Воронеж. 08.11.2011. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.TV) – Эксклюзив – В том, что развитие крупнейшей выставочной площадки ЦЧР - это продолжение интеграции аграрной науки и производства и как результат - повышение эффективности российского АПК, мы убедились, поговорив с директором Экспоцентра Виктором Овсянниковым. В ближайших планах руководства и вуза, и Экспоцентра (помимо решения принципиальных вопросов развития) - благоустройство открытой площадки, а также приобретение нового презентационного и выставочного оборудования, что само по себе говорит о всё большей востребованности выставочного комплекса ВГАУ как одной из главных площадок общения предприятий агробизнеса всей РФ.
- Виктор Владимирович, сегодня Экспоцентр «Агробизнес Черноземья» как структурное подразделение Воронежского государственного аграрного университета - в общем-то, крупнейшая выставочная площадка Центрально-Черноземного региона. Об этом все знают, и уже сформировано определенное отношение к Экспоцентру в рамках всего региона. У вас не за горами 20-летний юбилей. Какой отпечаток наложила на сегодняшние процессы работа на протяжении всего этого срока? Какие бизнес-тенденции наблюдаются в последние годы в вашей деятельности по сравнению с периодом начала 2000-х годов?
- Экспоцентр, когда начинал свою деятельность, он планировал в своей тематике все тенденции, которые присутствуют на рынке центрального Черноземья. Начинали мы с выставок и по продуктам питания, и по строительству... Но в Экспоцентре они не совсем прижились. Поэтому мы решили проводить выставки по тематикам, которые непосредственно относятся к агроуниверситету, к сельскому хозяйству. И круг наших выставок сейчас в основном - это выставки по сельскому хозяйству. Они подразделяются на те, которые представляют интерес для садоводов-любителей, для крупных хозяйств, фермерских хозяйств и крупных товаропроизводителей. У нас в последние годы очень популярны такие выставки, как «Воронежская усадьба», «Дача, сад, огород». А для крупных хозяйств - это «Агросезон» и «Воронежагро».
«Агросезон» проходит весной, в марте, - перед началом весенних полевых работ. Нашим сельхозпроизводителям требуются и семена, и средства защиты растений, и техника. Они могут на нашей выставке посмотреть это все, понравившиеся экспонаты приобрести и использовать в своей деятельности. Выставка «Воронежагро» отличается немного от «Агросезона». Здесь более широко охвачена сельхозтематика: кроме техники сельскохозяйственной, средств защиты растений и семян, широко также представлено все, что касается животноводства.
- И все-таки мне бы хотелось услышать о бизнес-тенденциях.
- Ну, сельское хозяйство в последние годы имеет свое направление в развитии - как животноводческая отрасль, так и растениеводство. Мы стараемся на своих выставках отразить эту тематику, представить инновационные технологии, инновационные проекты, которые, я думаю, для Центрального Черноземья имеют очень большой вес. Хотелось бы, чтобы эта техника и технологии внедрялись в сельское хозяйство и повышали продуктивность, а в итоге - эффективность нашего сельскохозяйственного производства.
- То есть сейчас аграрный бизнес чем больше всего интересуется? Ведь это, наверное, видно по вашим выставкам? Какие вопросы люди чаще всего задают, к каким стендам, выставкам каких производителей часто подходят? Вот что сейчас происходит на этом рынке?
- Ну, большим спросом на рынке пользуется, конечно, современная техника, которая используется нашим сельхозтоваропроизводителем: это разработки нашего ростовского завода «Ростсельмаш», новые комбайны. Спросом также пользуется и импортная сельхозтехника - фирмы John Deer и других. Большой интерес на наших выставках проявляется и к современному семеноводству: и зарубежных селекционных станций, и наших, отечественных.
- У вас достаточно насыщенный график выставок, кроме того, вы проводите и семинары, и конференции, и даже ярмарки… Вот недавно у вас была медовая ярмарка. Но при всем при этом Экспоцентр не может не развиваться и не совершенствовать свою деятельность. Какие новые услуги вы сегодня можете реально предложить вашим клиентам, партнерам, и какие стоят в недалеких планах?
- Ну, сейчас мы готовы предложить услуги, которые оказывают многие выставочные центры, в том числе и в Москве, и в других регионах. Все эти услуги мы можем предоставить. В различные выставки сегодня включаются различные новые направления, как вы правильно заметили, медовое направление - сейчас в нашем Экспоцентре проводилась первая такая выставка. Я думаю, выставка станет ежегодной, и данное направление будет иметь свое развитие.
Ну, кроме выставочной площади, которую предоставляет наш Экспонент, мы можем предложить также консультационные услуги. Из любого хозяйства к нам может обратиться любой сельхозтоваропроизводитель с любым вопросом, на который мы стараемся ответить - как по приобретению сельхозтехники и любого другого оборудования, так же и по технологиям, потому что мы являемся структурным подразделением агроуниверситета. Мы можем проконсультировать, мы можем пригласить специалиста высокого профессионального уровня...
- То есть с научной точки зрения, с приведением каких либо примеров?
- Да, с научной точки зрения, с приведением примеров и с использованием наших разработок, разработок нашего Воронежского агроуниверситета непосредственно в хозяйствах. Потому что все разработки прошли свою апробацию именно в хозяйствах, и мы можем с точки зрения результатов предлагать эти разработки.
- А обращаются ли к вам вот отечественные товаропроизводители, может быть, с тем чтобы вы помогли найти им партнеров, клиентов?
- Да, к нам обращаются с такой просьбой, мы можем оказать такие услуги по подбору клиентов для наших участников и также по подбору базы для клиентов по продвижению продукции на рынки Центрального Черноземья. Мы этой деятельностью занимаемся.
- Виктор Владимирович, а много ли предприятий вы можете назвать, которые постоянно вас поддерживают и являются постоянными партнерами всех проводимых вами мероприятий?
- Да, у нас есть такие участники, которые составляют костяк выставки. Это такие предприятия, как «Бобровагроснаб», «Павловскагроснаб», также крупнейшая снабженческая компания «Воронежкомплект»… Ну и, конечно, предприятия из других регионов: из Московской области, Самары, Липецкой области, Белгородской области… Их очень много, порядка 50-60 предприятий, которые составляют основу гостей нашей выставки из года в год.
- У вас наработан достаточно большой опыт выставочной деятельности. Отслеживаете ли вы результаты по продвижению продукции ваших экспонентов, подводите ли итоги деятельности Экспоцентра и в том числе по бизнес-плану?
- Да, такие итоги мы подводим. В прошлом году доход от нашей выставочной деятельности был существенным. Отслеживаем мы и доходы участников после наших мероприятий, потому что продаются экспонаты прямо с выставки: приезжают представители хозяйств, забирают то, что им необходимо, прямо с выставки. В денежном выражении затруднительно сказать, потому что это коммерческая тайна для каждого предприятия. Если, например, брать технику, в среднем где-то порядка 10-15 единиц продаются непосредственно со стендов.
- Вот вы сказали, что ваш доход в прошлом году был существенным, но он соответствовал вашим ожиданиям?
- Хотелось бы, конечно, чтобы доход был больше… Но по прошлому году - год был очень сложный в экономическом плане для сельхозтоваропроизводителей, потому что была засуха, но все равно доход оправдал наши ожидания.
- А каким образом вы расходуете заработанные средства?
- Ну, в основном эти средства идут на счет агроуниверситета и используется как для развития непосредственно Экспоцентра, так и на мероприятия, проводимые агроуниверситетом совместно с Экспоцентром.
- В прошлом году в ходе посещения агропромышленной выставки «Воронежагро» в Экспоцентре ВГАУ глава региона, наш губернатор Алексей Гордеев предложил придать ей статус международной. Кроме того, губернатор и ректор вуза Вячеслав Котарев обсудили перспективу организации на базе Экспоцентра общей постоянно действующей выставки агропрома, проведения здесь основных мероприятий агропромышленной направленности и обучения студентов. В какой степени реализованы на сегодняшний день эти намерения?
- Ситуация давно уже складывается так, что выставки, которые проводит Экспоцентр «Агробизнес Черноземья», уже заработали свой имидж как в нашем регионе, так и в России в целом. У нас много участников и из-за рубежа бывает, даже из Японии, из Ирана, из стран ближнего и дальнего зарубежья. Их достаточно много, поэтому губернатор правильно поставил вопрос о придании этой выставке статуса международной. Нам, конечно, с этой задачей самостоятельно очень сложно справиться, но, я думаю, при помощи ректората и правительства Воронежской области данный статус будет ей присвоен.
- В общем-то, это предполагает расход дополнительных денежных средств, потому что иностранцев надо где-то разместить, что-то им предложить…
- Ну, существуют, конечно, определенные проблемы с участием иностранных наших экспонентов, но мы с этими проблемами стараемся справляться. Справимся: Воронеж достаточно благоустроенный город, и эти вопросы мы постараемся решить. И, по-моему, статус международной наша выставка действительно давно уже заслужила: у нас участвует порядка 150 и более участников в агропромышленных выставках, и среди них порядка 5% - это иностранцы.
-А что они, как правило, предлагают, иностранцы? Вероятно, технику?
- Нет, это не только техника. Это также и средства защиты растений, и семена, и оборудование для животноводства, и в том числе перспективные породы животных…
- И были уже какие-то сделки, покупки в нашем регионе?
- В нашем регионе – да, были. Были проданы несколько единиц техники, и были заключены договоры о сотрудничестве по приобретению перспективных пород скота и семян семеноводческих станций из-за рубежа.
- Все в основном европейское?
- Да, в основном европейские. Ну, японцы, они приезжали к нам, но скорее всего это был маркетинговый ход - изучить рынок. Но, к сожалению, не прижилась их техника, в связи с тем что она очень дорогая, а у нас предлагается техника, сравнимая с японской, но другой ценовой политики. Она более привлекательна для наших сельхозтоваропроизводителей.
- Это прояснили, а теперь - о предложении губернатора по поводу постоянно действующей выставки агропрома на вашей базе.
- Эта идея была изначально заложена: создать на базе Экспоцентра «Агробизнес Черноземья» постоянно действующую выставку. Экспоцентр начал свою деятельность с 96-го года, и первой как раз была идея постоянно действующей выставки. Но, к большому сожалению, она не воплотилась в жизнь. Я думаю, что предложение губернатора надо поддержать, и чтобы это предложение заработало непосредственно совместной деятельностью департамента аграрной политики, правительства воронежской области, ректората ВГАУ и нашей, Экспоцентра. И я думаю, что эта идея будет иметь свое продолжение.
- То есть нельзя сказать, что это невозможно, просто реализация будет пролонгирована…
- Да.
- И еще вопрос по поводу студентов: проведение здесь основных мероприятий агропромышленной направленности, подразумевающее обучение студентов…
- Выставка, когда первоначально она создавалась, конечно, имела идею основную обучение студентов. В связи с затруднительным положением финансовым вузов наших, невозможностью закупить всю технику и оборудование, которые хотелось бы показать студентам, чтобы они увидели, пощупали, что это такое, и уже на практике использовали полученные знания – для этого использовать планировалось проведение таких выставок. И в этом направлении Экспоцентр справляется с этой функцией в полном объеме.
- То есть и студенты, и преподаватели бывают на этих выставках и знакомятся с новейшими разработками и достижениями в области АПК…
- Да, они знакомятся и свои полученные знания используют уже на практике, непосредственно работая в сельхозпредприятиях.
- Ну, и теперь давайте поговорим о грядущем 16-ом крупнейшем агропромышленном форуме Черноземья «Воронежагро-2011» и соответственно - об одноименной выставке. Чем на этот раз форум и выставка будут отличаться от предыдущих, прошлогодних?
- Отличие будет заключаться в том, что на этой выставке участвует у нас более 160 предприятий. Здесь будет очень много представлено техники, нигде такого не представлено: порядка 8-10 комбайнов будет выставлено на площадке, а всего - порядка 60-70 единиц техники. Это в том числе трактора, почвообрабатывающие агрегаты, сеялки, ну и, как я уже говорил, большое количество комбайнов для уборки сельхозпродукции.
Цель данной выставки - это способствовать развитию предприятий АПК, оснащению их высококачественной техникой, оборудованием. Знакомство с новыми видами техники и оборудования на выставке, где очень хорошо будут представлены сельхозтехника, оборудование для животноводства, средства защиты растений, семена и другое, что нужно нашим сельхозтоваропроизводителям. В данной выставке участвует более 160 предприятий, среди них из других регионов - например, это «Крестьянский дом «Пермь», «Нью-ТехАгро», «Акмаш-холдинг»… Из-за рубежа на данной выставке планируются участники из Украины, Белоруссии, а также из стран дальнего зарубежья - это из Германии, Франции и Швейцарии.
- В рамках этого форума и выставки предполагаются какие-нибудь конференции?
- Да, в рамках выставки предполагается обширная деловая программа, где будут затронуты проблемы растениеводства и животноводства, а также экономические вопросы, которые необходимо обсудить нашим сельхозтоваропроизводителям.
- То есть, опять же, в этих конференциях будут принимать участие не только товаропроизводители, но и, соответственно, ученые вашего вуза…
- Да, в этой деловой программе будут принимать участие ученые нашего вуза, которые представят свои новейшие разработки, технологии и ответят на все интересующие вопросы сельхозтоваропроизводителей. Будут обсуждены актуальные темы по орошению полей, по защите растений. Будет проведено совещание с главными инженерами, где пройдет презентация сельхозтехники, новейших разработок.
- Вот закончится выставка «Воронежагро-2011». И к чему вы начнете готовиться?
- Ну, отдыхать нам не приходится, наш график очень насыщенный. И не за горами весенняя выставка для наших сельхозтоваропроизводителей, к ней мы будем готовиться, и также мы планируем новые тематики, расширить перечень наших выставок. Это благоустройство и ландшафтный дизайн - будут отражены в наших выставках. Также планируем пригласить для участия в наших выставках - мы хотим расширить направление «Ветеринария», - производителей препаратов для лечения животных. Вот эти тематики мы постараемся в следующем году развить.
- Как вы думаете, это вызовет интерес?
- Я думаю, да. Это актуальные темы, и они будут пользоваться спросом у наших посетителей.