Желающих купить новый телевизор в мире становится все меньше, выяснила консалтинговая компания Accenture. А все потому, что многие предпочитают телевизору интернет. России эта тенденция пока не касается: население активно меняет кинескопные приемники на жидкокристаллические
Осенью 2011 г. Accen-ture опросила 10 000 человек в 10 странах, в том числе в России. Выяснилось, что лишь 48% в течение недели смотрят эфирные или кабельные каналы по телевизору, хотя в 2009 г. доля лояльных телезрителей составляла 71% (исследование опубликовано на прошлой неделе). Взамен они перешли на просмотр видео на компьютерах (33% опрошенных в 2011 г.) и смартфонах (10%). В результате если доля желающих купить планшет увеличилась по сравнению с 2010 г. вдвое до 16%, то приобрести новый телевизор высокого разрешения готовы 20% опрошенных Accenture, или на 5 п. п. меньше, чем годом ранее. Все это уже напрямую отразилось на реальных продажах телевизоров, указывают консультанты.
Так, по данным американской Consumer Electronics Association, в 2011 г. в мире было продано 262 млн телевизоров — рост составил всего 1%. В 2010 г. продажи увеличились на 2%. Этот рост обеспечили ЖК-телевизоры, 3D- и смарт-модели приемников. В денежном выражении продажи телевизоров в развитых странах снизились на 13%, а в развивающихся выросли на 11% (абсолютные цифры ассоциация не указывает).
Выводы Accenture не отражают ситуацию в России. По оценке исследовательской компании GfK, в январе — ноябре 2011 г. в нашей стране было продано в 1,5 раза больше телевизоров, чем за тот же период 2010 г. Аналитики GfK не раскрывают абсолютные числа, так же как и объем рынка в деньгах. Данные Росстата менее оптимистичны: в первые девять месяцев прошлого года россияне купили на 15,4% больше приемников, чем годом ранее, потратив на них 80,6 млрд руб. (рост — 14,3%).
Россияне прежде всего меняют старые кинескопные модели на современные, указывает представитель отраслевой ассоциации РАТЭК Антон Гуськов. Ведь сейчас жидкокристаллические приемники или «плазма» есть менее чем в 15% домохозяйств страны.
В 2011 г. одна из крупнейших сетей электроники — «М.видео» продала 1,5 млн телевизоров, или на 45% больше, чем годом ранее, рассказал ее представитель Антон Пантелеев. Падения интереса к телевидению в России не происходит, указывает директор по операционной деятельности Media-Saturn Russia Гидо Обервальд, небольшой спад интереса к ТВ заметен только у молодой аудитории. Это не совсем так. По оценке TNS, сейчас средний российский зритель старше четырех лет смотрит ТВ 229 минут в день — ровно столько же, сколько три года назад. Но объем телесмотрения стабилен только за счет пожилых зрителей, рассказывала «Ведомостям» руководитель отдела аналитики и консалтинга TNS Ирина Суанова.
Быстрее всего ТВ теряет юных зрителей (4-17 лет), последние пять лет каждый сезон их телесмотрение уменьшается на 5-10 минут, продолжает Суанова, а в последнем — сразу на 20 минут. Но главное — значительно меньше времени у экранов стали проводить и люди среднего возраста, замечает она. Пока это заметно в Москве и Петербурге, где высокое проникновение интернета, но вскоре распространится и на регионы.
Ксения Болецкая, Татьяна Романова
Ведомости, 16.01.2012.