ППК «Черноземье» сокращает количество поездов на 30%
ОАО «Пригородная пассажирская компания «Черноземье» (ППК «Черноземье») планирует сокращение количества пригородных поездов более чем на 30%. Перевозчик объясняет ситуацию недостаточным финансированием со стороны своих акционеров – региональных администраций. По оценке ППК «Черноземье», размер выпадающего дохода компании может составить по итогам года 1,5 млрд руб. при выручке на уровне 725 млн руб. Чиновники надеются сохранить сегодняшние объемы пригородных железнодорожных перевозок за счет дотаций федерального центра.
Гендиректор ППК «Черноземье» Виктор Шубин заявил, что уже с ноября в регионах присутствия компании может начаться сокращение количества пригородных поездов в среднем на 30%. Так, в Воронежской области из 130 электричек может остаться только 90. По словам господина Шубина, причиной такого решения является убыточность пригородных перевозок, которая не компенсируется из региональных бюджетов в полной мере.
В бюджете каждой из областей макрорегиона предусмотрена компенсация выпадающего дохода ППК от государственного регулирования тарифов на пригородные перевозки, однако она явно будет гораздо меньше того убытка, который покажет компания. Так, в Воронежской области на эти цели в 2011 году выделяется 11,4 млн руб., в Тамбовской – 5 млн, в Липецкой – 15 млн, в Курской – 11,7 млн на двух перевозчиков (ППК «Черноземье» и Центральная ППК), в Белгородской – 9,6 млн руб. При этом общая сумма выпадающего дохода ППК «Черноземье», по словам господина Шубина, может составить около 1,5 млрд руб. по итогам года при выручке на уровне 725 млн руб. Выпадающий доход в Воронежской области составит порядка 500 млн руб., по 200 млн – в Тамбовской и Липецкой областях, 270 млн – в Белгородской и 115 млн – в Курской области. Прогнозировать итоговый убыток компании господин Шубин отказался, отметив, что рассчитывает «на понимание» со стороны региональных администраций.
ОАО «Пригородная пассажирская компания «Черноземье» зарегистрировано в декабре 2010 года. 50% плюс одна акция принадлежат РЖД, 25% плюс одна акция – Воронежской области, 9% – Белгородской, 10% – Тамбовской, 5% – Липецкой. С 1 июля осуществляет пассажирские перевозки в восьми регионах России (Белгородская, Воронежская, Тамбовская, Липецкая, Курская, Пензенская, Саратовская и Рязанская области). Совокупный пассажиропоток за 2011 год, по прогнозам компании, составит 11,88 млн человек, из них 8,41 млн – в Воронежской области, 858 тыс. – в Липецкой, 2,56 млн – в Тамбовской, 4,26 млн – в Белгородской и 247 тыс. – в Курской. В 2012 году планируется увеличить пассажиропоток по платным категориям на 3-8%.
Напомним, что пригородные перевозки – один из самых убыточных видов деятельности для РЖД. Однако с 2011 года, согласно постановлению правительства РФ, РЖД уже не имеют права компенсировать эти убытки доходами от других видов перевозок. С начала текущего года ответственность за организацию пригородного железнодорожного сообщения полностью легла на специализированные компании, создаваемые РЖД в партнерстве с региональными властями. ППК оказывает услуги по перевозке, а регион как заказчик берет на себя обязательства по возмещению выпадающих доходов, недополученных компанией в результате разницы между установленным тарифом и фактическими затратами. При этом, напомним, согласно поручению премьера Владимира Путина, рост стоимости пригородных перевозок не должен превышать уровень 2010 года более чем на 11%. По данным РЖД, индексация тарифа в текущем году составила 1,10 (к 2010 году). Стоимость проезда за одну зону по регионам присутствия ППК составляет 11-11,6 руб.
В администрациях Белгородской, Липецкой и Тамбовской областей уверяют, что не допустят сокращения подвижного состава на пригородных направлениях, в Воронежской – что, даже если сокращение произойдет, оно будет компенсировано другими видами транспорта. В данный момент в регионах проводят экспертизы заявленных ППК размеров выпадающего дохода. «Мы сомневаемся, имеют ли цифры ППК под собой достаточно оснований. Сумма спорная, на наш взгляд», – отметил Иван Медведев, заместитель начальника управления транспорта и автомобильных дорог Тамбовской области. С ним согласен Дмитрий Марков, вице-премьер правительства Воронежской области: «Если собственно затраты пассажирских компаний – достаточно прозрачная составляющая, то структуру затрат на арендно-подвижной состав мы не понимаем, из-за этого и идут дебаты». Чиновники рассчитывают на федеральные субсидии. Так, господин Марков уверен, что «не обойдется без дополнительных решений Москвы», а в администрации Липецкой области рассказали, что уже четырежды обращались в Минфин с просьбой дотировать пригородные перевозки «и ждут положительный ответ министерства».
В Башкортостанской ППК, которая работает на территории Тамбовской области, считают, что регионам придется идти на полное возмещение выпадающих доходов. «Если ситуация не разрешится мирным путем, то мы вынуждены будем решать проблему через арбитраж. У нас уже есть такой опыт», – прокомментировал гендиректор ОАО «Башкортостанская ППК» Эдуард Гизитдинов.
Мария Старикова
Коммерсантъ (Воронеж), №205, 01.11.2011.