Воронеж. 28.10.2011. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика - Судя по последним заявлениям наших руководителей самого высокого уровня, вопрос о вступлении в ВТО уже решен и дискуссия среди политиков и экономистов идет вокруг условий членства России. Более того, как следует из меморандумов последних встреч первого вице-премьера г-на Шувалова и официальных органов ВТО, большая часть условий, на которых Россия займет почетное место члена этой организации, уже согласовано. Согласованы и позиции в отношении России всех стран-членов ВТО. Всех, кроме одной. Главным соперником на переговорах выступила маленькая Грузия. Камнем преткновения между Россией и Грузией стали таможенные пункты на абхазском и югоосетинском участке границы. По мнению Грузии, помимо российских пограничников эти пункты должны контролироваться и представителями Грузии. В результате снятия РФ экономических санкций в отношении Абхазии и Южной Осетии весной 2008 года Грузия вышла из переговоров по вступлению России в ВТО. Возобновились переговоры лишь в 2011 году. И сегодня настрой Грузии (по крайней мере на официальном уровне) уже позитивный. «Грузия абсолютно не против вступления России в ВТО…», «для Грузии то, что Россия войдет в ВТО, будет даже выгодным». Эти слова были сказаны грузинскими официальными лицами в августе и сентябре 2011 года.
Таким образом, задача и бизнеса, и власти (как на федеральном, так и на региональном уровне) заключается в создании максимально возможной «подушки безопасности» для того, чтобы войти в ВТО с минимальными потерями.
Что для этого нужно сделать? Прежде всего, необходим глубокий и всесторонний анализ возможных последствий вступления в ВТО для страны в целом, отдельных регионов в частности. В рамках регионов необходимо провести исследование в отраслевом разрезе с целью выявления тех отраслей, которые сохранят и даже усилят свое присутствие как в России, так и за рубежом, а также отраслей, которым будет нужна государственная поддержка или которые обречены в условиях конкуренции с западными компаниями и которые не имеет никакого смысла поддерживать.
За почти 20-летний период переговоров России с администрацией ВТО ничего подобного сделано не было. Мы до сих пор не знаем, какие отрасли проиграют, какие выиграют от вступления в ВТО, каковы потери в кратко- и среднесрочной перспективе, сколько мы можем выгадать в долгосрочном плане. За нас эту работу провел Всемирный Банк. По его подсчетам, в долгосрочной перспективе российская экономика вырастет на 11%. Оно и понятно: международные наднациональные организации уже давно и активно призывают Россию в ВТО, и было бы удивительно услышать от них пессимистичные прогнозы относительно перспектив открытия границ российской экономики. По этой причине стоит прислушаться к российским экспертам.
Подавляющая часть российского бизнеса недоумевает – зачем нам вступать в ВТО и отдавать на откуп иностранцам целые отрасли. Более того, в частных беседах российских бизнесменов со своими зарубежными конкурентами выясняется, что и бизнесмены из-за рубежа задают нам этот же вопрос.
По оценкам ведущего российского делового издания «Эксперт», приобретая в годовом исчислении около 20-25 млрд долларов США, российская экономика будет терять 96-100 млрд долларов.
Это оценки возможных последствий вступления России в ВТО на федеральном уровне. Что же было сделано на уровне регионов? Необходимо отметить, что в Воронежской области было предпринято несколько попыток комплексного осмысления последствий вступления в ВТО для нашего региона. Правда, едва ли их можно назвать успешными. В 2002 году в Воронежской области была создана межведомственная комиссия по вопросам социально-экономического развития Воронежской области в связи с присоединением России ко Всемирной торговой организации. В рамках комиссии были образованы три постоянные рабочие группы. Кроме того, в области создан Региональный центр переподготовки и обучения кадров в условиях присоединения России к ВТО. Подготовлена информационная база, и проведено анкетирование предприятий Воронежской области, разработана экономико-математическая модель оценки социально-экономических последствий присоединения России к ВТО для Воронежской области. Разработаны рекомендации по поддержке экспорта товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью.
Таким образом, нельзя сказать, что областные власти игнорируют проблемы, с которым регион столкнется после вступления России в ВТО. Однако перечисленные выше мероприятия, постоянно действующие комиссии, комитеты и прочее не решают главной проблемы: в Воронежской области до сих пор не проведена комплексная оценка перспектив региона, отдельных отраслей и предприятий после присоединения России к ВТО. В результате подавляющее большинство воронежских предпринимателей (более 80%) негативно относятся к инициативе федеральных властей по вступлению в ВТО, но при этом мало информированы, либо не информированы вовсе о том, каким образом вступление в ВТО скажется на их собственном бизнесе.
Комплексная оценка экономических последствий присоединения России к ВТО для Воронежской области должна начинаться с дифференциации отраслей. К первой группе относятся те отрасли, которые могут смело рассчитывать на резкий скачок или как минимум уверенное развитие после того, как будут сняты всевозможные барьеры между Россией и ее зарубежными торговыми партерами. Очевидно, что среди таких отраслей можно выделить прежде всего те, что сегодня испытывают многочисленные трудности с реализацией своей продукции на экспорт.
Первое, что приходит в голову при упоминании возможных выгод России от вступления в ВТО – это снятие многочисленных ограничений на экспорт российского металла и нефтехимической продукции (минеральные удобрения, аммиак, синтетический каучук, шины и прочее). В Воронежской области к предприятиям нефтехимической отрасли относятся Россошанское ОАО «Минудобрения», «Рудгормаш», «Воронежсинтезкаучук», шинный завод и некоторые другие. Продукция этих предприятий уже представлена на внешних рынках, и снятие ограничений во внешней торговле пойдет им только на пользу. В частности, речь идет о снятии квот на поставки нашей продукции в США и страны Еврозоны. И есть все основания считать, что прорыв этих двух отраслей, в сумме, кстати, обеспечивающих боле половины всего экспорта Воронежской области, внесет ощутимый вклад в развитие региона.
Однако высокий экспортный потенциал указанных отраслей и отдельных предприятий в частности не означает, что государство не должно позаботиться о том, чтобы наши экспортоориентированные игроки могли усилить свое присутствие на зарубежных рынках. Учитывая ограничения на прямую поддержку национальных производителей, которые начнут действовать после вступления России в ВТО, наиболее действенным и в то же время законным способом поддержать нефтехимическую и сталелитейную отрасли является государственный заказ на продукцию соответствующих предприятий. Нужно учитывать при этом, что соглашение о государственных закупах, регламентирующее процедуры размещения государственного заказ в странах - членах ВТО, потребует от органов государственной и региональной власти снять всевозможные препятствия, дискриминирующие участие в государственном заказе зарубежных компаний.
Далее в нашем рейтинге отраслей, способных извлечь выгоду от вступления России в ВТО, как это ни странно, назовем сельское хозяйство. Очевидно, что большая часть сельскохозяйственной отрасли окажется под жесточайшим давлением со стороны зарубежных производителей, чья более дешевая продукция хлынет на незащищенный российский рынок (об этом более подробно скажем ниже). Однако в структуре сельского хозяйства есть виды деятельности, которые в условиях открытости границ способны извлечь значительную прибыль. Это те отрасли, условия производства на которых являются более экологически чистыми, чем на Западе. Как известно, российские фермеры не способы вносить и половины того объема удобрений, которые используют их европейские коллеги и даже фермеры из традиционно аграрных стран – Бразилии, Аргентины и пр. Кумулятивный эффект самоочищения отечественных почв, наблюдающийся вот уже более 20 лет, вызывает, с одной стороны, значительное отставание урожайности российских аграриев (вплоть до 7 раз!!!) от зарубежных конкурентов. Однако продукция российских фермеров оказывается и более экологически чистой, а значит, и более ценной для западного потребителя, зацикленного, как известно, на здоровом питании. Таким образом, можно прогнозировать рост спроса на продукцию российских фермеров в части зерна, молока (которое составит конкуренцию дешевому, но произведенному из сухих смесей западному молоку), лесных ягод, грибов, рыбопродуктов. Это относится прежде всего к небольшим фермерским хозяйствам, специализирующимся в своей узкой нише. Задача государства в этих условиях - максимально облегчить фермерам решение проблем с логистикой, сертификацией продукции, упаковки и общей адаптации к требованиям западных торговых компаний.
Стоит отметить, что вступление в ВТО не приведет к полному и повсеместному уничтожению российского фермерства. Дело в том, что Россия уже взяла на себя и в давно выполняет практически все обязательства по ограничению государственной поддержки национального сельского хозяйства. Речь идет, прежде всего, об ограничении прямых мер – государственных субсидий и пр. Помнить нужно и о том, что правилами в ВТО не ограничиваются косвенные (на международном сленге – «зеленые») меры по поддержке национального производителя, включая льготные кредиты на модернизацию производственных мощностей, овощехранилищ, упаковочных и обрабатывающих линий, развитие инфраструктуры села, финансирование НИОКР, селекция. Не запрещены также субсидирование процентной ставки по кредитам для аграриев, финансовая поддержка образовательных программ для фермеров, в том числе и финансирование аграрных вузов. Эти и другие виды незапрещенной «зеленой» помощи призваны решить наиболее наболевшие проблемы села: изношенность парка в АПК достигает 80%, квалифицированные кадры давно покинули сельскую местность.
Кроме так называемой «зеленой» помощи российские производители могут рассчитывать на льготный период (от 1 до 9 лет), в течении которого будет возможна и прямая государственная помощь.
Однако не стоит наивно полагать, что все отрасли российского сельского хозяйства только выиграют от вступления в ВТО. Труднее всего придется мелким фермерским хозяйствам независимо от вида производимой ими продукции, а таких в зависимости от вида продукции в Воронежской области набирается 40%. Очевидно, что эти 40% просто обречены на банкротство. У них не хватит средств для прохождения процедур сертификации, санитарного и фитоконтроля своей продукции. Таким образом, примерно половина сельскохозяйственной отрасли Воронежской области обречена.
Теперь что касается крупных сельскохозяйственных предприятий. В разрезе производимой продукции фермерскими, пусть даже и крупными, хозяйствами, все тоже не очень хорошо. Абсолютно неконкурентна воронежская, да и российская в целом сахарная свекла, урожай которой в этом году в Воронежской области побил все рекорды. Дело в том, что наша свекла - растение однолетнее, что требует значительных расходов на посев, обработку почвы и прочее. Сахарный тростник, из которого производится импортный сахар, растение многолетнее, что сводит на нет все попытки экспорта российского сахара и, соответственно, выживания всей отрасли.
Аналогичная ситуация складывается и в ряде других априори неконкурентных отраслей отечественного сельского хозяйства, где наша производительность в разы ниже, чем у зарубежных конкурентов.
Полегче будет животноводам. Стараниями губернатора Алексея Гордеева в области налажен выпуск говядины, свинины. В регионе реализуется несколько крупных и перспективных проектов в сфере разведения крупнорогатого скота, и их перспективы после вступления в ВТО не выглядят такими уж туманными. Стоит отметить, что ситуация с животноводством в Воронежской области в целом развивается в русле общероссийской тенденции – постепенное замещение импорта продукцией отечественного производителя. На сегодняшний день доля российского мяса колеблется от 50 (говядина) до 70% (свинина) от общего объема внутреннего потребления. Наиболее радужные перспективы у свиноводов и птицеводов. Продукция этих отраслей дорожает не так быстро, как говядина, и пользуется повышенным спросом у россиян. Таким образом, открытие границ вряд ли приведет к повсеместному замещению отечественного производителя. Однако не следует полностью расслабляться: несмотря на высокое качество (с точки зрения экологии продукции) российское мясо по-прежнему проигрывает по цене аргентинскому, бразильскому и белорусскому. Особенно с серьезной конкуренцией российские животноводы могут столкнуться со стороны Белоруссии. Из-за девальвации национальной валюты белорусское мясо сегодня на 70 (!!!) процентов дешевле российского, так что заградительные меры в первые годы после вступления в ВТО все равно необходимы. Кроме того, задача государства и бизнеса – сосредоточить усилия на таких традиционно слабых местах российского производителя как упаковка, разделка туш, логистика. Решение многочисленных проблем в этих областях приведет к значительному удешевлению продукции российских животноводов.
Что касается несельскохозяйственного сектора российской экономики, то однозначно можно списывать российских перевозчиков. Причин несколько: устаревший автопарк, не соответствующий экологическим нормам ВТО и техническим характеристикам европейских конкурентов, нерешенность логистических проблем, монополия на некоторые виды перевозок. В частности, именно благодаря монопольному положению одной единственной компании, осуществляющей железнодорожные перевозки от лица пяти-шести перевозчиков, тарифы на перевозку российского зерна приводят к его удорожанию на 500 рублей за тонну. По этой причине, может быть, и нет ничего зазорного, если Россия пойдет по пути Прибалтики и сдаст неэффективный, неэкологичный и коррумпированный рынок транспортных перевозок европейцам? Плюсов в этом решении много: однозначно снизятся расходы на перевозку, что сделает многие отечественные товары более конкурентоспособными по цене, а высвободившиеся ресурсы можно потратить на поддержку других, более перспективных отраслей – например, отечественного финансового сектора.
Российский банковский, страховой и консалтинговый бизнес вызывают, пожалуй, больше всего опасений. Слишком вероятен вариант Чехии, Польши и Прибалтики, которые практически полностью лишились независимого финансового сектора. Зарубежные игроки на рынке капитала и консалтинга обладают огромными преимуществами по сравнению с конкурентами из развивающихся стран, главное из которых – это дешевые заемные ресурсы. Зарубежные банки привлекают финансирование под 1-4 % годовых, в то время как даже крупнейшие российские игроки (Сбербанк и ВТБ) имеют куда более дорогостоящие пассивы. Таким образом, существенная разница в стоимости фондирования непременно скажется и на стоимости кредитов – предложения со стороны западных банков будут куда более выгодными для российских заемщиков, чем займы со стороны отечественных банков.
Однако низкая конкурентоспособность российского финансового сектора связана не только с высокой стоимостью заемных ресурсов. Мы проигрываем также и по следующим позициям: качество обслуживания, спектр услуг, надежность, репутация, конфиденциальность и прочее.
В этой связи остро встает проблема государственной поддержки российского финансового сектора. Необходимо стимулировать процессы по укрупнению отечественных банков, обеспечению большей прозрачности их бизнеса с целью доступа к дешевым западным ресурсам, отсечению недобросовестных и проводящих сомнительные операции игроков. Однако часть из перечисленных мер ложится и на самих участников рынка: если они не хотят отдавать свой бизнес зарубежным конкурентам, они не должны медлить с реформированием своего бизнеса.
В затруднительном положении окажется и ряд других отраслей российской экономики - маркетинговые услуги, авиационная промышленность, текстиль и легкая промышленность. По мнению экспертов, большинство компаний, работающих в этих сегментах, не выдержат конкуренции с западными игроками после отмены всех заградительных пошлин и барьеров.