12 мая 2025, 15:33
Экономические деловые новости
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

Воронежский курьер // «Главное — делать, а не обещать»

07.02.2012 18:06
Глава администрации Репьевского района Михаил ЕЛЬЧАНИНОВ, возглавляющий муниципальное образование чуть больше полугода, рассказал «ВК», какое хозяйство ему досталось в наследство, какие проблемы удалось решить и о планах на будущее. Ранее Михаил Петрович был семилукским префектом. — Какую из проблем района вы считаете главной? — Для власти главное — делать, а не обещать. Я проехал по всем поселениям, встречался с людьми и сказал, что обещать буду только то, что смогу сделать. А что власть может, я знаю по опыту.

Глава администрации Репьевского района Михаил ЕЛЬЧАНИНОВ, возглавляющий муниципальное образование чуть больше полугода, рассказал «ВК», какое хозяйство ему досталось в наследство, какие проблемы удалось решить и о планах на будущее. Ранее Михаил Петрович был семилукским префектом.

— Какую из проблем района вы считаете главной?

— Для власти главное — делать, а не обещать. Я проехал по всем поселениям, встречался с людьми и сказал, что обещать буду только то, что смогу сделать. А что власть может, я знаю по опыту. Репьевский район — самый маленький в области, а маленьких в семье обычно любят больше всего (смеется. — В. В.)... Если же говорить без шуток, то наш район действительно самый малочисленный. Из более чем двухмиллионного населения области 16,5 тыс. жителей Репьевского района — крупинка. С другой стороны, мы являемся составной частью области, отдельным муниципальным образованием, районом с серьезной структурой и со всеми необходимыми подразделениями. Но по объему собственных доходов на душу населения занимаем одно из последних мест, что, пожалуй, наиболее достоверно характеризует положение дел. Мы можем много говорить о несправедливости действующей системы, о недостаточной доле налогов, остающихся в районе, но схема едина для всех муниципалитетов. Так вот, район, к сожалению, беден. Из 200 млн рублей годового райбюджета собственные доходы составляют 30 — 40 млн. Так что в первую очередь нужно повышать доходы казны.

— Есть ли уже какие-то наработки?

— Почти 50% средств, предназначенных для поступления в райбюджет, — налог на доходы физлиц. То есть, говоря о необходимости повышать доходы, мы имеем в виду необходимость создания новых рабочих мест и увеличения зарплат. Проблеме усугубляется тем, что мы не видим на горизонте крупного инвестора — доброго дядю, который придет и создаст 200 — 300 вакансий. Район сельскохозяйственный, и передел земли давно состоялся. На сегодняшний день у нас присутствует один крупный агрохолдинг, представляющий банк «Авангард» (бизнесмена Кирилла Милованова. — В. В.), который занимает 50% земли. Остальное — самостоятельные хозяйства и 12 — 13 фермеров. Инвестпроекты, конечно, реализуются, но есть трудности.

— Раз уж вы охарактеризовали район, расскажите о достижениях в АПК.

— По итогам года у нас были хорошие результаты в растениеводстве: пятое место по урожайности зерновых, третье — по подсолнечнику, первое — по кукурузе, восьмое — по сахарной свекле. В целом мы входим в пятерку лучших в области. В том числе благодаря деятельности банка «Авангард». У них высокая агрокультура, техническое оснащение, они регулярно вносят удобрения в почву. Я в прошлом году наблюдал за уборкой. Так вот, у «Авангарда» — не комбайны, а космические корабли, бороздящие просторы Репьевского района. Но не отстают и наши самостоятельные хозяйства — «Истобное» (Александр Кретинин) и «Рассвет» (Аскер Рамазанов). Высокая урожайность кукурузы на зерно в районе — их заслуга. К сожалению, никак не удается подвигнуть банк «Авангард» на занятие животноводством. Хотя нашу позицию разделяют и губернатор Алексей Гордеев, и руководитель областного департамента аграрной политики Анатолий Спиваков.

В самостоятельных хозяйствах дело тоже сдвинулось. Есть у нас такое ООО «Колбино». Его возглавляет Сергей Куриленко — руководитель, так сказать, нового типа, новой формации. Председателем колхоза в советские годы он не был. Работал ветеринаром. И второе предприятие, которое я хотел бы отметить, — ООО «Бутырки» (Дмитрий Останков). Он возглавляет хозяйство, являющееся, кстати, самым крупным в нашем районе, с советских времен, с 1980 года. Вот они, Останков и Куриленко, с 2010 года — после того как у нас побывал губернатор — реализуют инвестпроекты по животноводству. В общей сложности держат более 1,6 тыс. голов крупного рогатого скота. У Куриленко порода шароле — серьезная, надо сказать. Коровы светлого оттенка. А у Останкова симменталы, скрещенные с ангусами. Есть одно хозяйство, ООО «Агро-Спектр» (Константин Кретинин), реализующее инвестпроект в овцеводстве. Там более 1 тыс. голов. На хуторе Дубинине имеется страусиная ферма. Ну а что касается свиноводства, то возникла проблема: мы попали под карантин по африканской чуме, объявленный из-за заболевания животных в соседнем Острогожском районе. Затраты фермеров на предупредительные меры экономически не выгодны, поэтому они решили заняться выращиванием уток.

По животноводству мы будем работать и с банком «Авангард», и с остальными хозяйствами. Я помню, что в 2008 году в Семилукском районе «Авангард» занимался только пивоваренным ячменем. Теперь они выращивают и гречиху, и озимую пшеницу, и свеклу. Думаю, со временем и животноводство нам подтянут. А куда деваться?

— Вы сказали, что передел земель сельхозназначения в районе прошел. Как строятся взаимоотношения между собственниками земельных долей и арендаторами?

— Со всеми владельцами паев заключены договоры. Но, скажем, в хозяйствах банка «Авангард» за аренду выдается только зерно, а в названных мною самостоятельных хозяйствах — и зерно, и кукуруза, и подсолнечное масло, и по две-три банки сгущенки, и сахар. Но, например, у Дмитрия Останкова в хозяйстве случилась беда: 5 тыс. тонн свеклы так и остались лежать в кагатах в поле. Свеклу не могли вывезти, потому что в поле было невозможно проехать. А сейчас уже завод закрывается. Удар по экономике нанесен, конечно, сильный. Убыток предприятию — 6 — 9 млн рублей. А если бы он свеклу не выкопал, был бы меньше. Но Дмитрий Семенович изыскал возможность у кого-то купить сахар и выдал его людям. Кроме 20 кг сахара граждане за пай получили по тонне зерна и по десять литров масла.

Останков — фанат своего дела, и люди от него никогда не уйдут, учитывая отношение к ним со стороны руководителя. Меня, когда бываю в селах на сходах граждан, спрашивают: почему Останков дает масло на паи, а у нас не дают. Отвечаю: у вас нет такого Останкова, к тому же вы подписали договор о том, что вы согласны на пять центнеров зерна. Договор выполняется. Но у людей такое настроение, что власть может приказать арендатору выдавать масло. А я им приказать не могу. Они и налоги платят, и в социальных программах участвуют.

— Губернатор Алексей Гордеев взял под свой контроль решение проблемы освещения населенных пунктов. У вас есть какие-то подвижки?

— Область выделила деньги 11 районам. Нам выделено 1,4 млн рублей. Мы закупили 297 энергосберегающих светильников. У нас же много сквозных дорог через села. И главная—на Старый Оскол. Так что в первую очередь будем освещать их. Но вопрос уличного освещения, безусловно, актуален. Граждане часто поднимают его на сходах. Несмотря на громкие отставки энергетиков после выступления Владимира Путина в ходе заседания правительственной комиссии на Саяно-Шушенской ГЭС, тариф на электроэнергию для уличного освещения как был 5,60 рубля за кВт, так и остался. Выделенные облправительством деньги мы направили не на погашение долгов по оплате электроэнергии, а на приобретение светильников, чтобы люди видели: проблема решается. А для экономии средств решили устанавливать только энергосберегающие светильники, кое-где поменяем старые. Мы посчитали, что на весь район нужно 1,6 тыс. светильников. Два хозяйства — «Истобное» и «Агро-Спектр» — реализуют программу уличного освещения в селах за свой счет. К тому же — вот социальная ответственность бизнеса— оплачивают 50% электроэнергии.

— Мы все больше говорим о решающихся проблемах. А есть ли решенные?

— Есть такая программа «Социальное развитие села». Она включает федеральную, региональную и муниципальную составляющие плюс внебюджетные средства. В 2009 — 2010 годах район принимал в ней участие с целью профинансировать строительство водоводов в селах Россошь и Истобное. После завершения работ образовался долг в 11 млн рублей. Он равен как раз тем самым внебюджетным средствам, то есть деньгам населения и спонсоров, которые были запланированы, но не внесены. То есть условия программы людям не объяснили, их участие в ней не организовали. В результате по Россоши подрядчик подал в суд и его выиграл. Сельское поселение с бюджетом в 1,8 млн рублей оказалось с задолженностью в 3,6 млн. Самый что ни на есть банкрот. А по Истобному сумма долга превысила 7 млн рублей. С большим трудом, потребовавшим вмешательства облправительства и лично губернатора, нам удалось найти выход из непростой ситуации и рассчитаться с подрядчиком.

— А почему же все-таки к вам не идет добрый дядя-инвестор?

— Инвестиционной привлекательности район лишает отсутствие железной дороги. До Острогожска, ближайшей станции, — 54 километра. Земля для предоставления потенциальному инвестору у нас есть. Есть свободные мощности по газу и электроэнергии, есть дороги. В плане привлечения в район крупного инвестора мы рассчитываем на реализацию идеи Алексея Гордеева о дополнительных мерах поддержки депрессивных районов. Нас включили в список таких муниципалитетов.

— Но в ожидании инвестора вы что-то предпринимаете?

— Я считаю необходимым делать ставку на развитие малого бизнеса не только в сфере розничной торговли, но и по оказанию различных видов услуг, организации переработки, производства. Вот совсем недавний пример. Мы сдали в аренду одному воронежскому бизнесмену муниципальное имущество. Он организовал швейный цех. Казалось бы, пустяк, но на выходе — 15 рабочих мест для женщин. Летом мы подготовили и приняли муниципальную программу по развитию малого бизнеса, защитили ее в областном департаменте по развитию предпринимательства и потребрынка. Результатом стало получение десяти грантов по 200 тыс. рублей, которые в районе были на конкурсной основе направлены предпринимателям, представившим конкретные бизнес-планы. Кроме того, мы создали в районе центр поддержки предпринимателей. В общем, я так скажу: в нашей ситуации нужно собирать с миру по нитке. А главную задачу, которую я ставлю аппарату администрации, — поддержать любого предпринимателя независимо от масштаба его деятельности. Чем больше у нас будет сильных людей, которые стоят на ногах и обеспечивают хотя бы двух-трех сотрудников, тем лучше будет ситуация.

— Вы перешли на работу в Репьевку из Семилук, где тоже были главой районной администрации. Есть ли разница в подходах к управлению муниципалитетами?

— Разница только в масштабе, а проблемы те же. Когда я стал главой администрации в Семилуках, районный бюджет был 350 млн, когда уходил — 1,03 млрд рублей. Но здесь работа, честно говоря, интересная. Другие люди, замечательная природа, река Потудань. Воронеж далеко, а потому ездить туда на работу люди не будут. Нужно создавать комфортные условия на месте, менять настроение граждан, формировать нормальный климат. Репьевцы живут в постоянном ожидании того, что район упразднят. Они даже в приемной губернатора у его заместителя Александра Гусева спрашивали о судьбе Репьевки. И хотя никаких планов по упразднению района нет, но опасения сохраняются — главным образом из-за того, что у нас уже ликвидировали районные подразделения почты, военкомата, полиции. Только Николай Карасиков, гендиректор «Воронежоблгаза» вернул Репьевке райгаз, отремонтировав его базу. Работает райпо — коллектив более 200 человек под руководством Светланы Измайловой. Ну и церковь имеет своего благочинного.

Конечно, мы пытаемся наводить порядок в ЖКХ. Если в городах «коммуналка» — прибыльный бизнес, то у нас особенно на ней не заработаешь. Водоводы старые, собирать оплату сложно. Мы пошли по пути создания товариществ собственников жилья в селах. В Репьевке и Истобном управляющие компании, а в остальных поселениях — ТСЖ. Именно через ТСЖ удалось договориться по тарифам.

— А что делаете, чтобы изменить настроение граждан?

— Тут палка о двух концах. С одной стороны, мы пытаемся делать все, чтобы появлялись новые рабочие места, с другой — не всегда имеем возможность заполнить даже имеющиеся вакансии. Например, не могли найти кассиров-контролеров в Сбербанк, а рабочих — на ток. Но в целом мы даже в мелочах пробуем поднять настроение людей. На Крещение оборудовали семь мест для купания. Залили шесть катков. Сюда я включаю многофункциональную площадку, сооруженную в Репьевке по программе «Газпром — детям», а в Колбино уже вторая строится. Пять катков в других поселениях мы оборудовали своими силами. Они освещены, организовано музыкальное оформление. В Новосолдатке ограждение катка украсили рекламой, как настоящую хоккейную коробку для профессионалов. Я посоветовал, чтобы у всех так было. Детям будет где провести свободное время. Да и не только им. Я вот недавно был в одном поселении. Так там мои ровесники в хоккей играли, пока детей не было. Да, и есть особый предмет моей гордости — лыжная трасса. Мы сделали ее по лесу, осветили. Купили снегоход «Буран» для расчистки.

— Недавно на заседании областного правительства было заявлено, что одной из проблем в сфере образования является то, что каждая четвертая школа региона не имеет нормального теплого туалета. В Репьевке есть такие учебные заведения?

— Всего у нас девять школ, 1,5 тыс. учащихся. Перед текущим учебным годом оставалось две не имеющих теплых туалетов. К концу осенних каникул мы оборудовали два отсутствовавших школьных туалета, предвосхитив и досрочно выполнив поручение губернатора, который установил срок 1 сентября 2012 года.

— Сейчас много говорят о зарплате педагогов. Сколько получает ваши?

— Нужно, чтобы сельская интеллигенция получала достойную зарплату. У нас по району средняя зарплата педагогов 18,2 тыс. рублей. Но, когда я называю цифры учителям, они мне не верят. Начинаем разбираться — соглашаются. Больше в области получают только учителя Новохоперского и Новоусманского районов.

— Репьевский район - ваша родина. Как вы восприняли утверждение главой?

— Я нисколько не жалею о том, что переехал в Репьевку. Здесь учился до пятого класса. И многие помнят моего отца. Он 11 лет председательствовал в Новосолдатке, два года — в Истобном, а потом был вторым секретарем райкома.

Вячеслав Волдочинский
Воронежский курьер, №13, 7 февраля 2012 года.

Комментарии 0