Деятельность Роспотребнадзора, обязанного защищать здоровье людей, в последнее время вызывает все больше вопросов. И если распоряжения главного санврача России достаточно, чтобы убрать с наших рынков грузинские вина и польское мясо, то на местном уровне остается все меньше товаров и услуг, качеству которых можно доверять. Нас окружают китайская посуда, просроченная еда, паленая водка и непрозрачные тарифы ЖКХ. Как простому человеку выжить в такой среде, а также почему усилий одного ведомства зачастую недостаточно, чтобы поставить заслон халтуре и контрафакту, «МК» в Воронеже» рассказал главный санитарный врач области Михаил Чубирко.
«Иногда кажется, что тарифы ЖКХ у нас вообще никто не контролирует»
— Михаил Иванович, начнем с «больного» для многих воронежцев вопроса — ЖКХ. Внесите, пожалуйста, ясность: какие обязанности в принципе должна выполнять сегодня управляющая компания?
— Прежде всего, УК обязана информировать граждан о размерах тарифов на коммунальные услуги — обычно их размещают на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или вблизи жилых домов. Обязательно должна быть в наличии книга учета жалоб потребителей на качество предоставления коммунальных услуг — ее предоставляют по первому требованию. Управляющая компания также обязана в течение двух рабочих дней с момента получения жалобы направить жителям извещение, в котором указывается, какие меры были приняты для устранения нарушений.
Если вам отказывают — в письменном виде должны объяснить, почему.
И еще один важный момент: по требованию жильцов сотрудники УК обязаны провести сверку платы за коммунальные услуги и не позднее трех рабочих дней выдать документы, подтверждающие правильность начисления платежей и неустоек (штрафов). Нужно признать, что, к сожалению, в Воронеже обслуживающие организации пока не привыкли отчитываться перед собственниками жилья о выполненном объеме работ и услуг. Поэтому в договоре изначально следует четко прописать, каким образом и в какой период УК будет отчитываться перед жильцами. Может быть, вы пожелаете, чтобы перед вами отчитывались раз в квартал, полгода или раз в год.
В «технические», если можно так сказать, обязанности управляющей компании входит ежедневная уборка в подъездах и во дворах, замена перегоревших лампочек в подъездах, проверка технического состояния окон, дверей, систем отопления, водоснабжения, канализации. Если УК не исполняет этих требований, жильцы могут обратиться в государственную жилищную инспекцию Воронежской области.
— И много жалоб на управляющие компании к вам поступает?
— К сожалению, да. За 11 месяцев 2011 года в наше управление поступило 2196 обращений граждан на нарушение их прав при предоставлении жилищно-коммунальных услуг — это 47 процентов от всех жалоб. В список «провинившихся» попали «Управляющая компания Советского района», «ABA-кров», «Управляющая компания Ленинского района», «Стройтрест 2П», «УК Железнодорожного района», «УК РайДЕЗ ЖКХ Железнодорожного района», «УК Бульвар Победы», ООО «КИТ-сервис» и многие другие. Поверьте, после того, как мы устроили проверки в этих компаниях, они стали, скажем так, более «внимательно» относиться к своим обязанностям. Например, по нашей инициативе в настоящее время рассматривается два судебных иска на воронежские УК (ТСЖ «Проспект-2» и ОАО «Управляющая компания Железнодорожного района»).
— Кстати, о проверках. Насколько они эффективны? На сайте подконтрольного вам ведомства мы постоянно читаем отчеты о том, что «проверены те-то и те-то», «оштрафованы те-то и те-то» коммунальные службы, но трубы в наших подъездах как рвались, так и рвутся, а крысы как бегали, так и бегают.
— Давайте для начала разберемся. В жилищно-коммунальном хозяйстве не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, в ЖКХ нужно четко разделять частную собственность (приватизированные квартиры) и имущество общего пользования (подъезды, подвалы, придомовые территории). Понятно, что ремонтом своего личного жилья вы должны заниматься сами. А вот если вы и ваши соседи хотят, чтобы в подъезде провели косметический ремонт, — с этим намерением как раз и обращаются в УК! По новому Жилищному кодексу управляющая компания должна оценить стоимость ремонта и сделать смету: например, для проведения работ конкретно в вашем подъезде необходимо 120 тысяч рублей. Исходя из того, в квартире какой площади вы проживаете — 20 квадратных метров, 60 и так далее, — и определяется ваша доля финансового участия. Если все жильцы подъезда согласны заплатить за работы, УК заключает договор с подрядчиком. При этом управляющая компания должна четко пояснить жителям многоквартирного дома, что именно входит в этот ремонт — перекрытие крыши, замена труб отопления в подвале или просто покраска стен. Поэтому если в подъезде плохо, то нужно разбираться в каждом конкретном случае — ведь жильцы могли вообще отказаться собирать деньги, соответственно, и работы не были проведены.
Кроме того, хотелось бы напомнить, что сегодня в каждом доме есть так называемый домовой комитет, члены которого собираются вместе и оценивают качество проведенного ремонта. Граждане должны быть активны, заявлять о своих правах управляющей компании, при этом — подчеркну — все претензии нужно предъявлять только в письменном виде. Если вас что-то не устраивает или вы сомневаетесь в правильности расходования средств, то, как и при решении любого имущественного вопроса, вы вправе обратиться в суд. К сожалению, нужно признать, что в большинстве случаев жильцы не хотят связываться с судом, и как результат — управляющие компании чувствуют себя великолепно. Поэтому делают тот же ремонт в подъезде некачественно.
— А Роспотребнадзор сможет помочь в решении данных вопросов?
— В компетенцию Роспотребнадзора не входит рассмотрение имущественных споров, которые в соответствии с Жилищным кодексом решаются в судебном порядке, а также контроль за тарифами на жилищно-коммунальные услуги. Что касается тарифов, то их, на мой взгляд, сегодня в нашей стране вообще никто не контролирует. Их пустили на самотек — такова печальная действительность.
«Шум от взлетающих самолетов слышно и в управлении Роспотребнадзора»
— Михаил Иванович, качество жизни воронежцев — это ведь не только ситуация в ЖКХ. Большой общественный резонанс вызвало скорое превращение аэродрома «Балтимор» в крупнейшую авиабазу России. Жители расположенных рядом районов жалуются на постоянный шум от летающих самолетов. Что может предпринять Роспотребнадзор для разрешения этого конфликта?
— Давайте попробуем разобраться, почему вообще возникла такая напряженная ситуация вокруг «Балтимора»? Я очень хорошо помню, что в годы «перестройки» все предполагали, что этот аэродром вообще будет убран, и одним из вполне объяснимых намерений муниципальных властей стало строительство на месте аэродрома жилья. В конечном итоге аэродром не убрали, но жилье в районе все равно появилось — так в нашей стране случается нередко. Сейчас рядом с «Балтимором» находятся не только многоквартирные дома, но и частный сектор — например, улица Вешних Вод. Теперь что касается шума. Хотел бы стразу пояснить, что объекты Министерства обороны — а таковым как раз является "Балтимор" — находятся вне сферы нашей деятельности. Отмечу, что Министерство обороны имеет свою собственную службу, аналогичную Роспотребнадзору, которая обязана контролировать соблюдение российского законодательства в этой сфере.
В период с марта 2010 года по настоящее время наше управление рассмотрело 19 заявлений граждан на условия проживания, связанные с шумом при взлете и посадке воздушных судов военного аэродрома «Воронеж-Балтимор». Замеры проводились на территории жилой застройки в поселке Тенистый — это улицы Вешних Вод, Журавлиная, Тупиковая, Дружная, Полевая, а также на проспекте Патриотов (БСМП), Южно -Моравской и Краснознаменной улицах. Результаты замеров мы направили начальнику ВВАИУ, в Военную прокуратуру Воронежского гарнизона, командиру авиационной базы войсковой части МО РФ. Сегодня я могу абсолютно точно заявить, что шумы превосходят допустимые нормы во много раз. И тут опять та же ситуация, что и с ЖКХ: мы указали на недостатки, но решение, как исправить ситуацию, будут принимать другие люди.
— Но ведь самолеты, вылетающие с «Балтимора», могут упасть прямо на людей! Неужели должна произойти трагедия, чтобы власти зашевелились?
— К сожалению, трагического развития событий мы не можем исключать. К тому же не стоит забывать, что взлеты происходят не только днем, но и ночью. А теперь представьте себе — может ли при таком уровне шума нормально спать человек? А если речь идет о грудном ребенке?
Но — опять же повторюсь — я чиновник не такого уровня, чтобы принимать определяющее решение в этом вопросе. Мы собирались несколько раз по этому вопросу у губернатора Алексея Гордеева, обнародовали перед ним все цифры. Я знаю, что по этой проблеме Алексей Васильевич лично несколько раз обращался в Министерство обороны — но чем все это закончилось, пока неизвестно.
— А каково ваше личное отношение к этой проблеме?
— Конечно, это ненормальные условия для жизни — а ведь там живет ни мало ни много тридцать тысяч человек, по сути—целое поселение. Причем на самом деле шум от взлетающих самолетов слышно и на улице Колесниченко, и даже здесь, в управлении Роспотребнадзора, в своем кабинете, я слышу этот же шум.
Я вижу три варианта решения этой проблемы. Первый вариант — отказаться от создания здесь авиабазы, что, конечно, уже маловероятно. Второй — сделать такой проект взлетных полос, чтобы уровень шума от взлетающих самолетов не превышал допустимые нормы. В принципе, нам обещают, что будут использоваться какие-то шумоизоляционные материалы, взлетные полосы будут удалены. Третий вариант — это переселить из этой зоны всех людей, но в силу своей затратности он практически невыполним.
Понятно, что решение о превращении «Балтимора» в крупнейшую авиабазу России было принято исходя из представлений национальной безопасности. Но лично мое мнение: разве национальная безопасность — это только сильная армия, наращивание военного потенциала? Разве благополучие и безопасность граждан — это не национальная безопасность? На мой взгляд, главное условие национальной безопасности—это сохранение здоровья граждан.
«Будь я депутатом Госдумы — изменил бы закон о проверках»
— В 2011 году в Воронежской области было зарегистрировано 8 случаев групповых кишечных инфекционных заболеваний, связанных с употреблением пищевых продуктов. Не говорит ли это о том, что управлению Роспотребнадзора необходимо ужесточить требования к организациям общественного питания?
- Достаточно сказать, что за последнюю четверть века в нашей области не было зарегистрировано ни одного массового группового отравления, связанного с общественным питанием. А тут только за один 2011 год — целая серия. Причем количество отравившихся в каждом случае — от семи до семидесяти пяти человек, Отмечу, что воздействовать на воронежских пищевиков мы можем только в рамках законодательства. Мы имеем право посещать организацию с плановой проверкой только один раз в три года, даже на четвертый год, а с внеплановой — только по заявлению граждан. Фирмы-однодневки пользуются такой «слабинкой» в российском законодательстве: когда видят, что истекают три года работы — просто меняют название или переоформляют ООО на ОАО—и все, у нас опять связаны руки, потому что это уже новая организация, прийти в которую с проверкой имеем право не раньше, чем еще через три года. И повлиять на этот процесс, к сожалению, никак не можем. Вот если бы я был депутатом Госдумы — внес бы поправки в этот законопроект, позволяющие проверять фирмы чаще.
Например, об организации, которая делала «зараженную» сельдь под шубой, — напомню, это был ИП Косых — мы вообще не знали. Они зарегистрировались, но не уведомили нас о начале работы. К тому моменту, когда по их причине огромное количество людей уже отравились салатом, они проработали только три недели. Сейчас этой «шарашкиной конторы» — по-другому и не назовешь — уже нет, благодаря вмешательству Роспотребнадзора ее закрыли по суду.
— В чем причины такого в прямом смысле «повального» выпуска некачественной пищевой продукции?
— Нужно отметить, что основные причины пищевых отравлений — это отсутствие необходимого количества помещений для приготовления пищи, а также нарушение самого технологического процесса приготовления блюд. Кроме того, очень важно, чтобы у работников были медкнижки. Так, последний случай, когда воронежцы отравились тортом «Эстерхази», как раз и произошел потому, что работники сами были носителями стафилоккока. Виновником ЧП на этот раз стала индивидуальный предприниматель Федорова, работающая под маркой «Хэлла».
И еще один нюанс: персонал должен быть не только здоровым, но и обученным. Подумайте, кто пришел в общественное питание за последние 15 лет? Ведь старые кадры воронежских поваров вышли на пенсию, а пришедшая им на смену молодежь значительно уступает им по уровню профессионализма. Берут на работу тех, кто дешевле обходится, — студентов, стажеров и так далее.
В добавление ко всему — сегодня резко ослаб государственный контроль в пищевой промышленности. Законодатель определил, что руководитель компании или производитель должен сам организовать систему внутреннего контроля. То есть там должны работать специалисты, которые контролируют процессы производства на всех этапах технологического процесса, условия хранения продуктов. Отсутствие внутреннего контроля — это и есть основная причина того, что мы на рынке готового общественного питания имеем то, что имеем: практически ничего съестного покупать нельзя - опасно для жизни.
Мы, конечно, делаем, что можем, — принимаем в отношении виновников административные меры. За девять месяцев по инициативе Роспотребнадзора в области было уничтожено около пятнадцати тонн некачественной продукции.
Если же нарушения постоянно повторяются, мы закрываем организацию через суд — так было и с ИП Косых, готовившим злополучную сельдь под шубой. По особо важным делам обращаемся в прокуратуру.
— Возможно, нужно уже сейчас вывешивать «черные списки» недобросовестных производителей прямо на сайте Роспотребнадзора?
— Такую практику мы уже применяем. На нашем сайте есть раздел, в котором изложена подробная информация обо всех проведенных проверках. Когда и кого проверяли, какие нарушения были обнаружены, какой штраф пришлось заплатить недобросовестному бизнесмену — по сути, это и есть так называемый «черный список» производителей. Если покопаться в архивах этих проверок — материала хватит на целый талмуд, который сравним с Большой Советской Энциклопедией. Я с ужасом думаю о том, что когда Россия вступит в ВТО, наши производители окажутся у разбитого корыта. Они будут просто неконкурентоспособными в сложившихся условиях.
— А не кажется ли вам, что большую роль здесь играет культура потребления жителей нашей страны в целом и воронежцев в том числе?
— Да, вы правы, культура потребления, а точнее — ее отсутствие, очень сильно влияют на то, качественные или некачественные товары мы приобретаем. К сожалению, наш менталитет таков, что даже если мы два раза подряд купили в магазине плохой товар, мы все равно пойдем в эту торговую точку еще и в третий раз — потому что нам лень или просто не хочется идти в другую. Это уже вопрос отношения к своему здоровью.
Мы с вами живем в такое время, когда цена на продукты тесно связана с качеством на него. Надо понимать, что во всем мире соотношение «цена — качество» — это параллельные вещи. У нас в России это немного не так. У нас купить недоброкачественный товар с равным успехом можно и в крупном «дорогом» супермаркете, и в обычном киоске.
Конечно, как правило, нам всегда подсказывает практика, где продаются хорошие, качественные товары. Это происходит на бытовом уровне: подсказали родственники, вспомнился совет друзей. Мой личный совет всем воронежцам: если вы купили некачественный товар, сохраните чек, сам товар, придите к нам и напишите заявление — мы выедем на сомнительную «точку» с проверкой. Вам не нужно оформлять большого количества бумаг! Роспотребнадзор призывает воронежцев всегда отстаивать свои права, а в случае отравления — добиваться компенсации вреда здоровью.
«Возврата к «сухому закону» уже не будет»
— Михаил Иванович, давайте поговорим о рынке алкогольной продукции. Нам обещают, что акцизы на спиртное скоро увеличатся в два раза...
— Была бы моя воля, я бы повысил акцизы на алкогольную продукцию не в два, а в десять раз. Алкоголизация населения в нашей стране достигла таких размеров, что это уже не просто страшно — это чудовищно. Только по приблизительным расчетам на одного человека в год приходится от 10 до 18 литров абсолютного спирта. Это значит—50 бутылок водки на одного человека, включая новорожденных и престарелых. Водка сейчас настолько дешева, что иногда ее проще купить, чем молоко.
— А не кажется ли вам, что повышение акцизов и цен на алкоголь приведет к тому, что люди начнут еще больше травиться, только теперь уже «паленой» водкой?
— Сегодня рынок нелегальной продукции в России колеблется на уровне от 10 до 60 процентов. Отмечу, что Роспотребнадзор не занимается нелегальным оборотом — нас интересует только то, что уже есть на рынке. Тут сразу хочу успокоить воронежцев — весь алкоголь, который продается в воронежских магазинах, пригоден к употреблению. Другое дело, как он появился на рынке — законным путем, с уплатой акциза, или незаконным, из «левых» подпольных цехов. Очень печально признавать, что попытка нашего государства усилить государственный контроль за каждой произведенной бутылкой алкоголя «успешно» провалилась. Я возьму грех на душу, но скажу, что есть, наверное, в наших верхах очень мощное лобби, которое этому всячески препятствует. Это огромные деньги — десятки миллиардов рублей, которые оседают в карманах так называемых предпринимателей, занимающихся нелегальной продажей алкоголя. К тому же трудно себе даже представить, сколько недополучает казна. Это огромный бизнес.
— Но если людей лишат возможности пить водку — как иначе они будут мириться с низкими зарплатами, отсутствием социальной стабильности?
— Да, вы правы. Вводить в России «сухой закон», наверное, не совсем правильно—таков уж наш менталитет. Надо признать, что употребление алкоголя для многих сегодня является одним из способов примирения с действительностью. Но я убежден, что в России контролировать рынок алкогольной продукции полностью должно государство. Мы исторически привыкли жить в монархическом государстве, и нам нужен царь. Нам необходим президент, который примет жесткое решение. Мы повозмущаемся-повозмущаемся, а потом согласимся с ним. Нужно, наконец, признаться самим себе, что нам нужна жесткая политическая воля. Я, конечно, не призываю вернуться к 1985 году, когда власти хотели полностью отказаться от продажи алкоголя. Достаточно сказать, что в мире нет ни одной страны, где бы спиртное не употребляли вообще.
Но я глубоко убежден, что красивое словосочетание «государственное регулирование» должно заключаться в настоящем контроле. Мы же, рванув в рынок с головой и пятками, забыли о том, что выпустили «зеленого змия» на свободу. Только у нас в Воронеже — 2,5 тысячи торговых точек по продаже алкоголя. Раньше, например, их было несколько десятков, и никто не умер. И качество жизни при этом было выше — людей рождалось больше, чем умирало. Разве это не национальная безопасность? По-моему, сохранение народа — это и есть главная задача национальной безопасности.
Ирина Ларина
Московский комсомолец в Воронеже, 21 декабря 2011 года.