Анатолий Чекменев — о причинах кадрового кризиса в промышленности
О главном
— Все правильно, но нет главного. Когда вы смотрите на опыт европейских промышленных предприятий, почему вы не говорите, что там подготовка кадров — это задача не только бизнеса, но и государства? В равной мере! Возьмите Францию, Германию или Италию. Там хорошо развито станкостроение, их оборудование закупает весь мир. И это напрямую отражается на экономике государства в целом и на каждом его гражданине. Там власти понимают, что машиностроение — это отрасль, которая определяет уровень развития страны и ее перспективы. И обеспечивает экономическую безопасность государства. Поэтому государство там помогает промышленникам и многое берет на себя.
У нас промышленной политики нет
— Что я понимаю под государственной промышленной политикой в части кадров? Это не только современная система профобразования. Прежде всего должна быть идеология. Вот раньше на престиж рабочих профессий работала вся государственная идеологическая машина. Про рабочих снимали фильмы, много чего делалось. И если парень говорил девушке, что он работает на заводе, он видел уважение. А что он встретит сегодня, какое отношение?
Государство полностью ответственно за те ценности, которые есть у людей сегодня. Включаешь новости — 5-6 сюжетов про то, как убили, сгорело, утонул, взорвалось… В сериалах престижными провозглашаются профессии юристов, экономистов, о рабочем человеке ни слова. Я не говорю, что надо каждый день показывать, как доярка увеличивает надои, но должна же быть идеологическая система воспитания.
Причем важно формирование правильного отношения не только к профессии рабочего, но и к труду вообще. Особенно для молодежи, чтобы она понимала, что вместо воровства, прожирания нужно что-то созидать. Это фундамент. Любой человек должен твердо знать, что только через труд можно чего-то добиться в жизни, подняться, нормально обеспечить своих детей. Вот я стараюсь подбирать людей на предприятие таким образом, чтобы это был не только компетентный специалист, но и человек, увлеченный своим делом. Если человек имеет богатый профессиональный опыт, хорошее образование, но ничего не хочет делать, им самим делать нечего. А есть и другие — может, даже и менее компетентные, но с горящими глазами! Такие обязательно со временем закроют пробелы в профессиональных знаниях за счет высокой мотивации и будут развиваться дальше.
Государство сегодня только создает видимость работы. Простой пример. Недавно приходит письмо — пришлите заявку на конкурс «Мастер — золотые руки». Но все же понимают, что это обыкновенная формальность, делается для галочки. Никаких задач такие конкурсы не решают…
Каждый сам за себя
— Конечно, крупные российские предприятия, монополии, имеют ресурсы готовить кадры. Создают корпоративные университеты, учат сотрудников за рубежом, в том числе рабочих, и т. д. Но делают это исключительно для себя. Никакой государственной промышленной политики в этом нет. Какой-нибудь «Газпром» рапортует: мы построили тысячи новых объектов, создали тысячи новых рабочих мест, подготовили специалистов. А кто-нибудь задумывается — за счет чего? Расходы заложили в тариф, взяли деньги с простого человека, а потом инвестируют в себя. Ну какая это промышленная политика?
Поэтому, оставшись со своими проблемами наедине, промышленники в одиночку решают вопросы подготовки кадров. Мы внутри нашего предприятия тоже делаем все возможное и даже немного больше, чем положено бизнесу. Да, мы не «Газпром» и не РЖД — не можем позволить себе полноценную систему образования. Но мы создали собственный учебный центр, работаем с ПТУ, воронежскими вузами. Наш учебный центр занимается повышением квалификации и рабочих, и управленцев. Например, мы проводит обучение вторым специальностям: готовим универсальных рабочих, способных трудиться на разных звеньях производственной цепочки. К нам приезжают бизнес-тренеры Московской инновационной школы лидерства при Высшей школе управления и учат не только административный персонал, но и рабочих. Например, помогают развивать лидерские качества. Я считаю, это важно.
Еще в нашем учебном центре мы работаем с молодежью.
Молодежь — наше настоящее. И будущее
— Впрочем, важно не только обучить молодого специалиста, но и создать такие условия, в которых будет обеспечена максимально полная передача знаний от старшего поколения. Например, работает у нас Анатолий Георгиевич Звягинцев. Семьдесят с лишним годочков мужику, но сколько предлагает полезных идей! Это не какие-то пустые фантазии, «построение коммунизма на Луне», а идеи, которые внедряются на предприятиях горнодобывающей отрасли и делают там мини-революции. Предложения Звягинцева увеличивают выход полезного материала из добытой руды на десятки процентов. Представляете, что это такое в масштабах всей страны?! Таких мужиков нам надо на руках носить и приставлять к ним молодых, чтобы учились. Мы этим и занимаемся.
Работа с молодежью — это и умение выслушать идеи сотрудников, выбрать наиболее эффективные и поощрить людей, чтобы думали и предлагали дальше. Вот, например, в начале года мы проводили на заводе конкурс «Аукцион идей». Во многом благодаря предложениям, которые сделали группы молодых специалистов, на «Рудгормаше» сдвинулось с точки техническое переоснащение предприятия, начались программы по энергосбережению. Всего было 11 проектов с разной тематикой — от социалки до рационального использования ресурсов и изменения конкретных участков производства. Победители конкурса ездили в Турцию отдыхать. Турцию они выбрали сами, мы им оплатили путевки.
Но нужно вкладывать не только в образование
— Нам государство говорит сегодня: бизнес должен быть социально ответственным. Вот я считаю, что, занимаясь социальными программами, мы, промышленники, являемся людьми государственными больше, чем многие чиновники. Например, есть у нас поликлиника — как от нее откажешься? Я сегодня опоздал на встречу, потому что заехал в муниципальную поликлинику, мне надо было, а там очередь. Приходишь к этим, как я их называю, чиновничьим кабинетам и весь на мыло изойдешь, прежде чем чего-то добьешься. А у нас на заводе, если человек заболел, он идет к нашим врачам. И то, на что в городской поликлинике убьет три дня, в заводской он за час решит. И без денег.
Мы и пенсионеров наших принимаем, которые отработали на заводе по сорок, по пятьдесят лет. Вот придут они в муниципальную поликлинику — на хрена они кому там нужны! Их гонят обычно: «Зачем ты, старая, приперлась?» А у нас их выслушают, они уже и этим довольны. Поэтому поликлиника, я считаю, нужна.
Я только один пример привел. Есть и другие, но я не хочу рассказывать, какие мы социально ответственные. Я про другое. Понимаете, подготовить специалиста — это не только вложить деньги в обучение. Дело требует и того, чтобы человек чувствовал, что он нужен, что у него есть перспектива роста на этом предприятии и что о нем заботятся. Морально-этическая сторона, социальная сторона должны присутствовать. Обязательно.