WorldClass

19 сентября 2024, 04:20
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Липецкая газета // Дайте человеку «Сигму»!

27.09.2011 17:22
Глядя в сентябрьское небо, ловишь себя на мысли: эх, взмыть бы, как птица, в эту прозрачную синеву и парить над изумрудными полями озимых, желтеющими рощицами берёзок, голубой лентой реки. Такие мечты, наверное, посещали многих. Но только теперь сказка может стать былью. Нет, речь не о полётах на авиалайнерах, в которых сидишь, как в вагоне электрички, и не испытываешь чувства свободного парения над землёй. Я говорю о малой авиации, которая очень скоро может войти в нашу повседневную жизнь, как вошли в неё современные автомобили.

Глядя в сентябрьское небо, ловишь себя на мысли: эх, взмыть бы, как птица, в эту прозрачную синеву и парить над изумрудными полями озимых, желтеющими рощицами берёзок, голубой лентой реки. Такие мечты, наверное, посещали многих. Но только теперь сказка может стать былью. Нет, речь не о полётах на авиалайнерах, в которых сидишь, как в вагоне электрички, и не испытываешь чувства свободного парения над землёй. Я говорю о малой авиации, которая очень скоро может войти в нашу повседневную жизнь, как вошли в неё современные автомобили.

Кстати, самолёты «Сигма-Классик», производство которых налажено в Усмани, стоят, как престижная иномарка, – от 2,5 миллиона рублей. Вот только возможности он открывает гораздо большие. Крейсерская скорость 170 километров в час, дальность с дополнительным баком – больше тысячи километров. Причём дороги такому средству передвижения не нужны. В ноябре прошлого года была принята уведомительная система по полётам. Это коренным образом изменило ситуацию, ведь существующая ранее разрешительная система практически ставила крест на полётах малых судов. Горячие головы вынуждены были летать без разрешения, как говорят пилоты, «вчёрную». Теперь достаточно сообщить диспетчеру ближайшего аэропорта о том, что борт под таким-то номером вылетает в определённом направлении. Диспетчер сообщает высоту и коридор полёта. По сути, теперь можно летать свободно – небо открыли. Конструктор «Сигмы» Сергей Владимирович Игнатьев так и поступает, прибывая в Усмань из подмосковного Жуковского на своём детище за два часа неспешного полёта.

Самолёт отличается хорошим обзором, простотой управления. Как говорят лётчики, он предсказуемо входит в штопор и так же выходит из него. Это позволяет готовить на нём пилотов. Что касается расходов на обслуживание, то они сопоставимы с содержанием отечественного авто. Техобслуживание австрийского двигателя «Ротекс» в сто лошадиных сил обходится в 3 тысячи рублей. Движок работает на обычном бензине АИ-95. Расход умеренный: 13 литров на 170 километров. Теперь можно перефразировать фразу Ильфа и Петрова «Автомобиль не роскошь, а средство передвижения». Отныне и собственный самолёт не роскошь!

Не случайно девять Героев России, заслуженных лётчиков-испытателей приобрели себе самолёт в собственность. Спрашивается, зачем асам, летающим на самой современной технике, такая «муха»? Вердикт профессионалов однозначен: «Сигма» дарит ни с чем не сравнимое удовольствие от полёта. На высоком уровне и безопасность. На «Сигме» устанавливается спас-система: при аварии выстреливается парашют, на котором спускается весь самолёт с пилотом и пассажиром.

Конечно, дело не только в удовольствии для влюблённых в небо, но и в экономике. Как известно, Советский Союз занимал большую долю мирового рынка авиастроения. Сегодня даже парк российских авиакомпаний на три четверти состоит из лайнеров иностранного производства. Эксперты подсчитали, что крушение созданной в СССР системы гражданского самолётостроения привело к огромным невосполнимым потерям. Если бы наша страна сохранила былые позиции на глобальном рынке, то только от этой высокотехнологичной отрасли получала бы доходы, сопоставимые с поступлениями от нефти и газа. Но если запасы полезных ископаемых ограничены, это, как говорится, невосполнимый ресурс, то потенциал творческой мысли и таланта наших авиаконструкторов и инженеров не имеет пределов. Как знать, может быть, именно с малой авиации и начнётся взлёт нашего авиапрома к былым высотам.

По крайней мере, размах, с которым подошло к реализации своих идей ООО «Сигма», внушает уважение и настраивает на оптимистический лад. Сейчас сборка самолётов налажена в арендованном цехе усманского завода «Литмашприбор». Но генеральный директор ООО «Сигма» Вера Алексеевна ИВАХИНА не скрывает, что это лишь промежуточный этап в развитии компании. Планы гораздо более грандиозные. Для их успешной реализации есть все необходимые составляющие.

– Самое главное для нас то, что есть понимание и поддержка со стороны администрации Липецкой области и Усманского района, – говорит Вера Алексеевна. – Это не просто красивые слова. Как говорится, есть с чем сравнивать. Мы начинали свой бизнес в подмосковном Жуковском, где стоимость аренды помещений очень высокая. Во время ависалона «МАКС-2007» к нам обратились представители Воронежской области с предложением разместить производство в бизнесинкубаторе «Авиационный» на льготных условиях. Он находился рядом с Воронежским акционерным самолётостроительным обществом (ВАСО), известным на всю страну производителем современных самолётов. Я думала, что проблем с кадрами авиастроителей не будет. Но оказалось всё с точностью до наоборот. Опытные специалисты давно ушли с предприятия. Пришлось набирать ребят после авиационного техникума, которых мы девять месяцев учили под задачи нашего предприятия. А закончилось всё тем, что администрация Воронежской области не продлила нам договор аренды помещения. К тому же, в Воронеже запрещено испытывать над в чертой города однодвигательные самолёты, вот огромные аэробусы – пожалуйста! Так мы зашли в полный тупик. А потом нам сказали, что нужно освободить помещение за две недели. Это напоминало эвакуацию предприятия в годы войны.

Поэтому, когда я попала в Усмань и познакомилась с главой администрации района Владимиром Михайловичем Мазо, у меня отпали все сомнения на счёт места базирования предприятия. Это душевный и приятный в общении человек, который всегда готов оказать конкретную помощь. Как позже выяснилось, такой стиль отношения к инвесторам, представителям малого бизнеса культивируется главой региона Олегом Петровичем Королёвым на территории всей области. Такого взаимо-понимания я просто не ожидала. Когда рассказываю знакомым и партнёрам по бизнесу о чудесном инвестиционном климате в Липецкой области, мне просто говорят, что такого в наше время быть не может. Проект курируют руководители региона, и у нас не было ни одной административной проблемы. Очень быстро оформили все разрешительные документы.

Что говорить о прошлом, давайте заглянем в будущее! Уже вышла новая модель самолёта «Сигма-5» со складывающимися крыльями, которую мы, возможно, и будем собирать. Расширяется и количество модификаций. Мы предлагаем «Сигму» учебно-трени­ровочную, сельскохозяйственную. Недавно сделали новую комплектацию для мониторинга. Эти самолёты оснащены современным оборудованием питерской компании «Транзас». Они помогут работникам МЧС в розыске людей, в обнаружении лесных пожаров. Выпускаются самолёты на лыжах и поплавках. Благодаря такому подходу к запросам клиентов, спрос на нашу продукцию постоянно растёт. Если на прошедшем недавно авиасалоне «МАКС-2011» была первоначальная договорённость с Сергеем Кужугетовичем Шойгу на поставку десяти «Сигма- Классик» для МЧС, то по итогам показа авиационной техники в Ростовской области подписан протокол о намерениях с этим министерством на 63 самолёта. Кроме того, липецкая компания «Авиаинвест» уже закупила 10 самолётов сельхозназначения и планирует заказать ещё 42 самолёта. Такой всплеск интереса я объясняю эффектом «сарафанного радио», когда положительные отзывы о самолёте передаются от одного нашего реального клиента десяткам потенциальных. А то, что спрос на малую авиацию существует, нет никакого сомнения.

Чтобы увидеть будущее более наглядно, мы отправились на строительную площадку. В живописном месте, рядом с аэродромом воронежской авиакомпании «Полёт», идёт строительство первого цеха, в котором к зиме должна начаться сборка самолётов «Сигма». Но это будет лишь малая часть большого проекта по созданию уникального многофункционально комплекса. Поездив по миру, Вера Алексеевна поняла, что нужно реализовать принцип «одного окна». Если человек купил построенный здесь самолёт, то он должен тут же проходить и сервисное обслуживание. А если он прилетел на обслуживание, то нужны благоустроенные гостиничные номера, сфера услуг и развлечений. Кроме того, необходимо обучать пилотированию самолёта. Поэтому не обойтись без учебного центра. Будет здесь и тренажёрный зал, где опытные специалисты и новички смогут освоить азы управления самолётом или отточить мастерство.

Проект уже выполнен в виртуальном виде, и видеофильм впечатляет. Все строения очень искусно вписаны в пейзаж – семь коттеджей из брёвен на восемь номеров каждый, ресторан в русском стиле с говорящим названием «От винта!» Здесь будет, где отдохнуть и развлечься. Уже закуплена вертикальная аэродинамическая труба на восемь человек, где каждый желающий сможет ощутить всю прелесть свободного полёта в абсолютно безопасных условиях. Подобных сооружений столь высокого уровня в России пока нет. Поэтому наша сборная по парашютному спорту вынуждена тренироваться в Германии.

Поражают и масштабы: два производственных цеха «Сигмы» займут 4, 5 тысячи квадратных метров, около 2 тысяч квадратных метров – сервисный центр.

Уникальность комплекса ещё и в том, что на аэродроме три взлётных полосы. Одна из них – протяжённостью в 2,5 километра – является запасным аэродромом Министерства обороны и способна принимать даже большие самолёты. Её называют святой, так как в годы войны на строительство этого необходимого военного объекта были использованы стройматериалы семи церквей. Наличие таких взлётных полос имеет большое значение, так как администрация Усманского района выделяет 300 гектаров земли для создания индустриального парка «Авиационный». Сейчас идут переговоры с чешской компанией о производстве самолётов «Вектор-55» на 9-14 посадочных мест. Они могут прийти на смену знаменитому АН-2 («кукурузнику») и летать на региональных линиях. На этот самолёт уже собрано около 500 предварительных заявок только в России.

Естественно, нужно максимально снизить себестоимость авиатехники, чтобы она была конкурентоспособной на рынке. Сделать это можно, только обеспечив на месте производство недорогих комплектующих. Дело в том, что даже в маленькой и простой «Сигме», выполненной из композитных материалов и весящей всего 340 килограммов, используются сотни разных болтов и заклёпок. Метизы для авиационной промышленности изготавливает только один завод в России, и, естественно, он диктует монопольные условия по цене и по объёму минимальной партии товара. Анализ показал: если пойти на условия крупных поставщиков-монополистов, то «Сигма-Классик» будет стоить под 10 миллионов рублей. Решить проблему поможет развитие вспомогательных производств на месте. Словом, предстоит создать небольшую экономическую зону и авиастроительный кластер одновременно. Компаний, изъявивших желание работать в индустриальном парке, с каждым днём становится всё больше, ведь резиденты получат преференции по налогам. Метизы, штамповка, металлообработка – всё это будет востребовано в строительстве самолётов.

Реализация проекта поможет Усманскому району не только пополнить налогооблагаемую базу, но и обеспечить местных жителей интересной работой. Дело в том, что многие усманцы сегодня работают в ВАСО. Но добираться до предприятия приходится больше часа. А теперь у них появится работа по специальности рядом с домом. Только ООО «Сигма» может создать до 350 рабочих мест. Если успешно реализуются проекты других компаний, в том числе по сборке чешских самолётов «Вектра», то появятся ещё сотни новых рабочих мест. Поэтому сложно переоценить значение индустриального парка «Авиационный» для экономики всего региона. А со временем, возможно, усманская земля станет центром возрождения малого авиастроения всей страны.

Недавно Вера Ивахина приобрела в Усмани дом. И хотя муж и трое детей пока живут в Москве, Вера Алексеевна решила пустить корни в новом для себя месте. И причина не только в чистом воздухе, от которого у неё первое время даже болела голова. Дело в мечте, ради которой она больше семи лет назад поменяла карьеру юриста на производителя новых для нашей страны инновационных самолётов. Эта мечта – подарить людям крылья и возможность парить над землёй. Хочется верить, задуманное сбудется и мы сможем выгнать из гаража свою «Сигму», позвонить диспетчеру и отправиться в воздушное путешествие над родными просторами.

Липецкая газета, 26.09.2011.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0