Воронеж. 06.10.2011. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) - Аналитика - В 2008 году я привез домой декоративную виниловую наклейку на стену, — рассказывает владелец интернет-магазина Photo-Decor.ru Павел БУСЫГИН. — Продукт понравился, и я решил донести его до Воронежа. Раньше такие наклейки привозили из Франции, мне захотелось сделать их более доступными для местной аудитории. Нашел технологию изготовления, открыл интернет-магазин. Но вскоре стало ясно, что спрос на виниловые наклейки и декоративные стикеры в других регионах выше, чем в Воронеже. У нас, несмотря на акции на «Групоне» и оффлайн-рекламу, с 2008 года единицы продаж по области, из Сахалина и Владивостока приходит больше заказов!
Блистаем отсутствием
Среди предложений по интернет-проектам, которые получила инвестиционная компания «Финам» в 2010 году, 45% исходило от московских стартаперов. Еще 8% пришлось на Санкт-Петербург. Вся остальная Россия набрала в сумме 37% предложений, значительная доля которых пришлась на регионы, создавшие или формирующие IT-кластеры (например, Казань или Екатеринбург). В Воронеже тем временем успешные коммерческие интернет-проекты, которые не являются всевозможными вариациями на тему интернет-СМИ, форумов и т. н. региональных порталов, буквально можно пересчитать по пальцам. Например, у компании по инвестированию стартапов «Главстарт»1 нет ни одного проекта из нашего города. Это довольно странно, потому что…
Местный парадокс
…развитие интернет-проектов в Воронеже имеет как минимум три очевидных преимущества перед классическим бизнесом.
Создание бизнеса в Интернете дешевле.
— Для реализации любого проекта нужны деньги, — рассуждает арт-директор и один из основателей интерактивного агентства «Мануфактура» Дмитрий ПРОВОТОРОВ. — Я не знаю ни одного стартапа, который бы развивался без каких-либо вложений. Но в большинстве случаев для того, чтобы заниматься интернет-бизнесом, не нужны такие деньги, как для бизнеса в оффлайне.
— Сейчас в столице многие товары можно приобрести только в Интернете, — рассказывает эксперт ИК «Финам» Леонид ДЕЛИЦЫН. — Это способ продаж в ситуации, когда держать товары на складе очень дорого, когда высока цена квадратного метра. В столицах (в том числе столицах федеральных округов) интернет-магазин — это проект для молодых предпринимателей, за которыми не стоит семья или однополчане, способные решить вопросы, возникающие в таких случаях в оффлайне.
Примером интернет-проекта, который добился серьезных успехов при смешных стартовых инвестициях, является служба доставки свежих цветов «Флорист.ру». Задолго до появления в Казани IT-кластера, в 1999 году, местный врач, а ныне генеральный директор компании «Флорист.ру» Петр ТАЛАНТОВ вложил 350 долларов в создание портала, который предлагал иностранцам, искавшим себе жен в нашей стране, купить цветы с доставкой по России. Ставка именно на иностранцев была сделана, потому что россияне к тому моменту еще не привыкли пользоваться кредитками.
— Без развитой партнерской сети невозможен бизнес по удаленной доставке цветов, — вспоминает бизнесмен. — И эту сеть изначально мне приходилось создавать самому с нуля. Я даже не могу себе представить затрат времени и средств, если бы мне приходилось присутствовать на всех этих переговорах лично. Поэтому я занимался этим дома, вооружившись Интернетом и телефоном. На первом этапе подобным образом мне удалось включить в сеть около 20 городов, через несколько месяцев появилась возможность для найма сотрудников, и процесс пошел значительно быстрее.
В 2011 году «Флорист.ру» работает более чем с 700 цветочными салонами в России и тысячами салонов за рубежом. Доставка осуществляется в 161 страну мира. По данным самой компании, доля «Флорист.ру» на отечественном рынке по удаленной доставке цветов составляет 20–25%. Количество поступающих заказов ежегодно увеличивается примерно на 30%. Средняя цена чека — 3 500 рублей. Оборот не раскрывают.
Потенциальная аудитория проекта постоянно увеличивается.
Согласно исследованию фонда «Общественное мнение» в конце 2010 года ежемесячное количество пользователей Интернета в стране составило 46,5 млн человек (в 2009-м — 39,7 млн). В таких городах, как Воронеж (с населением от 100 тысяч до миллиона), месячную аудиторию сети составляют 45% жителей. При этом, по данным CNews Analytics, 83% пользователей Интернета в России совершали в нем покупки.
В Воронеже традиционно много сильных IT-специалистов.
Об этом DF писал в материале «Серенада Силиконовой долины» в июне 2007 года.
Между тем, несмотря на все эти предпосылки, в Воронеже сложилась парадоксальная ситуация. Интернет-стартапы можно пересчитать по пальцам одной руки. А бизнес традиционно делается в оффлайне. Почему?
Агрессивная среда
Рассмотрим основные причины.
Причина первая. Неразвитость механизмов финансирования интернет-стартапов в России. Это проблема не только Воронежа, но и всей страны. Если в Америке, по данным консалтинговой компании CB Insights, за 2010 год заключено более 1 000 сделок по инвестициям в стартапы, то в России в год происходит всего несколько сотен финансирований. Не развиты венчурные фонды, наблюдается катастрофическая нехватка инвесторов начальной стадии, которых отпугивает сложность оценки перспектив проекта на посевной и предпосевной фазах.
Причина вторая. Аккумулирование интернет-бизнеса в Москве. Впечатление, что практически все удачные интернет-проекты придумывают в столице, обманчиво. На самом деле интересные идеи возникают во всех регионах, но реализовывать их стремятся в Москве.
— Дело в том, что в Интернете большую роль играют объем рынка и эффект масштаба, — рассказывает Леонид Делицын. — Программист глобальной компании работает, увы, в десять раз эффективнее программиста местной компании, поскольку результатом его труда пользуются вдесятеро больше потребителей. Интернет глобален, поэтому здесь действует принцип «победитель забирает все». Маленький, но прибыльный проект — это явление, в целом чуждое Интернету, поскольку не существует барьеров, которые ограждали бы этот проект от интереса со стороны большого и убыточного. Поэтому, как только у регионального предпринимателя появляется хорошая идея, он стремится выйти на большой, богатый и продвинутый московский рынок, открыть офис в Москве.
— Нельзя забывать о том, что заниматься работой в сфере IT можно дистанционно, — напоминает консультант Александр КОСЫРЕВ. — Интернет позволяет сидеть в Воронеже, где низкие затраты на жизнь, и работать на Москву, получая столичную зарплату.
Причина третья. Ментальность воронежских бизнесменов. Эксперты отмечают, что многие местные предприниматели до сих понимают бизнес как производство и/или продажу материальных товаров либо услуг на территории региона или федеральном рынке. Такой консерватизм приводит к тому, что воронежский бизнес в Интернете видит для работы только традиционные ниши — торговлю продуктами питания, например. Однако в современной экономике наличие материальных продуктов уже не является непременным атрибутом бизнеса, а границ вообще не существует. Так, большинство интернет-проектов, получивших инвестиции «Главстарта», не связаны с классической реализацией товаров. Например, финансирование выделяется на разработку приложений для социальных сетей.
— Да, нематериальные активы у нас не так ценят, — соглашается Александр Косырев. — Местные капиталисты, наверное, не понимают, не оценивают возможностей Интернета, не хотят рисковать, вкладывая деньги во что-то не совсем для них понятное.
Off — On
Несмотря на все сложности, связанные с запуском интернет-проекта в провинции, стартап является отличной возможностью создать бизнес для тех людей, которые не обладают большим стартовым капиталом и серьезными связями. Не стоит ожидать, что все проекты достигнут уровня Facebook и «ВКонтакте», но в то время, когда молодому малому бизнесу сложно выжить в тяжелых условиях оффлайна, ему можно обратить внимание на онлайн.
---------------------------------------
1«Главстарт» — один из крупнейших российских бизнес-акселераторов. Инвестирует в стартапы на стадии идеи или прототипа, которым для создания готового продукта требуется до 12 месяцев и до 100 тысяч долларов. Консультирует стартапы, помогает им найти менторов и инвесторов. Является партнером Российской венчурной компании.
Алексей БУГАЕВ, директор маркетингового агентства «Знак»
Воронеж генерирует не меньше стартапов, чем другие регионы
— Я не думаю, что эта проблема существует. Воронеж генерирует не меньше интернет-стартапов, чем любой другой регион. Вы почему-то легко отбросили интернет-СМИ и форумы, но в действительности мало других городов, где были бы столь успешные аналоги «Большого воронежского форума» или «Абирега». Причин того, что сложилось такое впечатление о Воронеже, на мой взгляд, две. Во-первых, из-за близости к Москве и простоты поездок туда и обратно любой воронежский стартап легко превращается в московский. Во-вторых, только интернет-СМИ, форумам и региональным порталам имеет смысл подчеркивать привязанность к региону. Некоторые успешные бизнесы в Интернете родом отсюда. Например, крупнейший в России интернет-магазин по продаже контента «Софткей» имеет воронежские корни.
Андрей ПАРФЕНОВ, директор Студии Парфенова
Главное для стартапа — это идея
— Конечно, начать бизнес в Интернете легче, чем в оффлайне. Здесь нет территориальных ограничений — сотрудники, работающие над проектом, могут находиться в разных часовых поясах. Меньше всевозможных административных барьеров. Не требуется огромный стартовый капитал. Но чтобы перерасти в серьезный бизнес, в основе интернет-стартапа должна быть ИДЕЯ. Грамотный менеджмент, маркетинг и финансирование, конечно, существенно увеличивают шансы на успех. Но в Интернете добиваются успеха только те, кто мыслит широко и нестандартно. Таких людей всегда не очень много, а в провинции они зачастую не задерживаются, предпочитая уехать в столицы или другие страны.
Справка
По информации холдинга «Финам», в 2010 году в российские стартапы было инвестировано порядка 350–400 млн долларов.
По информации CB Insights, за этот же период времени объем венчурных инвестиций в стартапы в США достиг почти 10 млрд долларов.
Несколько рекомендаций от экспертов о том, что нужно помнить при создании стартапа
Ориентируйтесь на повторные посещения. Главное — не привлечь как можно больше посетителей, а сделать так, чтобы каждый клиент возвращался к вам. «К сожалению, на практике ряд предпринимателей озабочены в первую очередь привлечением клиента, а не тем, чтобы на должном уровне удовлетворить его ожидания, — рассказывает Петр Талантов. — Они не создают соответствующего уровня сервиса, способного мотивировать человека вернуться к ним за новой покупкой. Такие проекты, как правило, обречены на неудачу».
Продвигайтесь оффлайн. Как ни парадоксально, раскрутка интернет-проектов через сам Интернет показывает в Воронеже довольно слабые результаты. Классическими для Рунета методами продвижения сайтов очень сложно наработать серьезную посещаемость и аудиторию, которая будет знать этот проект. По мнению Дмитрия Провоторова, для решения этой проблемы необходимо сделать шаг навстречу потребителю в реальном мире: «Нужно выходить в оффлайн, делать рекламу, создавать вне Интернета какие-то проекты, которые будут привлекать внимание аудитории».