В интервью «Комсомолке» генерал-майор рассказал, почему не поступил в сельхозинститут и как ему удается при плотном графике работы быть хорошим мужем и дедом
Юрий Савенков руководит орловским управлением внутренних дел уже больше двух лет. До этого он работал в Воронеже, где дослужился до начальника управления уголовного розыска. Главный полицейский Орловской области рассказал «Комсомолке» о том, как ему работается в Орле, и о личной жизни.
«Экзамены в сельхозинститут завалил специально»
- Говорят, вы в детстве мечтали стать летчиком…
- Да, это правда. Так мне, пацану, летать хотелось, что при каждом виде самолета в дрожь бросало. Я ни одной летучей машины, что над нашим Черемисиновским районом Курской области, не пропускал. Все смотрел на них и надеялся когда-нибудь попасть за штурвал. Но не сбылось. А потом появилась вторая мечта - сыщиком стать. Детективы еще c первых классов школы полюбил и грезил, что когда-нибудь так же, как книжный герой, выведу злодея на чистую воду. Наверно эта мечта и заставила меня завалить экзамены в сельхозинститут, который мне прочили родители.
- Завалить специально?
- Да. Как сейчас помню сельскохозяйственный Курский университет, экзамен по физике… Билет достался, как назло, проще некуда. Но я и слова не обронил. Отмолчался и получил желанный «неуд». С ним я и пошел в армию. А до этого получил водительские права.
- Вы ведь если не ошибаюсь, в милицию водителем пришли?
- Именно так и было. После армии приехал к сослуживцу в Воронеж, поступил на вечернее в ВГУ на юрфак, а днем работал шофером в милиции. Вот с этой должности 35 лет назад, в январе 1976 года и началась моя служба. О генеральском чине я тогда и мечтать не смел - все думал, вот бы до майора дослужиться. Года три так баранку и крутил, а потом стал инспектор уголовного розыска, это на сегодняшний день - опер. С раскрываемостью у меня все в порядке было, отсюда и карьерный рост.
«Жалею, что не успел найти негодяев, убивших друга»
- Есть ли нераскрытые дела, о которых до сих пор помните?
- Когда опером был, очень переживал, когда преступников не удавалось найти. Корил себя, что где-то не смог помочь. Одно гложет до сих пор. Это убийство коллеги - заместителя начальника УБОПа и друга, которого застрелили. Меня тогда как раз в Орел перевели. До сих пор осталось чувство, что останься я там, удалось бы найти негодяев.
- А среди раскрытых какое уголовное дело особенно запомнилось?
- Так сразу и не скажешь. Хоть курицу у пенсионерки украли, хоть миллион из банка вынесли, я дела на мелкие и крупные никогда не делил - все равны. Хотя, конечно есть те, что в память врезались навсегда. Например, о серии убийств на трассе Курск-Саратов, которые произошли на дорогах Воронежа или задержанный серийный маньяк, убивший больше 10 воронежцев. А вообще все что расследовал - пропускал через себя, такая уж натура.
«Каждый полицейский для меня прежде всего человек, а потом уже подчиненный»
- Трудно сыщику перейти в ранг начальства? Быть главным полицейским регионального масштаба, какого это?
- Одним словом - тяжело. Нагрузка колоссальная. Поверхностного отношения к делу я не терплю и того же требую от подчиненных.
- Что обычно советуете подчиненным?
- В разных ситуациях рекомендации разные даю. Но в целом, советую работать по совести и почаще ставить себя на место потерпевшего. К каждому уголовному делу надо относиться как к самому важному и доводить до конца.
- А если не понимают, воспитываете кнутом или все-таки пряником?
- Ставку делаю на индивидуальный подход. Каждый полицейский для меня прежде всего человек со своей судьбой, проблемами, а потом уже подчиненный.
- Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать полицейский?
- Да самыми лучшими - он ведь защитник порядка, по сути образец. Среди основных качеств назову высокую грамотность, отзывчивость, порядочность.
- 2011-й близится к концу, о каких его результатах можно говорить уже сейчас?
- Текущий год назову сложным. Во многом из-за большого количества сокращенных сотрудников. Но позиции в раскрываемости это не испортило. Около 70 процентов преступлений не остались безнаказанными. Сама же раскрываемость повысилась на три процента. Особенно приятна тенденция к общему уменьшению количества преступлений. А вот грабежи и кражи по результатам этого года остаются основной проблемой Орловщины. Этих преступлений меньше не становится, а раскрыть их, к сожалению, не всегда бывает просто.
- Как вам дался переход из милиционеров в полицейские? Уже чувствуете отличие?
- То, что нужно было встряхнуть, это я согласен на все сто процентов. Любое ведомство, если ничего не менять, застареет, а тут целая система. Хотя, по сути, новые требования к полицейским лично меня не удивили. Я и раньше знал, что нужно соответствовать самым высоким моральным и физическим нормам. Тогда и название не важно: все равно люди будут уважать.
«Все свободное время провожу с семьей»
- Родились в Курской области, учились и начали службу в Воронежской, генеральские погоны получили в Орловской, а где ваш дом, к какому местечку душой прикипели?
- Родина моя - Курская область, Черемисиновский район, деревня Толстый колодец. Там матушка моя живет, отец, к сожалению, умер. Что до Воронежа - это лучшие годы моей жизни. Там моя жена, дети, внуки, друзья. Этот город я всем сердцем люблю. А Орел - это то место, где я живу и работаю. Для меня этот факт особенно важен. А вот семья моя не всегда понимает, когда говорю что-то вроде «а вот у нас в Орле…» и даже ревнуют. Так что к трем этим областям я неравнодушен, благо все они рядышком, и могу хоть изредка, но выбраться в родные места.
- О вашей службе многое известно, а вот личная жизнь генерала осталась за кадром. Расскажите о своей семье.
- Я счастливый семьянин. Супруга моя подарила мне двух прекрасных дочерей, которые уже возвели меня в почетный статус деда. Причем пацана пока не дождались, у обоих родились девочки. Сейчас Софии уже восемь, а Дианочке исполнилось полтора годика. Жена, по профессии медик, но сейчас не работает - с головой окунулась в воспитание внучек. Старшая дочка по материнским стопам пошла, работает гинекологом. А младшенькая со школы еще решила посвятить себя службе. Получила юридическое образование, пришла работать в милицию. Трудилась в секретном подразделении, а недавно ее перевели в Интерпол.
Служба, конечно, много времени отнимает и не всегда удается быть рядом с родными столько, сколько хочется. Но то время, которое удавалось улучить, всегда провожу с семьей. Когда дети родились, было сложновато, жена уставала. Так на выходных брал обоих в охапку и гулял дни напролет - чтобы супруга могла отдохнуть, собой заняться. С дочками ходили в кафе, играли в лотерею. У нас это называлось «рискнуть». Сейчас стараюсь быть хорошим дедом и не упускать первые успехи внучек. Но это не просто. Вырваться к ним в Воронеж не всегда получается.
- А есть ли у вас хобби, которым занимаетесь, когда выбираетесь на отдых?
- Если сложить дни выходных и отпусков, которые я работал, можно отдыхать весь следующий год. Что до свободного времени, то из-за напряженного графика его практически нет. Но если удается отдохнуть, то я не прочь порыбачить, а зимой прокатиться на лыжах.
- Что пожелаете своим коллегам накануне профессионального праздника?
- Прежде всего - здоровья. Как бы банально это не звучало, но без него никуда. Что до работы, пусть ее будет меньше, пусть спокойнее будет жизнь.
Анастасия Варданян
Комсомольская правда - Воронеж, 31.10.2011.