ЗАО «Приосколье» ведет переговоры с российским подразделением транснациональной корпорации McDonalds о поставках мяса птицы. Годовая потребность сети фастфуда в России в продуктах из курятины составляет, по оценкам белгородского агрохолдинга, ориентировочно 7 тыс. т, ранее компанию снабжали только зарубежные производители. Эксперты говорят, что McDonalds пытается сэкономить на издержках, учитывая ограничения по импорту мяса и его удорожание из-за девальвации рубля.
Менеджер по связям с общественностью McDonalds в России Нина Прасолова вчера сообщила, что в конце прошлой недели группа специалистов транснациональной корпорации фастфуда посетила одно из предприятий ЗАО «Приосколье» – комплекс по убою и переработке птицы и комбикормовый завод в Новооскольском районе Белгородской области. «В „Приосколье“ осуществляется тщательный контроль над производством кормов, процессами выращивания и переработки птицы, реализацией готовой продукции», – отметили в McDonalds. В компании пока затруднились сообщить параметры возможной сделки, но вместе с тем подтвердили заинтересованность в российском партнере по поставкам полуфабрикатов из мяса птицы. «Мы предложили McDonalds на 100% закрыть потребности российского подразделения сети в полуфабрикатах из курицы, что составляет порядка 7 тыс. т в год, – рассказал, в свою очередь, гендиректор „Приосколья“ Геннадий Бобрицкий. – Наша главная задача – обеспечить требуемый уровень качества и контроля». Топ-менеджер уточнил, что конкретные решения, вероятнее всего, будут приняты за два-три месяца.
ЗАО «Приосколье» (основные торговые марки, помимо «Приосколья», – «Кулинар свежести» и «Флай де Ланч») основано в 2003 году. Объединяет, кроме птицеферм, перерабатывающие и комбикормовые заводы, а также торговый дом. Помимо Белгородской области, развивается в ряде других субъектов федерации, в том числе Ульяновской, Курской областях и Алтайском крае. По предварительным данным, прибыль в 2007 году составила 1,7 млрд рублей. Было произведено около 250 тыс. т мяса птицы в живом весе и порядка 180 млн инкубационных яиц. Основной владелец – Геннадий Бобрицкой, гендиректор и председатель совета директоров «Приосколья».
Под брендом McDonalds работает более 31 тыс. ресторанов в 119 странах мира. В России сеть включает 212 ресторанов фастфуда. Ее интересы представляют дочерние ЗАО «Москва-Макдоналдс» и ООО «Макдоналдс». В Подмосковье действует производственный центр «Маккомплекс», поставляющий ресторанам полуфабрикаты. Финансовые показатели российского подразделения McDonalds не раскрываются.
Транснациональная корпорация уже сотрудничает с несколькими десятками российских производителей говядины и свинины. В декабре прошлого года президент McDonalds в России и Восточной Европе Хамзат Хасбулатов заявил о планах по продаже «Маккомплекса» и передаче производства продуктов для сети на аутсорсинг. «Более 80% ингредиентов поступает от 130 местных поставщиков», – сообщил господин Хасбулатов. По его словам, к настоящему времени в «Маккомплексе» осталось три производства – пекарня, выпуск пирожков и мяса, однако и они, как рассказал господин Хасбулатов, могут быть в ближайшее время переданы внешним партнерам.
Директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина считает, что обратиться к российскому производителю McDonalds заставил рост курса доллара к рублю, а также вступившие в силу ограничения по импорту мяса птицы. По ее мнению, поставки импортного продовольствия становятся невыгодными, в то же время растут объемы выпуска курятины в России, улучшается качество продукции. Шансы «Приосколья» на заключение сделки Елена Тюрина оценила высоко. «Они являются одними из лидеров на отечественном мясном рынке. Компания активно занимается логистикой. Если качество и цена устроят McDonalds, сделка вполне реальна», – предположила эксперт. Впрочем, конкуренцию «Приосколью» могут составить и другие крупные игроки. В регионах Центрального Черноземья мясо птицы выпускают белгородское ООО «БЭЗРК-Белгранкорм» (свыше 100 тыс. т в год), ОАО «Куриное царство», входящее в «Черкизово» и включающее 17 фабрик, а также перерабатывающие мощности в Липецкой, Воронежской и Брянской областях (120-140 тыс. т), группа «Агрохолдинг» (70-80 тыс. т).
Аналитик «Финама» Владислав Кочетков согласился, что российскому подразделению сети фастфуда невыгодно сотрудничать с иностранными производителями. Контракт с «Приоскольем», по его мнению, выгоден обеим сторонам: для агрохолдинга он важен не только как источник сбыта, но и репутационный показатель, поскольку у McDonalds жесткие требования к качеству, а транснациональной корпорации наличие партнера в РФ позволит снизить риски и своевременно получать полуфабрикаты.
Юлия Клявина, Леонид Диденко
Коммерсант Черноземье, №23 от 10.02.2009