28 декабря 2024, 08:03
Экономические деловые новости

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Воронежский курьер // «Слухи о смерти газет преувеличены»

12.01.2012 16:09
Накануне Дня российской печати на вопросы «ВК» ответил руководитель областного управления по делам печати и средств массовой коммуникации Василий СМОЛЬЯНОВ. Мы побеседовали о проблемах книгоиздательства и газетного цеха. — Тиражи печатных СМИ, да и отечественной книжной продукции за 15 — 20 лет серьезно упали. Ваше управление выделяет деньги на издание книг, поддерживает творческие союзы.

Накануне Дня российской печати на вопросы «ВК» ответил руководитель областного управления по делам печати и средств массовой коммуникации Василий СМОЛЬЯНОВ. Мы побеседовали о проблемах книгоиздательства и газетного цеха.

— Тиражи печатных СМИ, да и отечественной книжной продукции за 15 — 20 лет серьезно упали. Ваше управление выделяет деньги на издание книг, поддерживает творческие союзы. Они, на ваш взгляд, пользуются спросом?

— Действительно, качественная, содержательная периодика, интересующая образованную, склонную к размышлению аудиторию, не может похвастать высокими тиражами. Причины всем известны: рыночные механизмы объективно создают благоприятные условия для производства и распространения развлекательного, подчас низкопробного, но охотно потребляемого контента. Печатный фастфуд во всех его проявлениях — будь то газетное или книжное — всегда будет более востребован, чем качественная пища для ума. Таковы законы рынка.

Именно поэтому государство не должно сворачивать свое присутствие — точно так же, как на рынке образовательных услуг, в здравоохранении и ряде других сфер, имеющих ключевое значение. Государство должно определять стандарты, гарантировать доступность качественного продукта, в том числе информационного, интеллектуального. В противном случае в СМИ будут доминировать очередные свадьбы «примадонн», а в книжных магазинах мы сможем купить лишь пляжное чтиво. Общество должно быть защищено от цензуры рынка, которая, как радиация, незримо приводит к злокачественным трансформациям массового сознания. Но самая уязвимая категория, безусловно, молодежь. Для многих ее представителей, например, слово «подписка» ассоциируется скорее с мерой пресечения, нежели с газетами.

То же самое с книгоизданием. Наша область богата поэтами и прозаиками, имена которых известны далеко за пределами региона. Нашу культурную сокровищницу, убежден, необходимо сохранять и приумножать. Произведения лучших литераторов региона должны быть доступны для читательской аудитории — посетителей библиотек, покупателей книг. С помощью сугубо рыночных механизмов задачу не решить, здесь требуется государственная поддержка.

— Сколько денег выделяется из областного бюджета на поддержку воронежской литературы? В 2011 году, например, много ли книг было издано?

— Управление по делам печати и СМК реализует ведомственную целевую программу поддержки периодической печати и издательств области на 2011 — 2013 годы, в рамках которой ежегодно издается до 25 наименований книг. Речь идет как о художественных произведениях наших литераторов — членов отделений Союза российских писателей и Союза писателей России, так и о краеведческой литературе, книгах, посвященных истории, культуре, духовным богатствам воронежского края.

Среди реализованных в 2011 году издательских проектов — сборники произведений Валерия Барбашова, Леонида Южанинова, Ивана Щелокова, Вячеслава Лютого. Анны Жидких, Аркадия Пресмана и других. К 425-летию Воронежа было приурочено издание фотоальбома «Воронеж», пособие для литературных странников «Воронеж Андрея Платонова», литературный путеводитель по мандельштамовским местам, поэтическая антология «Есть город в России», альбом «Воронеж и воронежцы в произведениях живописи и графики» из собрания Областного художественного музея имени Ивана Крамского и книга Ларисы Кригер «Усадьбы Воронежской области» и так далее.

В целом на реализацию книгоиздательской программы было выделено более 3 млн рублей. Каждый проект по-своему интересен, и практически все издания были замечены литературной общественностью, привлекли внимание воронежцев, интересующихся историей, культурным наследием родного края. Хочу поблагодарить за плодотворную работу всех членов областного общественного совета по издательской деятельности, жесткая взыскательность которого помогает определить приоритеты. Не сомневаюсь, что и в 2012 году мы сможем порадовать любителей качественной литературы интересными новинками.

— Сколько книг планируется издать в наступившем году? И как происходит сам процесс отбора кандидатов для книгоиздания? По какому принципу распределяются бюджетные средства между издательствами, которые у нас есть?

— Бюджетные средства не распределяются между издательствами. Они выделяются на издание конкретных книг, отбор которых прозрачен. В декабре 2011 года управление внесло на рассмотрение областного общественного совета по книгоиздательской деятельности 64 заявки, поступившие как от писательских союзов, так и от издательств, отдельных авторов. Члены совета обсудили каждую заявку, некоторые позиции лонг-листа вызвали горячие споры. Отрадно, что эксперты, без оглядки на известные имена и авторитеты, объективно оценивают ценность, социальную значимость и актуальность представленных издательских проектов. В итоге в шорт-лист вошли 23 проекта, которые по итогам голосования были рекомендованы управлению к реализации в 2012 году. Если позволят финансовые возможности, то книг, изданных по программе управления, будет больше.

— Почему, по вашему мнению, падают тиражи печатных изданий? Реформа почты тому виной, падение общего уровня культуры населения или отсутствие средств у граждан? Совсем недавно мы были самой читающей страной...

— Региональная пресса подвержена влиянию тех же процессов, которые происходят на общероссийском медиарынке. Эпоха Интернета заставляет традиционные СМИ трансформироваться под воздействием цифровизации контента. Речь идет о переводе текстового, графического, звукового содержания в цифровой формат, сокращении времени поиска и распространения информации. Как следствие, мы наблюдаем конвергенцию СМИ, выражающуюся в том, что внутри одного средства массовой информации происходит слияние мультимедийных технологий. Вспомните, несколько лет назад сайты газет представляли собой всего лишь электронные версии бумажных копий. Сейчас медиарынок пополняется все большим количеством конвергентных СМИ, предоставляющих потребителю мультимедийные услуги. Цифровизация контента уже привела к появлению в Воронеже за кратчайший период нескольких сетевых газет и журналов, доступных любому пользователю Интернета в любом месте. Более того, одно из популярных воронежских изданий начало практиковать использование объемной визуализации иллюстраций, для считывания которой прилагаются специальные очки. Если «спецэффекты» укоренятся в издательской практике, приобретут не импульсный, а систематический характер, докажут свою экономическую эффективность, то конвергенция региональных СМИ значительно ускорится.

Второй фактор, препятствующий росту тиражей печатных изданий, — процессы, происходящие на рынках розничной и подписной дистрибуции прессы. Владельцы сетей газетных киосков констатируют рост издержек на организацию новых и модернизацию имеющихся торговых точек в Воронеже. Никто не спорит с тем, что газетные киоски, как и другие нестационарные торговые сооружения, должны соответствовать современным эстетическим требованиям. Однако ряд требований, предъявляемых органами муниципальной власти розничным дистрибуторам, заставляет участников рынка говорить об искусственном создании административных барьеров. Дистрибуторы выражают озабоченность тем. что торговля газетами, журналами и книгами может оказаться а худших условиях. чем высокорентабельная торговля пивом, сигаретами и чипсами. Что касается подписной дистрибуции, то любое реформирование теряет смысл, если оно приводит к ухудшению качества услуг. Человек, подписавшийся на газету и оплативший почтовые услуги , должен получить издание вовремя, иначе под писка обессмысливается. Несвоевременная доставка газет и журналов ставит под угрозу свободу распространения информации, подрывает читательскую базу печатных СМИ. Поэтому считаю, что повышение экономической эффективности «Почты России» не должно идти в ущерб традиционным почтовым услугам, в том числе доставке газет и журналов их подписчикам.

Тем не менее, несмотря на факторы риска, я не разделяю панических настроений тех представителей медиасообщества, которые предрекают скорую смерть бумажных газет. Да, все большее проникновение Интернета в жизнь потребителей информации, необходимость сокращения затрат в кризисных условиях вынудили многие редакции скорректировать свою экономическую модель. Журналистика как профессия тоже несколько оцифровалась, количество штатных сотрудников редакций имеет тенденцию к уменьшению, часть их прежних функций передается фрилансерам. Тенденция, разумеется, накладывает отпечаток на бытование профессии как таковой, упрощает как специализацию, так и, к сожалению, профессиональную мораль медиасообщества. Однако экономическая модель печатных СМИ, основанная на продаже бумажных копий и привлечении рекламы под реализуемые тиражи, пока остается преобладающей.

- Минувший год прошел под знаком 425-летия Воронежа. Пресса контролировала ход благоустроительных работ. Как считаете, мы помогали или мешали власти?

- Конечно, помогали! Всем, кто - каждый на своем месте — добросовестно исполнял свои обязанности, выкладывался, как говорится, на все сто для достижения общей цели, сформулированной губернатором: сделать городскую среду комфортной для жизни воронежцев. Юбилей города - мощный толчок для колоссальной работы по благоустройству парков, скверов и дворовых территорий, ремонту дорог и домов, строительству новых объектов жилищно-коммунальной и социальной инфраструктуры. Воронежские СМИ внесли огромный вклад в общую копилку, показывая недоработки, выявляя халатность подрядчиков. Вы и ваши коллеги помогли сделать масштабное благоустройство Воронежа прозрачным для общества, а значит, более эффективным.

—Что вы назвали бы главным достижением прошедшего, 2011 года?

— Я отмечу несколько моментов. Прежде всего, несмотря на объективные факторы, препятствующие росту тиражей печатных СМИ. Ведущие общественно-политические издания области сохранили аудиторию. Никакого предрекаемого некоторыми экспертами обвального падения тиражей, в том числе и подписных, не произошло. Сохранила свою читательскую базу и районная пресса, что особенно важно с точки зрения обеспечения целостности информационного пространства, предоставления всем жителям региона, независимо от степени удаленности от областного центра, гарантированного доступа к общественно-политической информации. Более того, управление по делам печати и СМК как учредитель районных газет в 2011 году заложило крепкую базу для дальнейшего материально-технического развития редакций районных газет, стимулирования творческой работы журналистов, привлечения в «районки» молодых кадров. Все-таки районная пресса, несмотря на рост доходов от коммерческой деятельности, имеет наименьший иммунитет к колебаниям рекламного рынка. Да и сам рынок рекламы в районах области не настолько велик, чтобы местные печатные издания могли обходиться без господдержки.

Значимым итогом года считаю также активизацию деятельности реготделения Союза журналистов России. Управление оказывает содействие всем начинаниям профессионального союза, направленным на самоорганизацию и развитие журналистского сообщества. Обрел второе дыхание подведомственный управлению областной Дом журналистов. В 2011 году в помещении Домжура был проведен ремонт, оно стало более удобным и комфортным. Сформированы условия для создания эффективной и открытой для всех представителей воронежского медиасообшества диалоговой площадки, центра повышения мастерства журналистов, дизайнеров, фотокорреспондентов, рекламных менеджеров. Для них мы совместно с реготделением Союза журналистов России провели целый ряд обучающих семинаров и мастер-классов с привлечением специалистов, имеющих всероссийскую известность.

В 2012 году мы проведем дооснащение Домжура мультимедийными средствами, чтобы сделать помещение более функциональным для представителей печатных и электронных СМИ. Будем делать все, чтобы областной Дом журналистов стал действительно родным домом для нашего медиасообшества, местом общения, обмена опытом, поиска общих для всех СМИ решений творческих и производственных проблем.

Не менее важной направление — развитие партнерства с факультетом журналистики ВГУ. Без научного и педагогического потенциала нашей кузницы кадров невозможно представить эффективное совершенствование региональной медиаиндустрии. Большое значение я придаю расширению сотрудничества с Центром защиты прав СМИ, вклад которого в правовую и экономическую безопасность СМИ области колоссален.

Говоря об итогах прошедшего года, не могу не отметить позитивную динамику курируемых управлением госпредприятий — «Роспечати», Студии «Губерния» и Областной типографии — издательства имени Евгения Болховитинова. Все три ГУПа справились с поставленными задачами. «Роспечать» модернизирует сеть киосков газетно-журнальной продукции. Студия «Губерния» реализовала ряд амбициозных проектов. В частности, областная телекомпания стала партнером Всероссийского телевизионного конкурса «ТЭФИ-Регион-2010» В марте 2011-го его финальный этап прошел в Воронеже при поддержке облправительства и личном участии губернатора. Благодаря конкурсу представители региональных СМИ смогли пообщаться с академиками Российского телевидения, коллегами из федеральных телеканалов. И, что немаловажно, конкурс сопровождался насыщенной учебной программой — тренингами, семинарами, круглыми столами. Областная типография имени Болховитинова в 2011 году оптимизировала свое производство, увеличила объемы реализации и чистую прибыль, а также продвинулась в развитии издательского направления.

— Подведены итоги областного конкурса журналистов. Как вам уровень представленных работ? Что, по вашему мнению, происходит с нашей журналистикой?

— Ничего такого, чего не происходило бы с российской журналистикой в целом. Хотя думаю, что наша, региональная журналистика все-таки более «экологичная» и менее «генетически модифицированная», чем та журналистика, которую порой практикуют некоторые федеральные СМИ. Что касается конкурса... С одной стороны, в нынешнем конкурсе участвовало в полтора раза больше авторов и журналистских коллективов, чем в прошлогоднем Значит, областная премия по-настоящему значима для работников СМИ. С другой — некоторые члены конкурсной комиссии отметили снижение уровня представленных работ. На мой взгляд, журналисты и редакционные коллективы, ставшие лауреатами конкурса, действительно того достойны. И я поздравляю сотрудников «Воронежского курьера» с премиями в номинациях «Креатив» и «Аналитика». Тем не менее считаю, что модель проведения конкурса нуждается в корректировке. Новую модель мы выработаем с учетом мнения представителей медиасообшества, с которыми проведем открытые консультации. Напомню только, что по решению губернатора Алексея Васильевича Гордеева премиальный фонд конкурса 2012 года будет увеличен вдвое. Так что есть хороший стимул для творчества.

— Вы по образованию журналист. Были и заместителем главного редактора, и главным редактором. Не тянет ли назад, так сказать, в поле?

— Вы почему-то пропустили, что я работал репортером, чем никогда не перестаю гордиться. Равно как и тем, что начинал я работать в «Воронежском курьере». Ну а насчет поля... Я и сейчас в нем. Только мое поле несколько другое Творчества оно требует, поверьте, ничуть не меньше, чем журналистика. Работа мне интересна. В рамках своих полномочий стараюсь сделать для нашего медиасообщества как можно больше полезного, не забывая медицинский принцип «Не навреди».

Вопросы задавал Константин Чаплин
Воронежский курьер, 12 января 2012 года.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0