган, просто не усматривают в «Гото Предестинации» никакой ценности. «Смысл этого корабля-музея за 200 млн рублей мало кто из смертных воронежцев понимает. Не лучше ли построить с десяток садиков? Или несколько поликлиник модернизировать?» Самое странное, что такие мнения высказывают экономические обозреватели и эксперты, которые в отличие от патриотов-изоляционистов правомерно считают включение в глобализационные процессы мощным средством продвижения бизнеса, который действительно не имеет национальности. Ведь в самом деле глобализация стирает не столько национальные, сколько государственные границы. За размещение нового производства концерна Volkswagen конкурировали не Россия и Украина, а Калужская и Запорожская области. Капиталы давно уже вполне свободно перемещаются по планете, а сейчас, благодаря надвигающейся второй волне финансового кризиса, еще и, возможно, устремятся в реальный сектор экономики вне зон повышенной экономической турбулентности (США и Евросоюза).
Разумеется, транснациональный бизнес тщательно изучает регион, вхождение в который его интересует. Но прежде чем приступить к изучению новой точки экспансии, ее сначала надо заметить. И с этой точки зрения территориальный бренд, пожалуй, так же важен, как ресторанный или автомобильный. А для его формирования нужна удивительная история и цепляющий логотип. Тот факт, что расположенный в Центральной России город является «колыбелью русского флота», всегда удивляет тех, кто впервые о нем узнает. Но, чтобы акцентировать внимание на своей истории, необходим величественный, зримый символ, как Пизанская башня или Кельнский собор. «Гото Предестинация» на причале Адмиралтейской верфи, конечно, по размерам станет более скромной достопримечательностью, но явно не менее любопытной. Получается, воплощение уникальности Воронежа и вообще всей области в камне и металле - это, в первую очередь, прагматичная попытка позиционировать регион в глобальном экономическом пространстве, а уж во вторую - дань патриотическим чувствам.
К тому же, по расчетам ряда консалтинговых агентств, обычно затраты на рекламу у малых и средних компаний, работающих в сегменте business-to-customers, составляют 2-5%, у транснациональных корпораций рекламная доля бюджета может быть и на порядок выше. В сравнении с этим 200 млн рублей на воссоздание первого русского военного корабля (0,4% от годового бюджета области) - на порядок ниже обычного уровня рекламных затрат. Толку перенаправлять и эти крупицы на садики и поликлиники (доля социальных расходов итак составляет 70% от общего объема региональной казны), если сами жители региона будут уезжать из него, потому что никто сюда не вкладывает, никто не приезжает и здесь просто неинтересно. В итоге просто некому станет и пользоваться социальными объектами.
Впрочем, идея воссоздания «Гото Предестинации» - повод не для конфронтации, а, напротив, консолидации патриотов и прагматиков. Первым давно пора понять, что включение в глобализационные процессы вовсе не противоречит национальным интересам. Ведь если топ-менеджерам авиакомпании Turkish Airlines самолеты, производимые сейчас на Воронежском авиазаводе, будет так же интересны, как адмиралам турецкого флота – корабли, построенные на Воронежской верфи, выиграет и отечественный авиапром, и регион. А прагматикам пора перестать давать оценки «космического масштаба и космической же глупости» на тему, как плохи дела в регионе, а вместо этого - заняться реализацией собственного бизнес-проекта, который сможет стать хотя бы маленьким вкладом в социально-экономическое развитие края. Например, наладить выпуск сувенирчиков для туристов в виде корабликов «Гото Предестинация», которые скоро, возможно, будут пользоваться большим спросом.