В выборную кампанию 2011 г. политтехнологи были готовы организовывать избирательные кампании для партий, которые могли потратить на каждого избирателя около 70 руб.
Оплата труда работников, обслуживающих кампанию, превышает 50% от общей суммы затрат, которые требуются на «окучивание» одного избирателя (40,6 руб. из 70,5 руб.). При этом три четверти расходов на персонал, согласно предложенному бюджету кампании, предназначаются командам в регионе.
Это следует из прайс-листа на услуги политтехнологической организации, который был направлен в региональное отделение партии в центральной части России, участвующей в думских выборах 2011 г. Документ имеется в распоряжении Vedomosti.ru. То, что указанные в нем расценки близки к «рыночным» ставкам в регионах, подтвердил не связанный с данным предложением политтехнолог. По его оценкам, в Москве расценки на треть выше. Еще один эксперт затруднился оценить адекватность представленных цен, заявив при этом, что «поскольку заказчики все разные — то и цены очень разные», но добавив, что сомнений в подлинности прайс-листа у него нет. По информации Vedomosti.ru, данное предложение не было принято.
На территории, на которой насчитывается около 1 млн человек активных избирателей, по плану кампании должно работать более 1000 человек. Еще 19 человек должны оказывать поддержку из центрального штаба. Причем срок работы специалистов центрального офиса консалтинговой структуры над проектом составляет около четырех месяцев, а разных категорий членов бригад на местах — от двух до трех месяцев, удалось выяснить Vedomosti.ru.
Среди всех возникающих временных рабочих мест наибольшая ставка предлагается специалисту, именуемому «главный технолог кампании». Эта позиция оплачивается в размере 350 000 руб. в пересчете на один месяц работы, всего же за кампанию данный сотрудник получает 1,4 млн руб. В его обязанности входит разработка плана и стратегии кампании, а также «курирование работы команд на местах» и «взаимодействие с администрациями, партийным руководством».
Услуги главного юриста оплачиваются в размере 960 000 руб. за весь срок, или в 240 000 руб. в пересчете на месяц. «Руководитель полевой структуры» и «технолог-аналитик» — еще две высокооплачиваемые позиции в центральном штабе (обоим полагается по 720 тыс. руб. за кампанию, или по 180 тыс. руб. в пересчете на месяц). Первый должен заниматься работой с командами на местах, под которой понимаются «постановка задач, распределение материалов, контроль». Второй имеет в своих задачах «стратегию кампании, анализ социологии, менеджмент».
Сотрудники, работающие «на местах», объединены в пять «команд». Главная роль в них принадлежит «технологам территории» — функциональные обязанности этих специалистов не уточняются, общие затраты на оплату их услуг составляют 3 млн руб. (ежемесячно каждому из них причитается 200 000 руб.).
Как и в центральном штабе, в регионе должны действовать «руководители полевой структуры». Их обязанности описываются как «формирование, инструктажи полевой структуры, контроль эффективности». На оплату их труда выделяется 2,25 млн руб. (150 тыс. руб. в пересчете на месяц на одного человека).
Наиболее массовую часть персонала составляют «лидеры мнений» и члены мобильных бригад (600 и 300 человек соответственно).
Из всех позиций, указанных в списке, «лидеры мнений» описаны наиболее подробно. Под таковыми понимаются «представители ТОСов [территориальных общественных самоуправлений — Vedomosti.ru], старшие по домам; люди, постоянно контактирующие с избирателем на вверенном участке». Они должны распространять продукцию из рук в руки, поясняется в плане кампании. Оплата составляет 8 тыс. руб. в месяц в течение двух месяцев плюс бонус, размер которого не указывается.
Члены мобильных бригад и агитаторы за работу, в которую входит участие в пикетах, демонстрация плакатов и вброс материалов в почтовые ящики, должны получать по 500 руб. в сутки плюс фиксированный бонус за кампанию в размере 5 тыс. руб.
Владимир Моторин
Ведомости, 29.11.2011, 19:53.