23 декабря 2024, 11:17
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Генеральный директор филиала ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» – Воронежского механического завода Иван Коптев: «В угоду рынку к сеялкам мы не вернемся»

15.11.2011 18:53
Автор:
Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) - Эксклюзив - Несмотря на «кризисные симптомы» российской экономики, Воронежский механический завод оставляет за собой прежние приоритеты: с начала 2011 года на ВМЗ произведено 55 жидкостных ракетных двигателей для «Протона-М», 12 двигателей третьей ступени - для ЦСКБ «Прогресс» и три двигателя - для РКК «Энергия». Кроме того, планируется изготовление двигателя для новой ракеты.

Воронеж. 15.11.2011. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Эксклюзив – Несмотря на «кризисные симптомы» российской экономики, Воронежский механический завод оставляет за собой прежние приоритеты: с начала 2011 года на ВМЗ произведено 55 жидкостных ракетных двигателей для «Протона-М», 12 двигателей третьей ступени – для ЦСКБ «Прогресс» и три двигателя – для РКК «Энергия». Кроме того, планируется изготовление двигателя для новой ракеты. О деятельности предприятия корреспонденту ABIREG рассказал генеральный директор одного из крупнейших предприятий космической индустрии Иван Коптев.

- Иван Тихонович, чем коллективу предприятия запомнится 2011 год? Каковы сегодня достижения и стратегические цели ВМЗ?

- Экономическая ситуация стабильна. В непростое время нам повезло: двигатели ВМЗ востребованы. Активно эксплуатируются ракеты-носители «Протон», «Союз» и «Прогресс». Кроме того, делаем двигатели ДМ для разгонного блока РКК «Энергия». Пусть это лишь треть производственного максимума, достигнутого в 80-е годы, с учетом существующей численности работников завод полностью загружен. А это означает не только выход конечной продукции, но и сохранение технологического уровня, и выплату зарплаты.

В ближайших планах – изготовление двигателя для новой ракеты, которая будет стартовать с космодрома «Восточный». Еще в 2009 году мы изготовили первые товарные камеры сгорания для перспективного жидкостного ракетного двигателя РД-191, разработанного ОАО «Энергомаш». Это перспективная универсальная модель для всех классов двигателей ракет «Ангара» и «Зенит» (последняя – совместный российско-украинский проект). Реализуется решение Роскосмоса о кооперации в изготовлении функциональных агрегатов двигателей 11Д451М, 14Д23 для ракетоносителя «Союз-21Б» и РД-0124А для 3-й ступени перспективного ракеты-носителя «Ангара» (ОАО «КБХА»). Итоговые цифры говорят о многом. Товарный выпуск 2011 года достиг 3,5 млрд рублей, из которых 2,4 млрд – ракетные двигатели. Прогноз на 2012 год – аналогичный, с небольшим ростом по всем направлениям.

Главная задача на перспективу – обновить оборудование. Нам необходимо переходить на энергосберегающее производство. Уже приобретено более 30 современных высокоточных станков для производства «Спецтехника». Внедрение нового оборудования позволило увеличить производительность труда в три раза. Благодаря тому что сейчас ВМЗ является частью большого научного центра, мы ускоряем процесс модернизации производства. Система управления качеством Воронежского механического завода сертифицирована на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001.

Отрадно, что разговоры о строительстве космодрома «Восточный» переходят в стадию практической реализации идей. Надеемся поучаствовать в изготовлении нового ракеты-носителя. Кроме нашего завода, по-настоящему «в теме» только «Энергомаш» и пермский «Протон-ПМ», работы в центре Хруничева хватит всем.

- Как известно, в 2011 году произошло несколько неудачных запусков ракет с двигателями ВМЗ. Отразилось ли это на репутации предприятия? И как прошла ваша командировка на космодром Байконур в конце октября?

- На Байконуре наблюдал запуск «Прогресса» с грузом для МКС. Значимость его возрастала в свете аварии 24 августа. Отмечу, к ВМЗ имеет отношение только одна авария. И она, конечно, бросает тень на репутацию. Впрочем, однозначного заключения о вине нашего завода нет. Двигатель третьей ступени – самый надежный из тех, что мы делаем. Материальную часть в Алтайском крае не нашли, а без нее выводы о «слабом звене» носят предположительный характер. Именно так: «Предположительно результатом аварийного выключения двигателя стало попадание постороннего предмета в тракт подачи горючего». Согласно рекомендациям межведомственной комиссии по расследованию причин аварии, мы усилили контроль изготовления деталей и сборки двигателей, в том числе с привлечением для сборки двигателей специалистов КБ «Химавтоматика». И все же повышенное напряжение на космодроме Байконур присутствовало. Кроме двигателя, есть еще баки и трубопроводы, которые не имеют отношения к нашему производству… Все прошло нормально. Полет подтвердил качество воронежского двигателя, который успешно вывел космический аппарат на заданную орбиту.

- На ВМЗ развиваются три дополнительных направления – авиационное, «Газпром» и РЖД. Каковы объемы и тенденции? И нет ли в этом развитии «непрофильного» производства внутреннего противоречия?

- В сложные 90-е годы у нас наблюдалось серьезное падение производства (в пять раз по отношению к 80-м годам). Однако ВМЗ вовремя сориентировался и показал пример успешной конверсии. За полтора десятилетия завод стал известным производителем нефтегазового оборудования и узлов для железнодорожного транспорта. «Непрофильная» продукция занимает треть общего объема производства. Основные заказчики – «Газпром» и РЖД. Выпускаем свыше 200 видов нефтегазового оборудования различной комплектации. Все установлено и успешно действует на месторождениях Севера, Сибири, юга России, в странах СНГ. Нефтегазовое оборудование производства Воронежского механического завода поставляется также в США, Венгрию, Францию, в страны Юго-Восточной Азии. Работать приходится в условиях жесткой конкуренции, однако технологический уровень нашей продукции позволяет вести борьбу на рыночном поле. Прогнозируемый годовой объем – около 600 млн рублей.

Накопленный опыт и возросшие научно-технические возможности завода позволили освоить производство сложных агрегатов для тепловозных дизелей и другой техники стоимостью около 300 млн. рублей в год.

Авиационная тематика значительно уступает и уходит в прошлое. ВМЗ — единственное в России и странах СНГ предприятие, выпускающее поршневые авиационные двигатели для самолетов Як-18, Як-52, Як-54, Як-55, СМ-92, Су-26, Су-29, Су-31 и для вертолетов Ка-26, Ми-34. До 90-х годов прошлого века мы производили не менее 350 авиадвигателей в год. Около 10 лет назад в заводской структуре – научно-производственном комплексе «Авиатехника» – был разработан уникальный карбюраторный звездообразный девятицилиндровый двигатель М9Ф, на 30 процентов превосходящий по мощности свои отечественные и зарубежные аналоги. И все же такие двигатели не находят широкого применения. Старые – еще работают в России и СНГ. К сожалению, новых программ развития малой авиации нет. Какой-то объем заказов обеспечивают различные летные училища и ремонты. Загрузка по авиационному направлению снижается, выпускаем не более пяти двигателей в год плюс редукторы вертолетных двигателей (Ка-26), компрессоры и прочие запасные части. По договорам на 2012-й – примерно на 200 млн рублей. Из тысячи «авиационных» специалистов на заводе осталось 36.

Внутреннего противоречия нет. Основной вид продукции – ракетные двигатели. Как филиал ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» ВМЗ реализует их по себестоимости, и все же это львиная доля всех денежных поступлений. Доход предприятия от «непрофильного» сектора - а это треть общего объема производства – финансово несопоставим с поступлениями от «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева». Так что в угоду рынку к сеялкам мы не вернемся.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0