Молодому, перспективному (так о нем отзываются и подчиненные, и начальство) руководителю управления организации городских пассажирских перевозок Дмитрию Крутских ныне не позавидуешь. Письма на него в прокуратуру поступили сразу от нескольких адресатов: и от работников пятого ПАТП, и от владельцев частных транспортных предприятий, и от депутата гордумы Г. Кудрявцевой. Все они подозревают молодого и перспективного в «коррупции» и попытке передела рынка пассажирских перевозок под некогда родные компании. В мэрии пока за прогрессивного чиновника стоят горой. Да и прокуратура по этому поводу хранит олимпийское спокойствие.
Бывают ли бывшие перевозчики?
«Психическая» атака на Крутских началась еще до Нового года: примерно в то же время, когда городские власти решили объединить четвертое и пятое ПАТП и присоединить их к муниципальному предприятию «Воронежпассажиртранс». Тогда особенно забеспокоились (по своей воле или нет — это уже иной вопрос) сотрудники ПАТП, подлежащих реорганизации, и, как это часто бывает, стали писать письма во всевозможные инстанции с просьбой сохранить прежний руководящий состав. В частности, представители пятого транспортного предприятия в коллективном послании от 14 октября вспоминали о том, что за годы работы их недавнего шефа Г. Болычева приобретено аж два автобуса большой вместимости, велся ремонт кровли ремонтной мастерской, огромное внимание уделялось охране труда и технике безопасности. Наконец, заработная плата повысилась в два раза, и теперь она в среднем оставляет 8000 рублей. Отдельно отмечалось «улучшение морального климата в коллективе».
В общем, ничего такого неординарного Болычев не совершил, но расставаться с ним подчиненные отчего-то не хо¬тели. Привыкли, может. Больше всего беспокоил работников тот факт, что в период руководства ПАТП временно назначенных директоров (сам Болычев, если судить по письму, 3,5 месяца находился на больничном), в руки частных владельцев передали шесть довольно хлебных маршрутов - №№ 77В, 77, 104, 88, 27Т и 74А. Произошло это, как отмечается в бумагах, «в период руководства Н. Жакомина — ставленника депутата городской Думы В. Клецова». При этом маршруты передали в ООО «Автокомп» — организации, «работающей под покровительством и родственными связями... Д.Б. Крутских».
К письму трудящихся прилагались копии учредительных документов, по которым Дмитрий Борисович (данные на 2 октября 2007 года) вместе с депутатом облдумы Андреем Зоткиным и бизнесменом Андреем Чембарцевым входили в состав участников ООО «Автоград». Кроме того, по информации из Единого государственного реестра юридических лиц, в разное время Крутских считался совладельцем ООО «Автолайн», «Такси «Автолайн», «Автомир», «Интрансавто», «Русавто», «Статус», «Трейд Авто», ОАО «Автомобилист-10». Видно, что Крутских в свое время активно занимался бизнесом, так или иначе связанным с транспортом. Впору задаться вопросом: бывают ли бывшие перевозчики? Ведь большого ума не надо, чтобы при уходе на муниципальную службу переписать успешный бизнес на ближайших род¬ственников или каких-нибудь доверенных лиц.
Вернемся к жалобам работников ПАТП-5. В понедельник обозреватель «ВК» связался с председателем профсоюзной организации предприятия Сергеем Симоновым. Так вот, он заверил, что на сегодняшний день коллективное послание трудящихся потеряло свою актуальность: на ПАТП прислали нового директора — Алексея Боева, который вроде бы устраивает все стороны. Главное же, что зарпла¬та сотрудникам ПАТП выплачивается вовремя. Что же до уведенных маршрутов, то курсирующие по ним автобусы по-прежнему базируются на территории предприятия, проходят технический контроль, «просто у них другой владелец». Можно сделать вывод, что начальная стадия предсказываемого до Нового года передела транспортного рынка прошла успешно.
Необеспечение в полном объеме
Кто сказал, что язык официальных бумаг сухой, недостаточно образный? Смотря как как читать. Обратим внимание на документы, которые предшествовали передаче ряда маршрутов из ПАТП-5 в частные руки. Может показаться, что, став чиновником, Крутских надорвал предпринимательскую жилку — перестал узнавать деятельность, которая может приносить немалые доходы. В сентябре прошлого года и. о. директора ПАТП-5 Н. Жакомин написал ряд писем руководителю профильного управления Крутских. В частности, 18-го числа Жакомин попросил начальника в связи с невыполнением планов работы маршрутов №№ 74А, 77,77В и 104 снять их с обслуживания МУПа. 29 сентября Жакомин пожаловался на низкую организацию работы маршрутов №№ 27В и 88 и невыполнение арендаторами своих обязательств: мол, на маршрут № 27В вместо 18 автомобилей ежедневно выходят в среднем 5 — 9, на маршрут № 88 вместо 25 машин — 10 — 12. «Водителями маршрута № 27В допускается неуважительное и даже грубое отношение к пассажирам». Ну это уже больше похоже на правду.
В этот же день Жакомин доложил Крутских, что с апреля 2008 года ООО «АвтоТех» арендует маршруты №№ 74А, 77, 77В и 104, переданные первоначально для обслуживания ПАТП-5, что за истекший период по поводу качества работы вышеназванных маршрутов регулярно поступают нарекания, в том числе и со стороны центральной диспетчерской службы. При этом постоянная работа с руководством ООО положительных результатов не дает. Дело было сделано. И уже 7 октября 2008 года Дмитрий Борисович подписал приказы о передаче транспортного обслуживания раскритикованных маршрутов. «В связи с необеспечением МУП «ПАТП-5» выполне¬ния в полном объеме транспортной работы на закрепленных маршрутах», маршруты №№ 27В и 88 передавались (временно, конечно, до проведения открытых конкурсов) под крыло ООО «ПАТП № 5», а №№ 74А, 77, 77В и 104 — ООО «Автокомп».
Дальше — больше. Вскоре свет увидели открытые письма мэру от ряда частных перевозчиков. Так, директор ООО «Звезда» Анатолий Забнев жаловался на то, что Крутских — якобы в нарушение федерального законодательства — своим приказом расторг с его компанией договор на обслуживание одного из самых раскрученных маршрутов — № 49. Забнев отметил, что формальным основанием для принятия такого решения послужило невыполнение его ООО условий договора и заявление директора небезызвестного ООО «Фенко-Авто» с просьбой передать ему маршрут. Предприниматель считает, что реальная причина расторжения договора связана с «личным желанием представителей «Фенко-Авто», убедивших Крутских пойти на нарушение закона».
Также учредитель ООО «Лексус», арендующего маршрут № 6М, Людмила Махова не поняла, почему Крутских не допустил ее фирму до конкурса и передал ее маршрут ООО «НТК», директором которого якобы является близкий друг чиновника. Список обиженных на Дмитрия Борисовича можно продолжать. Другой вопрос, насколько все эти жалобы обоснованны, какая у них подоплека.
Золотые слова
Одним из первых за своего подчиненного вступился, как это и должно быть, мэр Сергей Колиух. Он заявил, что к ООО «Автокомп» Крутских никакого отношения не имеет, а ООО «Автоград» и «Русавто» перевозку пассажиров в Воронеже не осуществляют. Что же до бывшего директора ПАТП-5 Болычева, то он, по словам градоначальника, незаконно, без проведения конкурсных процедур, предоставил возможность другим перевозчикам получать право обслуживания маршрутов и взял на себя полномочия ор¬ганов местного самоуправления. Вот, дескать, Крутских и пришлось против него принимать пожарные меры... В итоге 29 декабря и. о. прокурора города В. Поляков сообщил депутату Кудрявцевой, что не выявил со стороны Дмитрия Борисовича нарушений законодательства о муниципальной службе: мол, за несколько месяцев до вступления в должность последний освободился от всех обязанностей в коммерческих структурах. Поводов для прокурорского реагирования, как говорится, не обнаружено.
Ну а как же на проблемы пассажирских перевозок в Воронеже смотрит сам Дмитрий Борисович? Корреспонденту «ВК» чиновник вполне определенно выразил свою позицию: «Хаос, который мы сегодня имеем, — это результат того, что последнее десятилетие никто транспортом грамотно не занимался. Первая проблема — маршруты открывались бессистемно: сегодня их в городе 178, из них порядка 70% дублируют друг друга. Вторая проблема — это качество подвижного состава. Рынок пассажирских перевозок практически полностью перешел в частные руки, но частник был не способен приобретать качественные автобусы большой вместимости. Поэтому сегодня у нас доминируют микроавтобусы, в основном — «ГАЗели». Как результат — из-за обилия маршруток город стоит в пробках, возросло количество ДТП. И третья проблема. Из 38 фирм-перевозчиков подавляющее большинство не имеют собственного подвижного состава, собственной технической базы, а являются продавцами воздуха! Приглашают водителей со своими автобусами и собирают с них плату за право работать на маршруте. Никакой реальной деятельности по организации работы транспорта они не ведут. С этой проблемой мы будем бороться в первую очередь».
Что ж, получается, Крутских довольно быстро перешел от слов к делу. «Маршруты раздавались кому угодно и как угодно, не на конкурсной основе, а на личных отношениях с чиновниками, — со знанием дела заявил Дмитрий Борисович. — Ясных, одинаковых для всех перевозчиков условий работы на рынке не было. Но мы это исправим. Сегодня разработана программа раз¬вития городского пассажирского транспорта, в которой мы коренным образом пересматриваем систему проведения конкурсов на маршруты... Критерии оценки качества работы пассажирского транспорта, по которым мы будем выбирать перевозчиков, — это соблюдение интервалов движения, количество ДТП за предыдущий период работы, качество обслуживания пассажиров. И, естественно, наличие подвижного состава и производственно-технической базы... Администрация отбирать перевозчиков по критерию «крышевания», если можно так выразиться, больше не будет. А тех, кто старается, кто развивает свой бизнес, мы будем поддерживать». Тут стоит отметить, что бывшие коллеги Крутских, частные перевозчики, говорят, что до повода в мэрию к нему как транспортнику со стороны администрации нареканий не было.
Между тем вице-мэр Валерий Кузнецов, курирующий промышленность и транспорт, уже заявил, что обращения руководителей транспортных предприятий к Сергею Колиуху и в прокуратуру «сродни провокации». Мол, они начали такую политику после того, как Крутских стал жестко наводить порядок на рынке: «Ряд перевозчиков отвечает на языке шантажа и спекуляций. Ситуация касается тех, кого затрагивают проверки и в чьей работе выявлены нарушения. Но следует обратить внимание, что в городе идет активное возрождение муниципального общественного транспорта».
Председатель воронежского парламента Александр Шипулин рассказал мне, что открытое обращение транспортников находится на рассмотрении постоянно действующей профильной комиссии гордумы. Чем вызвано это обращение? На этот вопрос Александр Никитович ответил следующим образом: «Рынок пассажирских перевозок достаточно активный, и на сегодняшний день стоит задача усиления доли муниципального транспорта на нем. Конечно, частных перевозчиков это не может не беспокоить. Но линия наша четко определена, думаю, горожане нас поддержат. Не так давно была ситуация, когда частные перевозчики загнали в угол всех жителей, выставляя определенные требования к власти. Поэтому в Думе мы приняли две целевые муниципальные программы, касающиеся этой тематики. Думаю, объединение всех наших сил в кулак даст определенные результаты... Что касается условий проведения конкурсов на маршруты, то это одна из тем, которые также рассматривают депутаты. Здесь, возможно, какие-то недоработки имеют место».
Будем надеяться, что все «недоработки» управления организации пассажирских перевозок чиновники устранят в ближайшее время. Распределение маршрутов на действительно открытых конкурсах станет рядовым событием, а подвижной состав, дымящий на улицах Воронежа, постепенно изменится в лучшую сторону. И хорошо от этого станет не только Дмитрию Крутских, но и большинству рядовых граждан. В том числе и иным опытным перевозчикам.
Андрей ЦВЕТКОВ
Воронежский курьер, №12, 5.02.2009