Воронеж. 27.10.2011. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Светская хроника – На состоявшейся в конце минувшей недели в Воронеже пресс-конференции Хакамады я задавала себе вопрос: Ирина Хакамада здесь как… кто? В самом начале мероприятия наша героиня удостоилась эпитетов «успешная, умная и просто красивая женщина». Это прозвучало из уст управляющего «Экспрес-Волга Банка» в г. Воронеже Александра Телегина, который почему-то публично назвал себя «подкаблучником». Именно это его качество, по его же словам, стало причиной генерального спонсорства банка в приглашении Хакамады в наш город с мастер-классом «Кайф, драйв и карьера» для «людей с улицы», как выразилась позже Ирина. Она вошла в зал в черном костюме и очках в черной оправе, а в самом конце встречи эту сдержанность разбавил большой букет белых роз. Она уже не политик. Так КТО она?
По времени пресс-конференция состоялась раньше мастер-класса для женщин, поэтому и вопросы от аудитории – в основном тоже женской (все трое мужчин угнездились на «фуршетных местах» сзади) – нередко касались той части монолога, которая была впереди и билет на которую надо было приобрести за деньги. Итак,
О мастер- и прочих классах
- Раскройте интригу: почему мастер-класс только для женщин?
- Есть отдельный мастер-класс для представителей обоих полов – «Дао жизни». А это только для женщин потому, что у женщин слишком много специфических проблем, о которых я лично знаю. Я знаю женщин, потому что сама через это все прошла, и там просто обсуждаются интимные вопросы, которые мужчине слушать будет просто неудобно. И все. Никаких тайн нету, и я выступаю не как феминистка, а как раз как постфиминистка. То есть я за то, чтобы мужчин любить и уважать, даже когда они совершают странные для нас поступки. Это планета непознанная и совершенно другая. Если мы будем их мерить своими мерками – будет катастрофа.
- Когда любой мастер проводит мастер-класс, он имеет некую изюмину, какой-то пример, который всегда идет на «ура». У вас есть такой любимый пример из вашей жизни или еще откуда-то?
- Я читаю очень много мастер-классов. Я ушла из политики в 2006 году, фактически уже пять лет назад, а большинство мастер-классов у меня смешанные: это «Лидерство», «Успех», «Айкидо переговоров», «Искусство коммуникаций», «Стартап», «Построение команды»…. Все построено - и в этом моя изюминка! – только на моем личном опыте. Но я не претендую, хотя это и называется мастер-класс, на звание мастера. Мое знание субъективно, и оно может не понравиться. Ну а… вдруг понравится? Потому что в каждом проекте есть сверхидея. Я всегда жила сверхидеями. Сверхидея – изменить Россию, делая свое маленькое дело, пытаясь дать человеку инструмент, чтобы оставаться в уважении к себе, к своему личному достоинству, но при этом быть успешным, делать карьеру, зарабатывать деньги и быть счастливым в личной жизни. Чаще всего считается, что это невозможно, что в жизни чем-то надо жертвовать: если я отстаиваю свои ценности, то я обречен на несчастье и на маргинализацию… А я считаю, что можно отстаивать свои ценности, можно не заниматься лизоблюдством, можно не пресмыкаться ни перед кем – ни перед начальником, ни перед правоохранительными органами, ни перед идеологической силой, властью, но при этом быть счастливым и самореализованным.
- Чего в идеале вы ожидаете от своих мастер-классов? Что мужчины или женщины изменятся?
- Я не перфекционист. Я вообще не люблю слова «идеал»: «идеальный герой», «идеальная жизнь», «идеальный проект», «идеальный брак» - это всегда говорится с иронией. Ничего идеального нет. Чем быстрее вы становитесь перфекционистом, тем быстрее погибаете. Поэтому я стремлюсь как восточный человек двигаться к своей цели своим путем. Я хочу, чтобы Россия стала европейской, развитой, свободомыслящей страной, со всеми своими прекрасными национальными культурными традициями и особенностями, и я поняла, что напрямую, будучи политиком, я этого делать не могу. Значит, мне нужно передать свои взгляды в косвенной форме, напрямую их никто не возьмет. В косвенной - обучая успешной жизни других людей. Чем больше свободных людей будет в России, без рабского гена, бесконечного примирения, тем быстрее Россия будет эффективной страной. Вот это – сверхзадача: чтобы мы обладали европейской культурой, но при этом ощущали себя русскими людьми (не имею в виду этническую группу).
- Что вы читаете в МГИМО?
- Я читаю по многим направлениям. У меня поле такое – прямо наотмашь! Началось с очень маленьких лекций, а потом настолько всем все понравилось, что пошло дальше. Я читаю курс в Финансовой академии для слушателей MBI – это люди уже с высшим образованием. Я периодически читаю в МГИМО, когда набирается нужная группа… Даже для нефтяников читала, тоже MBI. Со студентами я встречаюсь бесплатно. Это единственное, что я делаю бесплатно. Я их обожаю, люблю, встречи проходят на «ура», но не преподаю длинных курсов, потому что это значит уйти в эту профессию, быть преподавателем кафедры. Я не хочу. И плюс я читаю для корпораций – это корпоративные тренинги. И – читаю для людей «с улицы»: когда компания с любым партнерством во всех регионах (сейчас это модно) организует мастер-классы для людей, которые просто покупают билет.
Вы будете смеяться, но самыми интересными являются две крайние точки: ну, конечно, студенты, - потому что они свободные! И я получаю от них эмоциональный заряд. И вторая точка – улица. С улицы чаще всего приходит средний класс – это и мужская, и женская аудитории, которые уже достигли некоей самостоятельности, хотя и молодые приходят, которые хотят взлететь и перевернуть ми.
«Оттолкнувшись» от молодежи, управляющий «Экспресс-Волга Банка» в Воронеже Александр Телегин перевел разговор на тему будущего России. И здесь Ирина, по-моему, «села на своего конька»…
О нашем будущем и долгах крупных корпораций, превышающих бюджет страны
- У нашей страны есть будущее! Причем не только в Москве и Петербурге, как многие думают, но и в регионах! Регионы очень активные, я даже удивляюсь. Я сейчас объездила всю страну – в регионах просто все бурлит!
- Сейчас всех очень волнует кризисная ситуация. Что вы об этом думаете? И что за непопулярные меры вы имели в виду в одной из своих статей?
- Их уже имеют в виду все, все о них уж знают: нулевые годы позволили делать две вещи - накапливать деньги в резервном фонде (когда все богатство валилось на голову) и одновременно делать социальные обещания. Не реформы, а обещания. Эти годы прошли впустую, а именно тогда можно было проводить непопулярные реформы и компенсировать населению потери, потому что денег было много. Эти годы были упущены. А когда грянул кризис 2008 года, государство отдало очень много денег и еще намеревается отдать очень много в покрытие корпоративных долгов. Об этом мало говорят, но сегодня долги крупных корпораций превышают наш бюджет в принципе. Потому что назанимали очень много, брали «дешевые» кредиты (наш олигархический крупняк и крупные промышленные предприятия) в американских банках… Там экономика грохнулась, пирамида вся упала в 2008 году - и вот с этими структуризированными долгами многие живут, закрыть их не просто. Если их не закрывать, грохнется стержень нашей экономики. Это первая статья расходов - это означает, что нужно будет деньги откуда-то брать. Вторая статья заключается в том, что и здравоохранение, и образование у нас как-то аккуратненько, незаметно, не будучи эффективными, «ушли» в карманы населения: мы за все платим. Шага не сделаешь, не заплатив. Требуется реформа жесткая в этой области. И понятно, что будут оттуда увольняться и бюрократы, и чиновники неэффективные…И это тоже очень непопулярно.
Придется также, набирать деньги в бюджет, потому что цена на нефть сейчас имеет тенденцию к падению. Когда вы слышите по телевизору: как хорошо - экономика Америки грохнулась, как здорово - Европа переживает потрясения, а мы типа впереди, - надо понимать, что наша экономика входит в глобальную экономику, и мы все-таки сырьевая страна, мы поставляем сырье. Если падает мировой спрос на продукцию в связи с их кризисами, то, соответственно, падает спрос на потребление энергоресурсов. А это значит, падает на них цена и, соответственно, мы не можем продавать, сколько можем. Это значит, что экспортная составляющая тоже падает, и это означает, что наш дефицит будет с трудом соединяться с профицитом, а то и будет в дефиците бюджет наш, – то есть денег будет не хватать. Значит, что надо делать? Повышать налоги. Каким-то способом нужно будет изыскивать… Самый лучший способ, конечно, бороться с коррупцией. Но у нас идет вечная борьба, и пока что денег приходит от нее микроскопически мало по сравнению с нашими потребностями. Если все это изложить, то получается, что наступают времена, когда государству придется каким-то образом дополнительные деньги изымать из общества и при этом предлагать ему неприятные реформы.
- На ваш взгляд, кризис будет еще болезненнее, чем два года назад?
- Я думаю, что вообще все это уже наступило, и теперь это называется «длинная волна рецессии». Это не падение вниз, а ни туда и ни сюда. Спрос вялый, долговые проблемы правительств Греции, Испании, Италии, Словении… Деньги начинают обесцениваться, нет ни одного стабильного актива, в который можно вложить деньги и понимать, что он приносит прибыль, - их не осталось… Возможно, недвижимость... Но это будет долгий-долгий инвестиционный вклад, продать ее дороже вы сможете неизвестно когда – лет через 10… То есть наступила вторая волна кризиса, более слабая, но зато более тягучая. Не случилось вот этой буквы V: падение на дно, очищение, как в 98-м году, и потом рост. Упали не до дна, но и вырасти не можем.
Поговорив немного о предстоящих президентских выборах и выборах в ГД, публика предположила, что вряд ли лет 10-15 назад героиня могла подумать, что будет колесить по стране с мастер-классами. В итоге прозвучал вопрос о том,
Куда еще «может вывести кривая» Ирину Хакамаду
- Не знаю. С опытом и с мудростью приходит ключевой, общеизвестный инструмент, с помощью которого можно быть сбалансированным и счастливым, о котором все знают, но который никто не использует. А когда вы переваливаете за 40, и если вы мудрый человек, этот инструмент начинает работать на уровне инстинкта: я живу сегодняшним днем! Меня сын тоже спрашивает: мам, ну сколько можно мотаться со своими мастер-классами? Если все это надоест тебе или населению, ты, вообще, думаешь, что будешь делать?
Я не думаю! Я всегда делаю то, что мне нравится, и то, что мне приносит успех и деньги. А в России тем более, потому что ничего нельзя планировать даже на неделю вперед. Вот день прекрасен, я делаю все, чтобы мне было в этом дне прекрасно, и – до свиданья.
На волне прекрасного интервьюеры в зале «докатились» до конкурсов красоты и рассуждений о том, почему женщины иногда становятся рабынями мужчин и что этому способствует. То есть разговор зашел
О женщинах, мужчинах и нюансах общества потребления
- Сейчас все больше и больше женщины становятся самодостаточными. Женщины берут в руки свою судьбу, и это идет по всей стране, по всему миру. Но что на женщин давит? Я вам честно скажу: я думаю, что это модель потребления на рынке, которая делает из женщин просо сексуальный объект. Я не ханжа. Я хожу по всем тусовкам, меня любят все глянцевые журналы. Я даю и интервью, но… ELLE, Harper's Bazaar, Vogue я могу посмотреть по диагонали, большинство же макулатуры я читать вообще не могу, потому что все содержание этих журналов направлено на то, чтобы сделать из женщины жертву с дикими комплексами тела, молодости и сексуальности. То есть ее рассматривают как объект, который должен сделать все, чтобы быть в удивительной форме, без целлюлита… С какой целью? Чтобы привлечь к себе суперпринца, миллиардера и т.д. Но это ж бред! Вместо того чтобы учить женщину, как обрести стиль, даже если у тебя целлюлит, и плюнуть на этот целлюлит! Это рынок, коммерция, косметические товары… Это все понятно. Это уже такие деньги задействованы! Общество потребления...
У мужчин этого нет. Я беру журнал GQ - очень хороший журнал. Я беру журнал «Сноб», я беру журнал Esquire - там и политика, и история, и научно-популярные статьи, и юмор хороший, и куча разной информации: немножко про мышцы, немножко по здоровье, немножко про моду… Но такой дискриминации… Проще говоря, берешь мужской журнал – мужчина субъект; берешь женский журнал – женщина объект. И то же по телевидению. Посмотрите: «МузТВ», MTV – там же никто не поет, там нет музыки, как было раньше. Там – бесконечные конкурсы, где девушки соревнуются полуобнаженные в разных вариантах, и – мужики, ковыряющие в зубах, их обсуждают. Это ужасно. И если жить в условиях насаждения такой модели, то девушке сносит голову в одну секунду, а тем более красивой, в другую сторону: одна закомплексовывается на всю жизнь, а другая просто попадает, как золотая рыбка, в сети и уничтожает свою собственную личность.
Я знаю очень много этих пар, где девушки – просто охотницы до олигархов, и потом при них ходят такими истуканами. Но это совсем…не интересно… Все мои мастер-классы построены на том, что ты не попадаешься в эти сети. И тогда деньги сами идут к тебе в руки, на самом деле.
На пресс-конференции прозвучали и откровения Ирины о том, что родители ничему ее не учили, что росла она в бедной семье, поскольку отец ушел и денег не давал, о том, что влюбилась в «Капитал» Маркса благодаря институтской преподавательнице политэкономии и «пошла по этой стезе», а вот в политике учителей для себя не нашла. «Чуть-чуть Маргарет Тэтчер, немного могу взять из опыта Черчилля, но вообще я человек, который слышит мир, собирает информацию и ее перерабатывает. Что бы я изменила в своей жизни сейчас? Мне кажется, я – прямо совершенство! Скромно получаю удовольствие и при этом делаю очень серьезные вещи. Я благодарю Бога за то, что сейчас у меня все прямо «вау!». И именно в этом состоянии можно делиться мыслями с другими». Ну вот, собственно, и ответ на вопрос о том, КТО она, и почему она здесь…