Городскую «наружку» теперь курирует облправительство
Администрация Воронежа фактически потеряла контроль над рынком наружной рекламы города, объем которого оценивается его участниками в 600 млн руб. в год. Проводить тендеры и заключать контракты с операторами на рекламные конструкции, расположенные на неразграниченных землях, теперь будет один из отделов областного департамента имущественных и земельных отношений (ДИЗО). В самой мэрии, впрочем, считают «такое решение правильным». Операторы с интересом ждут первых тендеров, прогнозируя «передел рекламного рынка города».
О создании отдела по регулированию деятельности рынка наружной рекламы Воронежа в структуре ДИЗО «Ъ» вчера сообщили в пресс-службе облправительства. Отдел возглавила Ольга Эсауленко, ранее отработавшая около трех лет в департаменте имущественных и земельных отношений. Как пояснили в обладминистрации, ожидается также проведение конкурса на должность заместителя департамента, который станет непосредственно курировать «наружку» областного центра. На данный момент в отделе числится семь сотрудников. Новое подразделение будет контролировать размещение рекламных конструкций на неразграниченных землях, проводить торги и заключать контракты с рекламными компаниями. «На данный момент отдел готовит нормативные акты по регулированию рекламного рынка в области, за городским отделом рекламы останется лишь подготовка схемы размещения рекламоносителей в Воронеже», — добавили в пресс-службе.
Начальник отдела рекламы мэрии Ольга Небольсина уточнила, что «за горадминистрацией остается контроль за теми рекламными носителями, которые установлены на объектах городской собственности. Положение о торгах готовится и в скором времени будет опубликовано», — добавила госпожа Небольсина, отметив, что «мэрия положительно относится к решению об определении области в качестве уполномоченного органа по курированию рынка рекламы».
Напомним, что права на неразграниченные земли в городе с 2006 года принадлежат области, а по оценке руководителей профильных компаний и самой мэрии, 85–90% рекламных конструкций находится именно на таких участках. И хотя формально неразграниченными участками город распоряжаться не может, фактически контракты на размещение рекламных конструкций до последнего времени заключались с муниципалитетом.
Одной из основных причин, по которой функции по контролю за «наружкой» в Воронеже передаются на областной уровень, в региональном правительстве называют неэффективность работы мэрии. Так, по словам прокурора Воронежской области Николая Шишкина, в ходе проверок, проведенных в 2011 году, в областном центре выявлены значительные нарушения законодательства на рынке наружной рекламы: более 3 тыс. договоров было заключено с нарушением полномочий, свыше 500 рекламных перетяжек размещались с нарушением требований ГОСТа, около 100 транспарант-перетяжек и значительная часть щитовых конструкций размещены в отсутствие разрешительной документации. Задолженность по перечислению платежей в бюджет по договорам на размещение рекламных конструкций составила свыше 20 млн руб.
В Воронеже, по данным на 2011 год, эксплуатировалось более 2,5 тыс. рекламных конструкций. Среди лидеров рынка — ООО «Гэллэри сервис» (Gallery, 7% от общего числа конструкций), ООО «АПР / Сити-ТВД» (News Outdoor, около 5%), ярославское ООО «Дрим» (порядка 4,9%), ООО «Мегасайн» (вместе с ООО «Мегасайн-Воронеж» — 6,2%), ООО «Новая реальность» («Реальное время», порядка 6,3%). Годовой оборот воронежского рынка его участники оценивают на уровне 600 млн руб.
Пока участники рынка работают на основе старых пятилетних договоров, срок действия большинства из которых истекает в 2012 году. По словам Игоря Комарова, возглавляющего региональную Ассоциацию операторов наружной рекламы, к концу 2011 года закончилось действие около 30% договоров, в 2012-м — 55–60%, а в 2013-м — 90%. В октябре антимонопольщики возбудили дело в отношении гордумы — за отсутствие нормативных актов, регламентирующих порядок проведения торгов по распределению мест под рекламные конструкции. Парламент отреагировал — в начале ноября на очередной сессии было принято решение о том, что заключение договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций «осуществляется в форме конкурса». Пока, впрочем, ни одних торгов еще не проводилось.
Все участники рынка, с которыми удалось связаться «Ъ», под разными предлогами отказывались публично комментировать решение властей. Они сходятся во мнении, что в результате изменений «правил игры» на рынке выиграют федеральные операторы. «Они будут побеждать на конкурсах, используя свой лоббистский ресурс. Да и цену за лоты смогут заплатить больше, чем региональные операторы», — отметил один из собеседников «Ъ». «В течение какого-то времени местные рекламные фирмы, скорее всего, еще продержатся, используя в том числе незаконные рекламные носители. Однако впоследствии уйдут с рынка, который будет консолидирован», — добавил он. Еще один участник рынка отметил, что «ДИЗО и без рекламы есть чем заниматься, для департамента это непрофильная деятельность»: «Поэтому, не исключено, в дальнейшем полномочия по регулированию этого рынка могут быть переданы какой-то другой структуре, возможно, в дальнейшем их «спустят» на муниципальный уровень».
В любому случае, как заявляют операторы, рынок с нетерпением ждет установления четких правил работы. «Те организации, у которых истек срок действия договоров, не могут составить бюджеты на будущий год, так как новые контракты не заключены, а как они будут заключаться — еще непонятно. Поэтому чем скорее наступит определенность, тем лучше», — считает один из собеседников «Ъ».
Ирина Лобанова
Коммерсантъ (Воронеж), №12, 25.01.2012.