WorldClass

20 сентября 2024, 11:43
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Гендиректор ГК «Протэк» Лев Полянский: «Мне скучно сидеть на берегу океана. Мое эксклюзивное развлечение - смотреть, как станок делает профнастил или как краны отгружают металл»

22.11.2011 12:05
Автор:
Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) - Эксклюзив - Лев Полянский - современный, колоритный воронежский бизнесмен. В каком-то смысле self-made man - свое дело он не получил в наследство, не купил с торгов, а создал сам. За 19 лет оно стало солидным консорциумом. Полянский производит неизгладимое впечатление: при явном присутствии хорошего вкуса и любви к дорогим вещам он прост, но очень интересен в общении, мегаумен, обладает потрясающим чувством юмора и, кажется даже, пока не видят подчиненные, понемногу хиппует.

Воронеж. 22.11.2011. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) - Эксклюзив - Лев Полянский – современный, колоритный воронежский бизнесмен. В каком-то смысле self-made man - свое дело он не получил в наследство, не купил с торгов, а создал сам. За 19 лет оно стало солидным консорциумом. Полянский производит неизгладимое впечатление: при явном присутствии хорошего вкуса и любви к дорогим вещам он прост, но очень интересен в общении, мегаумен, обладает потрясающим чувством юмора и, кажется даже, пока не видят подчиненные, понемногу хиппует. Вальяжность, с которой он разговаривает или сидит в кресле, – не барство, а лишь дополнительный, отличительный элемент этого приятного образа.

О прошлом

- Сколько лет вы руководите бизнесом?

- Сколько он существует, столько и руковожу – 19 лет. У меня когда-то гости из американского университета спросили, как так получилось, что я закончил химический университет, 15 июня получил диплом, а 16 июня стал генеральным директором. Как можно за один день стать из студента химического факультета руководителем компании? Для них это было тогда непонятно. Оказалось очень просто. Окончил университет, открыл компанию, назначил себя генеральным директором. Никого не пришлось «подсиживать». И движения по служебной лестнице у меня не было. Как только компания открылась, с тех пор и руковожу.

- Открывая, вы же не знали, что у вас будет через 19 лет такой огромный консорциум. Когда именно вы поняли, что у вас бизнес, а не компания с одним генеральным директором?

- Наверное, задолго до того, как его открыть. Причем как только он открылся, он мне казался очень крупным бизнесом, и сам я себе казался очень крупным бизнесменом. С годами это чувство угасало. И сейчас я достаточно скромно отношусь к своим достижениям или достижениям компании. Я уверен, что мы только в начале пути и достигли не так уж и многого. Но тогда, в 1992 году, сложилось впечатление, что вершина олимпа совсем рядом. И можно ее потрогать руками. Мы тогда размещались в однокомнатной квартире. Нам сдали в аренду кухню. В этой кухне был стол, два стула, лежал свернутый в трубочку ковер, который служил нам «диваном». На нем сидели сотрудники и гости. Был еще телефон. Вот и вся мебель. Сейчас у нас только офисное здание 2,5 тыс. кв. м и 200 телефонов.

- Какой эпизод за время работы в компании запомнился как наиболее яркий?

- Трудно выделить за 19-летную историю одно какое-то событие из многих других, заслуживающих внимания...

Первое, что приходит в голову, – это когда приобрели 31-е управление спецстроймеханизации, долго восстанавливали спецтехнику. Помню зрелище: около трехсот единиц разрушенных и искореженных бульдозеров, экскаваторов, лежащих в одной ржавой куче. В конце концов всю эту кучу мы разобрали, отремонтировали, покрасили. Перед тем как выпускать на линии (у нас тогда как раз проходила ежегодная конференция российского Союза поставщиков металлопродукции), мы устроили для наших гостей шоу тяжелой спецтехники. У нас машины играли в футбол на площадке. Сделали большой стальной мяч. И вот экскаваторы, бульдозеры гоняли этим мячом по территории базы. Потом огромный тросовый экскаватор, предназначенный для расчистки водоемов, разливал у нас воду по ведрам из ковша. Достаточно сложная работа: ковш объемом несколько кубических метров и весом с одну тонну мотается на длинных тросах длиной метров 15-20. Попасть этой штуковиной в ведро и налить воды, мягко говоря, довольно сложно.

Потом на капот своего автомобиля руководитель спецтроймеханизации положил разложенный сотовый телефон, а экскаватор ковшом закрывал этот сотовый телефон. Затем он на этот телефон положил виноградину, и экскаватор ковшом аккуратненько раздавил эту виноградину, не повредив ни капот, ни телефон. Гости были шокированы. Этот ролик есть на сайте YouTube.

На самом деле вспоминать можно до бесконечности...

- А есть ли какой-нибудь эпизод, которым вы гордитесь?

- Да 19 лет работы компании - и есть такой эпизод.

- Немаленький такой эпизодик…

- Мы приобрели на «Тяжэксе» разрушенный литейный цех и сделали из него крупнейший сервисный металлоцентр в регионе. Всем, что мы делали, можно гордиться. Мы же ничего не разрушали, ничего не портили. Все, что попадало к нам в руки, в каком оно ни было бы состоянии, через какое-то время начинало работать. Если это мусорка, то через несколько лет на этой мусорке возникала база - с новыми складами, полная оборудованием. Если это ржавое оборудование и техника, то она довольно быстро принимала надлежащий вид и входила в рабочий строй. У нас даже алкоголики пить бросают. Некогда пить, работать надо.

- За это время случались какие-то серьезные бизнес-конфликты, кто-то пытался отобрать у вас бизнес? Предпринимал ли рейдерские атаки?

- Нет, бизнес в целом никто отобрать не пытался, потому что бизнес у нас достаточно сложный в управлении. Рейдерам нужен металлолом. А работать не хочется. Конфликты, конечно, происходили. Но я считаю, это нормально. Любая динамично развивающаяся компания сталкивается с этим.

- Как быстро, образно говоря, вы «наелись», то есть как скоро зарабатываемые деньги перестали направлять на приобретение простых вещей: квартиры, машины, дома, дачи? И сколько времени это заняло с тех пор, как ваш доход стабилизировался?

- Это произошло очень быстро - одновременно с открытием компании. И с тех пор уже 19 лет я грамотно отношусь к цифрам на бумаге: для меня это не средства для приобретения нужной мне вещи, а показатель динамики развития компании, инструмент для ускорения ее роста. Эта позиция, на мой взгляд, и является основополагающей в бизнесе для владельца. Если владелец компании относится к деньгам как к средствам для удовлетворения своих личных потребностей, он очень быстро воспользуется этой возможностью, поскольку она у него есть, и потратит эти деньги, а работать будет не на что.

- А были ли такие моменты в жизни, когда хотелось все бросить?

- Трудно сказать. Иногда чувствуешь себя уставшим, но не на столько, чтобы все бросить.

- Продать и уехать не хотелось никогда?

- Нет, такая корова нужна самому. Зачем продавать? Структура работает независимо от меня. Мое пребывание здесь не является необходимым. Если у меня возникает желание уехать, то я спокойно беру билет и уже через час лечу на самолете из Воронежа, и возвращаюсь тогда, когда мне удобно. Другой вопрос, что я не могу долго отсутствовать, начинаю скучать по привычной атмосфере. Мне не интересно сидеть где-нибудь на берегу океана и смотреть, как волна накатывает. Мне приятнее посмотреть, как станок делает профнастил или как краны отгружают металл.

- Очень веселое зрелище, наверное….

- Для меня – да. Кран с металлом далеко не у каждого есть. Получается такое эксклюзивное развлечение.

- Как вы пережили кризис 2008 года?

- Мы про него уже забыли. Мы не поняли, был он или не был. Конкурентов у нас стало меньше, объемы продаж выросли. Все меры по развитию компании мы произвели. Уровень инвестиций в 2008 году не уступал по размеру предыдущим годам. Наш самый большой комплекс был введен как раз тогда. Прибыли, конечно, не получили. Но и убытков тоже, сработали в небольшой плюс. А стратегически мы тогда очень сильно выиграли - доля рынка значительно увеличилась. И сотрудников много пришло к нам в кризисный год. Потому что многие трейдеры сокращали персонал, а мы всегда с удовольствием хороших людей принимаем на работу.

О настоящем

- Можете обрисовать ваш в бизнес в нескольких предложениях?

- Предприятие для комплексного обеспечения строительства всеми необходимыми товарами и услугами, в том числе собственного производства.

Если брать более развернуто, то основное стратегическое направление, в котором компания развивается, это производство, переработка и поставка металлопродукции и строительных материалов. У нас организован сервисный металлоцентр, который постоянно пополняется новым оборудованием. Мы делаем профнастил, установили оборудование по продольно-поперечной резке, по изготовлению профилей из металла. У нас есть арматурный цех, цех металлоконструкций. Из арматуры изготавливаем сетку. Это довольно глубокий передел. Уже начинаем осуществлять новое направление – строительство. Им занимаются управления спецстроймеханизации, на котором есть все необходимое оборудование, спецтехника, все разрешения и лицензии на строительные работы. Третье направление – транспорт, грузоперевозки. Транспортно-логистическое подразделение ежегодно пополняется новой техникой. Четвертое – торговля. Вот эти четыре кита, на которых сейчас держится компания. Торговля, производство, строительство и грузоперевозки.

- Ваша доля рынка в регионе на сегодняшний момент какова?

- По металлопродукции мы оцениваем ее в 25%, если брать поставки конечному потребителю со складов, не учитывая продаж торгующим компаниям, не учитывая транзитных поставок с заводов. По услугам трудно оценить, в этом сегменте рынок непрозрачный.

Что касается строительных и отделочных материалов, здесь доля значительно меньше, поскольку емкость рынка по строительным материалам выше. Плюс это направление у нас позднее открылось. Мы оцениваем свою долю здесь порядка 5%. В следующем году доведем до 15%. Все необходимые решения для этого приняты. И фундамент для роста строительного дивизиона заложен.

Если брать производство, таких производств, как у нас, в регионе не так много. Но, опять же, мы производим для своих клиентов. Мы не идем на комплектацию других трейдеров своей продукцией. А продаем свою продукцию со своих складов. В следующем году тоже около 15% рынка будет.

По транспорту… В основном наш транспорт обслуживает нужды нашей компании. Практически порядка 75-80% загрузки транспорта идет собственными нуждами. Кроме того, оказываем услуги нашим клиентам по доставке своей продукции.

- Серьезно ли модернизируете производство для повышения производительности труда?

- Мы в этом году много оборудования закупили - только металлообрабатывающего на 45 млн рублей. Что-то уже изготовлено и смонтировано, что-то в стадии завершения. До Нового года мы эти два сервисных металлоцентра по листообработке и по арматурной стали закончим. Думаю, что в следующем году они будут работать уже на полную мощность. Там хорошее оборудование, автоматизированные линии, часть - отечественного производителя, часть - зарубежного.

Смонтировали грузоподъемные механизмы на нескольких площадках. Это тоже существенно облегчило труд и увеличило производительность труда.

Много чего делается. Новый транспорт взамен изношенного покупаем. Бульдозер на днях новый получили, тоже кому-то жить стало легче.

Благодаря этому увеличиваются объемы производства, отгрузок, дополнительные рабочие места появляются, да и условия труда становятся лучше.

- Сколько времени вы обычно проводите на работе? Насколько строгий и плотный график у вас?

- Мой рабочий день с 9 до 5 часов, учитывая, что когда я не на рабочем месте, я все равно думаю о работе, занимаюсь решением рабочих вопросов, доступен всегда по сотовому телефону. И голова все равно занята тем, что здесь творится. Так что получается около 24 часов. Но непосредственно в кабинете присутствую 4-5 часов.

- А что случится, если уйдете в длительный отпуск, например, на месяц-два?

- Я так думаю, что компания будет работать лучше. Потому что люди начинают глубже чувствовать ответственность. И поэтому те задачи, которые они в моем присутствии могут не решать, вынуждены решать сами. Мне виден общий план работы компании, я все равно не лезу в детали. И поэтому от меня зависит принятие каких-то важных стратегических решений. Это одно-два, может быть, три решения за год. Всю остальную управленческую и исполнительскую работу выполняют специалисты, знающие свое дело. Поэтому я здесь, в общем-то, ненужный элемент, который только дестабилизирует работу компании.

Ничего кардинального не случится, если я тут не буду появляться. Может быть, только компания медленнее будет развиваться, темпы роста снизятся. Потому что как раз от принятия этих стратегических решений зависит то, что в следующем году компания будет продавать, например, на 50% больше, чем в этом году. На самом деле, 50%-ный рост – достаточно сложный. А для поддержания текущих показателей сотрудников для моей компании никаких трудностей нет.

- Как часто у вас бывает отпуск? И как вы его проводите?

- Отпуска как такового у меня никогда не бывает. Если куда-то собрался, то сел и поехал. Как правило, эта поездка не очень долгая и происходит в компании с партнерами. С людьми, с которыми мне интересно и полезно общаться. Это в конце концов каким-то образом связано с работой. Я выезжаю три-четыре раза в году покататься на горных лыжах, пару раз на серфинге. В выходные уезжаю прыгать с парашютом. Предпочитаю активный отдых. Когда большая скорость, есть элемент риска, тогда только вылетают из головы мысли о работе. Конечно, это какие-то мгновения, они быстро проходят, но очень ценны. Тогда приезжаю, как говорится, отдохнувшим, спать начинаю по ночам. А вот в классическом выражении отдых, чтобы неделю пролежать на пляже, - такого отпуска у меня не бывает никогда.

- Получали ли вы какое-то дополнительное образование? На ваш взгляд, вам хватает образования, знаний для управления компанией? Как вы относитесь к выпускникам MBA, например? Есть ли у вас сотрудники, которые там обучались? Принимаете ли таких на работу?

- Я считаю, что у меня здесь все 19 лет – сплошное MBA с утра до вечера. Я, конечно, ездил на семинары, конференции, я много общаюсь с очень умными, одаренными людьми. И общение с ними для меня ценнее, чем часы, проведенные за школьной партой. Хотя я не могу и не хочу сказать, что это хуже или лучше. Это то, что мне приносит пользу и помогает в работе.

Насчет своих сотрудников: мне абсолютно все равно, какое у человека образование, финальную шлифовку он получает на своем рабочем месте. И если он хочет работать, хочет добиваться результатов, то он и с тремя классами церковно-приходской школы станет профессионалом. Если человек не активен в практическом приложении своих навыков, то в итоге никакой MBA не поможет. Это теория, постулаты, догмы, которые обретают ценность только тогда, когда они начинают приносить конкретные плоды. И часто приходят люди с несколькими высшими образованиями, они все, чему научились за свою жизнь, – это учиться. Работать они не умеют и не хотят. Поэтому для меня несколько образований, наоборот, вызывает некоторую настороженность. Почему он учился все это время? Может быть, потому что он просто завис в детстве?

О будущем

- По-вашему, есть ли в экономике страны или в вашей отрасли дополнительные возможности для роста? Есть ли какие-то факторы, которые могли бы ускорить реализацию ваших планов?

- Дополнительные возможности для роста всегда есть. Если кажется, что их нет, то ты их просто не видишь. Надо смотреть внимательнее. Текущая рыночная ситуация, конечно, не самая легкая. Высокий уровень конкуренции, не очень высокие темпы роста экономики в целом, нестабильность - она мешает выполнению многих наиболее амбициозных планов и не дает возможность нам реализовывать какие-то длительные инвестиционные проекты. Я не думаю, что в ближайшее время можно что-то изменить, потому что Россия не изолированная страна. И чтобы ни говорили наш руководители – что не боимся никаких мировых проблем, у нас большой Стабфонд - все-таки экономика зависит от цен на энергоносители. И если мировая экономика будет в плачевном состоянии, то цены на энергоносители будут невысокие. Соответственно, все наши большие стройки придется приостановить. И сама возможность развития такого сценария заставляет компанию быть осторожнее: мы вкладываем в развитие только те деньги, которые зарабатываем. Мы не привлекаем в настоящее время долгосрочных кредитов и облигационных займов, не думаем и не планируем выходить на IPO. Хотя это все инструменты, которые могли бы дать возможность компании сделать качественный рывок с многократным увеличением показателей. Но текущее состояние в экономике рисковать таким образом нам не позволяет.

- Чего вы хотите от жизни?

- Трудно сказать… Я просто живу и работаю. Не работать скучно. Мне нравится, когда идет какая-то динамика, развитие, когда люди вокруг позитивные. Когда показатели компании и доходы окружающих людей увеличиваются. Вот это все доставляет удовольствие...

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0