Воронеж. 31.10.2011. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика - У всех крупных мегаполисов существуют общие серьезные проблемы, связанные с экологией и, в частности, с водоочисткой, ведь от решения данных проблем напрямую зависит здоровье наших граждан. Воронеж в этом смысле – не исключение. Мы решили получить информацию по данной теме из первых рук. Наш собеседник - генеральный директор ООО «Левобережные очистные сооружения» (ООО «ЛОС») Игорь Житарюк.
- Игорь Сергеевич, расскажите кратко о специфике вашего предприятия, а также об основных показателях его работы.
- Левобережные очистные сооружения расположены на левом берегу Воронежа, занимаются транспортировкой, приемом и очисткой сточных вод, обслуживая Левобережный, Железнодорожный и частично Ленинский районы города. Кроме того, с 1 января 2011 года мы взяли в аренду у города фактически брошенные очистные сооружения поселка Масловка и восстанавливаем там оборудование, которое не эксплуатировалось в течение 20 с лишним лет.
Наше предприятие занимается также очисткой выгребных ям, имеет в своем арсенале спецавтомобили, которые выезжают на борьбу с засорами по всей территории города и области. Наша лаборатория оказывает услуги потребителям по количественному химическому анализу, бактериологическому, паразитологическому анализу.
Если говорить о показателях, то годовой оборот нашего компании – примерно 200 млн руб. Выручка от основной деятельности, которая сейчас составляет около 90% оборота, постепенно, год от года снижается, но это компенсируется увеличением поступлений от других видов предлагаемых нами услуг. О какой-то прибыли можно будет говорить лишь по итогам года.
- Каковы главные проблемы и тенденции на вашем рынке?
- Хочу напомнить, что в 90-х годах, когда ввели понятие предельно допустимой концентрации вредных веществ для водоемов и наше водохранилище поменяло свой статус с водоема бытового назначения на рыбохозяйственного назначения, сразу на порядок повысились требования к очистке воды. Причем эта проблема актуальна для всей страны, поскольку все очистные сооружения в крупных городах построены еще в советские времена - за исключением Москвы и Питера. Как вы понимаете, для реконструкции этих сооружений требуются очень крупные денежные средства - это миллиарды рублей.
Рост наших тарифов в этом году по сравнению с 2010 годом составил 8,1%, то есть мы фактически даже не покрыли инфляционную составляющую. А вот стоимость электроэнергии для нас в первом квартале, например, увеличилась на 40%, да и ЕСН значительно вырос. Вообще, рост цен на энергоносители – это очень большая проблема. Мы по закону не можем взимать с населения денег больше, чем позволяют расчеты так называемого предела доступности. А вот нам поставщики выставляют рыночные цены, которые накручиваются, исходя из их насущных потребностей. В результате у нас возникла большая кредиторская задолженность перед поставщиками электроэнергии, которая, как мы надеемся, в ближайшее время будет погашена, поскольку энергетики под давлением Правительства РФ несколько снизили тарифы и по итогам года их рост будет где-то в районе 20%.
Кроме того, несмотря на постепенный рост наших тарифов, оборот предприятия за последние годы почти не растет, так как объем очищаемой нами воды сокращается. Причина проста: население устанавливает счетчики воды и, соответственно, экономит, уменьшая потребление. С другой стороны, концентрация вредных веществ в воде увеличивается, что усложняет нашу работу.
Существует также проблема канализования значительной части частного сектора города, например, в Песчанке, Чижовке, Сомово где до сих пор домовладения используют выгребные ямы. Обычно их содержимое вывозится частными ассенизаторами и просто сбрасывается где-нибудь на пустырях или в пригородных лесах. Конечно, местная экология от этого не улучшается.
- А вы что-то предлагали властям в связи с этим фактом?
- Уже три года существует проект строительства канализационных насосных станций, в частности, КНС-30 у спуска с Вогрэсовского моста, которые должны обрабатывать сточные воды с Чижовского плацдарма. Мы предложили городским властям провести по дну водохранилища вдоль моста трубопровод к нашим очистным – из-за экономии энергозатрат это гораздо выгоднее, чем поднимать воду по трубам по улице 20-летия Октября к правобережным очистным сооружениям. Мы могли бы вложить частично и свои средства в данный проект, кроме того, возможен был и вариант с частным инвестором, но пока решение еще не принято.
- А ваше предприятие способно самостоятельно решать вопросы с инвестициями?
- Пока не изменится нынешний подход к расчету тарифов – однозначно нет. Сейчас мы по закону не можем заложить предполагаемые инвестиционные затраты в стоимость наших услуг для населения, потому что их серьезное повышение идет вразрез с социальной политикой властей. С другой стороны, государство не спешит финансировать давно назревшую реконструкцию городской системы водоотведения, чтобы она соответствовала самым современным технологическим требованиям. На федеральном уровне сейчас нет ни одной реально действующей программы для регионов по водоочистке или водоотведению. То есть пока что государство нам никак не помогает.
- Уже разработана инвестиционная программа реконструкции и модернизации очистных сооружений с применением технологии биологической очистки. Как обстоят дела с ее реализацией?
- Уже два года существует на бумаге эта программа, которую никак не может принять гордума. Надеюсь, что до конца года вопрос все-таки будет решен положительно. Программа стоимостью 2 млрд рублей рассчитана до 2018 года и должна проходить поэтапно. За это время должны быть произведены следующие работы: строительство нового блока сооружений механической очистки, блока обработки осадка, блока емкостных сооружений и реконструкция существующих сооружений.
Согласно нормативным документам у нашего предприятия есть несколько составляющих финансирования: первое - наша прибыль, второе - специальные надбавки, заложенные в тарифы, например, плата за техническое присоединение и третье - средства инвестора. К сожалению, нынешняя прибыль ООО «ЛОС» слишком мала для серьезных инвестиций, поэтому остается только вариант увеличения тарифов. К примеру, надбавка в первый год должна составить 31 коп. за 1 куб. м в месяц, что в 2012 году должно дать нам порядка 10 млн рублей хотя бы для начала реализации инвестпрограммы, то есть этапа начального проектирования.
Как мы предполагаем, после модернизации очистных сооружений наша очистка будет соответствовать нормам рыбхоза, причем с запасом.
- Насколько сейчас сбросы воды различными предприятиями соответствуют существующим нормативам? Назовите главных «загрязнителей».
- Никто из предприятий не сбрасывает дистиллированную воду в систему канализации. Другое дело, что кто-то осуществляет достаточно глубокую очистку, как, например, завод СК им. Кирова, имеющий собственные очистные сооружения и выпуск. Мы со своей стороны постоянно осуществляем контроль качества сбрасываемых сточных вод в своей лаборатории. Могу сказать, что практически все нарушают муниципальное постановление №129, диктующее нормативы по воде. Это, например, Хлебозавод №2, ВАСО, ОАО «Автоматика», «Воронежские дрожжи» и некоторые другие, более мелкие фирмы. Мы уже писали официальные письма по «Воронежским дрожжам» в Роспотребнадзор, в Росприроднадзор, в департаменты экологии города и области, но судя по ответам никаких серьезных штрафных санкций не будет. Дело в том, что максимальные штрафы для предприятий измеряются сотнями тысяч рублей, а стоимость оборудования для водоочистки – это десятки миллионов. Так что выгоднее платить штрафы. Хотя, например, новые французские хозяева «Воронежских дрожжей» пообещали в будущем поставить самое современное оборудование для очистки.
После всех кризисов, которые мы пережили в 90-х и нулевых, для нас ситуация стала несколько лучше, потому что многие предприятия вообще закрылись или значительно сократили вредные выбросы. Но есть другая проблема: значительная часть воды по-прежнему уходит в водохранилище через ливневые стоки безо всякой очистки, давая основное загрязнение.
- И что с этим можно сделать?
- В 90-х годах существовал проект по очистке ливневых стоков. Для этого надо было объединить стоки на правом и левом берегу в единый коллектор с конечным прудом-отстойником и системой перекачки воды к очистным сооружениям. Но сейчас вопрос уже не только в финансировании, но и в отсутствии технической возможности: на наших набережных просто нет свободной земли для осуществления данного проекта. Правда, существует возможность намыва новых земель вдоль берега для этих целей, но только в теории.
- В заключение несколько слов о планах предприятия на будущее.
- Думаю, что в этом году мы продолжим работы по топлению снега, согласно договору с городскими властями. Кроме того, будем постепенно увеличивать удельный вес наших дополнительных услуг в общем объеме.
Ну и, конечно же, я очень рассчитываю, что после принятия Воронежской думой нашей инвестпрограммы мы начнем ее выполнение с 2012 года. А если Государственная Дума РФ примет новый федеральный закон о водопотреблении и канализовании, который уже прошел первое чтение, то появится надежда на финансовую помощь от федерального центра.