По словам генерального директора ОАО ОЭЗ «Липецк», к 2016 году резиденты промзоны освоят оставшиеся на данный момент свободными 42 гектара площадей
18 января исполняется ровно шесть лет с момента подписания трехстороннего соглашения о создании особой экономической зоны «Липецк» на территории Грязинского района. Кроме того, с января нынешнего года вступил в действие подписанный президентом Дмитрием Медведевым закон, вносящий ряд ключевых поправок в законодательство об особых экономических зонах. В частности, увеличивается период действия ОЭЗ – с 20 до 49 лет, соответственно, вырос и срок предоставления резидентам зон налоговых и иных преференций. Территория экономической зоны также может быть увеличена – до 40 квадратных километров. Как изменится деятельность особой экономической зоны «Липецк» в этой связи, LipetskMedia рассказал генеральный директор ОАО ОЭЗ «Липецк» Владимир Лаврентьев.
- Владимир Васильевич, насколько для нашей промзоны актуальны поправки, внесенные в закон об особых экономических зонах? Понятно, что от увеличения срока действия налоговых и прочих преференций выиграют компании, уже работающие в ОЭЗ и только присматривающиеся к ней. Не менее привлекательно для инвестора расширение границ зон – от земли еще никто не отказывался.
- Возможности для расширения территории зоны хотя бы в два раза мы начали искать еще до принятия изменений в закон об особых экономических зонах. Общая площадь ОЭЗ «Липецк» - более одной тысячи гектаров, из которых на настоящий момент уже занято больше половины. Как вы знаете, статус резидентов зоны имеют 22 компании, из них восемь уже запустили свое производство. В соответствии с бизнес-планами остальных ввод в действие их заводов ожидается в 2013-2015 годах. Кроме того, все больший интерес к зоне проявляют и другие инвесторы, в том числе и американские. Я предполагаю, что к 2016 году чуть более 42 гектаров, оставшихся пока свободными, так же будут заняты. Можно уже сегодня уверенно говорить о расширении зоны и в три, и в четыре раза. Закон это позволяет, более того, согласно последним изменениям участки ОЭЗ могут не иметь общих границ. Сегодня особая экономическая зона «Липецк» расположена на территории Грязинского района, думаю, часть ее может быть расположена в другом муниципальном образовании.
- Такого рода решения должны быть приняты на уровне региона?
- Безусловно. Более того, было бы правильно рассмотреть вопрос о расширении особой экономической зоны с точки зрения развития Липецкой области в целом. Промышленная нагрузка на регион сегодня не маленькая – по объему промышленного потенциала мы занимаем одно из лидирующих мест в стране. Это дает свои плюсы - стабильно работающие предприятия делают область экономически независимой. Но есть и оборотная сторона медали - экологическая, прежде всего. Думаю, население области должно также сказать свое слово в обсуждении будущего региона.
- Президентские поправки увеличивают срок действия режима особой экономической зоны – с 20 до 49 лет. Тоже, по большому счету, понятное решение – как в плане привлечения инвесторов, так и сроков строительства и дальнейшей реализации инвестпроектов. Вопрос в другом. Одна из задач промзоны, как было заявлено в свое время, - диверсификация экономики области, которая и в настоящее время серьезно зависит от единственной отрасли, металлургии. Когда, по вашим прогнозам, предприятия ОЭЗ составят в этом отношении конкуренцию «стальным» компаниям?
- Специфика особой экономической зоны в том, что резидент получает налоговые и иные преференции, причем согласно изменениям в законе об ОЭЗ срок их предоставления увеличивается до семи лет. Реализация каждого из проектов резидентов занимает также не один год, начиная с момента вхождения инвестора в зону, строительства завода и выход его на запланированные мощности. Когда истечет срок действия налоговых послаблений, когда заработает каждое предприятие в зоне, тогда их отчисления в региональную и федеральную казну будут не только сопоставимы с доходами от металлургических предприятий, но и станут значительно выше. По прогнозам, это случится к 2020 году.
- За шесть лет работы особой экономической зоны реально заработали только восемь предприятий. Вы рассчитываете, что в перспективе темпы внедрения проектов в ОЭЗ будут интенсивнее?
- Запуск нашего проекта был осуществлен 18 января 2006 года, затем, был период становления. Наверняка вы помните 2008-2009 годы. Они были омрачены серьезным мировым экономическим кризисом, когда компании отказывались от своих инвестиционных планов – речь шла о выживании, о развитии никто не думал. Наиболее удачным для особой экономической зоны «Липецк» стал 2011 год. К нам пришли в качестве резидентов семь компаний с объемом заявленных инвестиций более четырех миллиардов рублей, удалось ввести в эксплуатацию четыре завода. Да, нельзя сказать, что наш проект заработал на все сто процентов, но то, что он набирает обороты, могу заявлять с уверенностью. Нас знают уже во многих странах мира. Мы выработали свою тактику привлечения инвесторов, определили стратегию развития зоны.
- В чем она заключается?
- Мы определили не только этапы развития нашей территории, но и предусмотрели участие в проекте особой экономической зоны даже не предприятий, а промышленных отраслей. Это, прежде всего, машиностроение, в том числе сельхозмашиностроение и энергетическое машиностроение (станкостроение), развитие солнечной энергетики, нанотехнологий. Также привлекаются компании, занимающиеся производством строительных материалов. Сегодня мы налаживаем связи с лучшими компаниями мира, работающими в этих отраслях. Благо современные средства связи позволяют вести диалог с потенциальными участниками нашего проекта практически онлайн. Это позволяет нам более четко представлять, в чем заинтересованы как иностранные, так и российские инвесторы, они же, в свою очередь, могут адекватно оценить наши возможности и предложения.
Еще один немаловажный момент - использование кластерного принципа в вопросе привлечения инвесторов.
- К слову, поправки в федеральный закон также регламентировали создание кластеров на территории особых экономических зон.
- Да, мы делаем упор на машиностроение, солнечную энергетику, поэтому привлекаем те предприятия, которые способны дополнять друг друга. У нас, по сути, создан кластер по производству солнечных батарей: есть производство проволоки для резки пластин мультикристаллического кремния, строится завод по выпуск непосредственно самих кремниевых слитков и пластин. Пока нет предприятия, выпускающего конечный продукт – саму солнечную батарею, так что есть, к чему стремиться. То же самое с производством автомобилей. В декабре прошлого года компания «Йокохама» запустила первую очередь завода по производству автомобильных шин, а бельгийское предприятие «Бекарт» производит для них металлокорд. Остается лишь найти инвестора для строительства завода на территории ОЭЗ по сборки автомобилей.
- Форд заявлял однажды о намерениях создать производство своих машин в Липецке, но эти планы так и не были реализованы.
- Не только Форд проявлял интерес к нашей экономической зоне, но и другие автомобильные компании. Надеюсь, мы и здесь достигнем хороших результатов, но для этого нужно время.
- На территории России сегодня работают две промышленные зоны федерального уровня – в Липецкой области и Татарстане. Какой из этих проектов успешнее?
- Нас не стоит сравнивать. Наши два проекта абсолютно разные, разная направленность, разные резиденты. Оба проекта, безусловно, состоявшиеся, несмотря на то, что финансирование ОЭЗ «Липецк» гораздо меньше, чем ОЭЗ «Алабуга» в Татарстане. Это и понятно – бюджет республики намного больше нашего областного. Тем не менее, мы развиваемся, и количество зарегистрированных резидентов у нас одинаковое.
- Налоги, создание рабочих мест, адекватная заработная плата на предприятиях особой экономической зоны – эти несомненные плюсы часто меркнут на фоне претензий жителей к той же экологической составляющей проекта ОЭЗ или же соседства ее с жилыми поселками.
- Поэтому эти вопросы решались и решаются в комплексе. Шумозащитный экран, который мы начали сооружать вдоль трассы «Липецк - Грязи», чтобы защитить жителей поселка Матырский от шума и автомобильных выхлопов, малая толика того, что сделано и делается для липчан. По инициативе особой экономической зоны началось строительство Липецкой кольцевой автомобильной дороги – ЛКАД, так называемый восточный обход Липецка. Уже выделены 500 миллионов рублей, в целом в строительство будет вложено более миллиарда. Построены очистные сооружения для канализационных стоков, ливневая канализация – не везде в городе Липецке она есть. В этом году закладываем около 290 миллионов рублей на строительство самотечного коллектора для ливневой канализации.
Придя на территорию зоны, мы сохранили все зеленые насаждения, которые здесь были. И высадили уже более 4 тысяч деревьев. Так что здесь будет не только промышленный город, но и зеленая зона. Я считаю, что создание и работа особой экономической зоне принесла региону все-таки больше плюсов, чем минусов. Это не чисто экономический, это еще социальный и политический проект, который выведет Липецкую область в безусловные лидеры среди регионов России.