Воронеж. 01.09.2011. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Светская хроника – 26 августа, накануне Дня российского кино, в Воронеже, по приглашению журнала «Теленеделя» и Fashion Studio «Buonvicini», в рамках собрания клуба-салона «Образцы», побывал кинокритик и ведущий программы «Культ кино» на канале «Культура» Кирилл Разлогов (он же брат Натальи Разлоговой - гражданской жены Виктора Цоя).
Кирилл Эмильевич Разлогов - автор 14 книг по истории искусства и кинематографа. С 1972 года он преподает историю мирового кинематографа на Высших курсах сценаристов и режиссеров, с 1988 - на киноведческом факультете ВГИКа. О кино господин Разлогов знает все или почти все. Да и как иначе – он варится в «кинобульоне» (это ироничное название мирового кинопроцесса приводит сам киновед) с отрочества.
Сын дипломатов, в 14 лет, живя с родителями в Париже, он увлекся кино настолько, что даже начал вести свою картотеку:
- Единственным доступным развлечением было кино, - припомнил Кирилл Разлогов. - Мне родители разрешали ходить в кинотеатры, где билеты стоили не более двух франков. Я выстраивал из этих фильмов таблицы и проставлял каждому фильму оценку по 20-балльной шкале, которая принята во Франции. Ставил оценки режиссеру, актерам, сценаристу. В неделю я выбирал 3-4 фильма, на которые мне разрешали потратить деньги… Я не думал, что буду киноманом, думал стать математиком. Но кино меня затянуло. К тому же кино более близко к жизни, чем математика.
Сейчас Кирилл Эмильевич в среднем смотрит в год по тысячи фильмов. Понятия «интересный» и «неинтересный» фильм киновед воспринимает по-своему.
- Если есть возможность, смотрю фильм до конца, - рассказывает Разлогов. - Фильм может быть мне не интересен как критику, но неинтересен мне как культурологу не может быть, потому что никогда не знаешь, как раскроется культурологическая конструкция. Я могу сказать – картина чудовищна, ужасна. Но она этим и интересна. А если при этом она пользуется большим зрительским интересом, то интересна вдвойне. А фильм, который никто не смотрит, тоже интересен. Другое дело, когда перед Московским международным кинофестивалем (Кирилл Эмильевич там – программный директор) нужно просмотреть 500 фильмов за две недели. Ясно, что я их полностью смотреть не буду. …Кстати, ко мне на фестивалях часто подходят зрители и просят поставить галочки в программке на предмет, какие фильмы можно посмотреть. Я всегда спрашиваю: «Для кого? Для ребенка? Для свекрови?». Что касается сериалов, я лично их не смотрю, но могу посмотреть сериал, который смотрит жена или свекровь. Это мне любопытно с культурологической точки зрения, чтобы понять, какой аудитории это может быть вообще интересно.
Говоря о работе коллег, тележурналистов, которые ведут передачи про кино, Кирилл Эмильевич заметил, что лично ему смотреть это неинтересно, потому что «телеведущий говорит то, что ему напишет редактор». Да и сам господин Разлогов, по его признанию, ощущает некую «главенствующую» роль руководства канала «Культура», где выпускает передачу «Культ кино».
- Те картины, которые я показываю, были до последнего времени субкультурой творческой интеллигенции, - рассказал киновед. - Пока меня не заставили показывать абсолютную классику. Это та культура, которую называют «среднелобая», по сути это та культура, которая и представлена каналом «Культура». Один мой знакомый называет ее более злобно – «Культура для сельских учительниц». То есть то, что всеми признается культурой, но что потеряло всякую актуальность и всякую живую кровь. Эта самая кульутра принадлежит к искусству в наименьшей степени. ... Культура консервативна, она стремится к тому, чтобы ничего не менялось. Но в культуре есть маленький слой, призванный что-то менять. Как правило, с ним борются - это выставка «Осторожно, религия», художник Кулик, который лает на выставках, художник, который приколотил себя гвоздями к воротам института культурологи, где я работаю, и написал себе на спине «Я не сын божий». За что на нас чуть не подали в суд. Для этого типа культуры существует Московская биеннале. Сюда же относятся «Целующиеся милиционеры», которых не хотели отправлять на какую-то выставку за рубеж. В общем, живая культура - это все то, что запрещает Министерство культуры. Неслучайно заменили кино, которое я показывал раньше, классикой, которая никого не раздражает. Правда, я время от времени буду показывать что-то забавное (из 40 картин 3 – «мои»). Понять руководство канала можно, потому что многие не видели классику. Считаю, что «Культура» как раз и должна показывать классику, но все эти картины должны идти в нормальное время, а не в 12 часов ночи, когда идет моя программа для киноманов сумасшедших. У моей программы был замысел другой – мне было интересно обратиться к узкому кругу киноманов. Моя передача изначально была именно для киноманов. …Хотя я пытался сделать еще хоть на одном канале ток-шоу про новинки российского кино. Ни один канал не согласился – не хотели «пиарить» фильмы соседнего канала. Сказали, это никому не нужно кроме кинопродюсеров, которые таким образом выровняют шансы своих фильмов. Но никто не заинтересован, чтобы шансы были равными.
Говоря о новинках кино, господин Разлогов назвал в числе достойных такие фильмы как «Меланхолия» Ларса Фон Триера, «Древо жизни» Терренса Малика, «Зимняя кость» Дебры Граник, «Американская глубинка» Майкла Толлина, «Фауст» Александра Сакурова, «Шапито-шоу» Сергея Лобана, «Елена» Андрея Звягинцева.
При этом Кирилл Эмильевич подчеркнул, что кино постоянно меняется.
- Не удивляйтесь, когда в кинотеатрах показывают чудовищные фильмы, – успокоил господин Разлогов. - Потому что фильмы, которые нравятся подросткам (они в основном посещают кинотеатры) не могут нравиться всем остальным. На фестивалях как раз показывают все то, что интересно другим людям. …Жизнь актеров тоже меняется. Сейчас, как кто-то пошутил, обезьяны – это главные актеры. То есть нарисованные персонажи, такие как Шрэк, становятся более важны для коллективного бессознательного. Этого живые актеры очень боятся. Актеры боятся, что начнут делать их компьютерных клонов и они станут не нужны…
При всей своей погруженности в кинопроцесс и увлеченности кино, Кирилл Разлогов находит время для директорства - с 1989 года он возглавляет Российский институт культурологи. Господин Разлогов рассказал о работе на этом посту с юмором:
- Я уходил из Госкино и сделал попытку выбраться на пост директора в Институте кино. Там ничего не получилось. С легким сердцем я решил баллотироваться в институте культурологи. Думаю, покорил я их тем, что заснул. …Здесь я могу взять на работу любого человека, который хочет заниматься культурой, где бы они ни жил. За те маленькие деньги, что у нас платят, можно заниматься только любимым делом. Хотя у нас есть вещи, на которых зарабатывают большие деньги. Сектор проектирования музеев зарабатывает в пять раз больше бюджета всего института. …Не хочу, чтобы у нас был опыт Института кино, когда взяли работать красивых девушек, дочек великих людей, потом они все вместе ушли на пенсию, а институт самоликвидировался. Чтоб этого не было, я взял на работу молодого зама. Среди заведующих секциями есть молодые люди. С приходом молодых девушек стали обсуждать прически и макияж, и старички оживились (у нас работают специалисты 70 и 80 лет). У нас там весело – веселее, чем в институте философии …Мне интересно заниматься культурой, интересны открытия, прорывы и новшества. Мне интересна та живая культура, которая стремится к инновациям. Я счастлив, потому что могу заниматься любимы делом.