WorldClass

04 октября 2024, 12:31
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

BMW 5

В Воронеже участник «Джазовой провинции», именитый джазмен Герман Лукьянов признался, что молодым можно платить меньше

15.11.2011 17:58
Автор:
Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) - Светская хроника - На четыре дня (с 8 по 11 ноября) Воронеж  превратился в центр проведения Шестнадцатого международного фестиваля «Джазовая провинция». Концерты проходили на трех площадках города (в филармонии, в ДК железнодорожников и в арт-ресторане «Балаган-сити»).

Воронеж. 15.11.2011. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Светская хроника – На четыре дня (с 8 по 11 ноября) Воронеж превратился в центр проведения Шестнадцатого международного фестиваля «Джазовая провинция». Концерты проходили на трех площадках города (в филармонии, в ДК железнодорожников и в арт-ресторане «Балаган-сити»).

В списке выступавших – дуэт Лембит Саарсалу и Леонид Винцкевич, квартет Эдда Джонса, Рике Пантожа, Герман Лукьянов, Олег Писаренко, Николай Винцкевич, Алексей Кузнецов, Ив Корнелиус, Камал Шажри и другие. И как заметил Александр Лукинов, продюсер фестиваля, «не надо искать в списке звезд, за 16 лет существования фестиваль «Джазовая провинция» и сам засиял звездой». И это верно на все сто процентов - у фестиваля есть свой зритель – вернее, слушатель, - знающий толк в «жонглировании ритмами».

Застывший джаз Геннадия Шакина

Фестиваль открыли 7 ноября выставкой Геннадия Шакина (90 фотографий) в фойе ДК железнодорожников «Репортаж о джазе длинной в 40 лет». На фото мастера (самое раннее датируется 1971 годом) – Сергей Курехин, Алексей Кузнецов, Давид Голощекин, Алексей Козлов, Дюк Эллингтон, Валентина Пономарева, Лариса Долина и другие мэтры джаза. Кого зря господин Шакин не фотографировал, снимать кого придется ему и так надоело (работая в проектном институте, Геннадий фотографировал коровники и свинарники).

- Я фотографировал тех музыкантов, чья музыка «цепляла», - рассказал Геннадий Шакин на открытии. – Мои фотографии выходили в чешской «Мелодии», в польском «Джаз форуме», в советских газетах и журналах. Потом стал ездить по фестивалям со своей передвижной выставкой. Сейчас освоил цифру и фотошоп и не понимаю тех, кто противится научно-техническом прогрессу в этой сфере.

Историограф джаза Юрий Верменич в своей книге «Мои друзья – джазфэны» так написал о своем друге Шакине: «Он снимал джаз на рижском взморье и красноярских «Столбах», на фабрике-кухне и в вагоне витебского поезда на Москву, на склонах Хибинских гор в Апатитах и в прокуренном Доме ученых в Пущине-на-Оке…»

Его почерк – в учениках

Гитарист, композитор и аранжировщик Алексей Кузнецов выступил с Ив Корнелиус (вокал), Леонидом Винцкевичем (фортепиано) 10 ноября, а на следующий день дал мастер-класс для студентов музыкального училища. Видимо, за 50 лет педагогической деятельности гитаристу еще не надоело общаться со студентами. Как это возможно, пояснил сам Алексей Алексеевич Кузнецов:

- Меня вдохновляет мой слушатель и работа с учениками. Как только я понимаю, что он принимает мою игру, я радуюсь. Все очень просто. Я всегда стараюсь и на сольном концерте с самого начала установить контакт со зрителем. Я выхожу один с гитарой и один играю, и эту волну настраиваю… В последнее время я стараюсь сначала делать мастер-класс, а потом концерт. На мастер-классе я обычно многое рассказываю, многое показываю. У вас поиграли в две гитары, в три гитары. Насколько студенты это впитают и это даст результат, покажет время. Я довольно подробно все демонстрирую. В Москве 19 лет даю мастер-классы. Многие так и постигли гитарную школу джаза: среди моих учеников - Максим Шибин, Петр Маланов. И когда они приходят со своим музыкальным проектом на пробы, то, как только начинают играть, узнают почерк учителя - это ж Кузнецов играет так. Вот это приятно, безусловно. Одно из моих желаний было всегда - это общаться с коллегами, с публикой, проводить мастер-классы. Это моя жизнь.

Любопытный народ…

Именитый джазмен Герман Лукьянов приехал в Воронеж с ансамблем «Каданс», в «котором собраны ведущие молодые музыканты Москвы, многие из них годящиеся Герману во внуки». Господин Лукьянов очень подробно рассказал, почему это (молодые работают с более зрелыми) происходит:

- Опытные артисты часто обращаются к молодым по нескольким причинам. Одна из них - желание передать свой опыт, другая причина - хорошо заработать (им можно меньше платить). Третья причина - молодые сам и с интересом идут к опытному артисту, потому что у него есть секреты, которые в другом месте не узнаешь. Поэтому получается взаимная выгода: опытный старый артист использует молодых, ему выгодны их темперамент, горячность, жар, желание познать новое. А у молодых есть интерес встать на ноги, обрести мастерство, которое дома, натирая мозоли на руках, не обретешь. Кроме того, артист имеет имя. Он может сделать концерты, у него есть авторитет. Хотя мои музыканты уже не такие юнцы, у одного - пятеро детей, второй - третий раз женат. Во времена Пушкина они бы уже считались пожилыми.

Использование разных инструментов в своем арсенале (труба, флюгельгорн, альтгорн) Герман Константинович объяснил человечески любопытством и приписал это качество всем джазовым музыкантам.

- Джазовые музыканты - народ очень любопытный, - рассказал господин Лукьянов. - Мы искали новые звуки с незапамятных времен. Сразу после диксиленда появляется гитара, электрогитара, появился сопрано-саксофон, который не использовался в джазовом арсенале. Появился виброфон, электроорган и так далее. Все это постепенно внедрялось. Это вечная игра в новые звуки. Поэтому потянуло и меня к альтгорну… А сейчас попробовал еще один инструмент - я его сам сконструировал. Если вы знаете блок-флейту, у нее есть свисток и ряд отверстий. Я обрезал отверстия и оставил свисток, и соединил две блокфлейты - одна теноровая, другая сопрановая. Было много работы, я их подгонял. В итоге получилась флейта из двух стволов... И когда-нибудь, возможно, вы услышите звучание этой небывалой флейты. Мне говорят: «Зачем ты ее сделал?» Но у нее есть своеобразие: во-первых, у нее глиссандо ярко выраженное, и это уже сама по себе краска совершенно особая. А еще зачем? Да из интереса! Все из того же интереса, из которого джазовые музыканты все щупают, как дети.

Несмотря на популярность фестиваля «Джазовая провинция», Герман Лукьянов был вынужден констатировать, что джазовая музыка все же не для массового слушателя. Мэтр джаза объяснил это даже не тем, что политическая элита в России предпочитает поп-музыку (так говорил джазовый обозреватель Михаил Митропольский), а тем, что джаз в действительности не прост для восприятия.

- Чтобы слушать музыку, надо как минимум иметь музыкальный слух, - рассказал Герман Константинович. - А чтобы слушать джаз, надо иметь еще и очень хороший ритм, потому что суть и квинтэссенция джаза - это игра ритмов, это жонглирование ритмами. Если это не радует и не вызывает восторг, тогда концерт не нужен, потому что красивое звучание можно и в симфоническом оркестре услышать, и в опере. Но люди идут на джазовый концерт, и они здесь получают то наслаждение и те эмоции, которые может дать насыщенный ритм… Лично мне джаз давался непросто. Сначала надо было понять, что такое джазовая музыка, понять законы джазовой музыки, разобраться в свинге. Мы грамотные были - в консерватории учились, но особенности джазовой гармонии, не говоря уж о ритме, с трудом до нас доходили. Информация была крайне скудной. Центр ее находился и находится на 42-й авеню в Нью-Йорке, а мы – провинция. И Париж, и Берлин - провинция. В то время если попадалась американская пластинка, это было чудо. И это замедлило движение в смысле понимания. Конечно, если бы я жил в Америке, я бы быстрее встал на ноги. Сейчас молодые люди быстрее растут. Они ближе к сути джазовых законов, стоит пошевельнуться, и у них все есть. Расти сейчас гораздо проще.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0