США повсеместно нарушают права человека, включая использование пыток, детский труд, переполненность тюрем и недостатки судебной системы. Об этом говорится в опубликованном в январе 2012 года докладе международной правозащитной организации Human Rights Watch, текст которого ИА «PenzaNews» публикует в собственном переводе.
Глава «Всемирного доклада — 2012» правозащитной организации Human Rights Watch, посвященная ситуации с соблюдением прав человека в США
В США больше заключенных в тюрьмах, чем в какой-либо другой стране мира, и люди иногда бывают приговорены к очень длительным срокам заключения из-за расовых различий. Все большее число неграждан (363 тыс. в 2010 году) содержатся в иммиграционных изоляторах, хотя многие из них не представляют общественной опасности или риска для государства в части уклонения от иммиграционных процедур.
Федеральное правительство продолжает проводить издевательскую контртеррористическую политику, включая произвольное содержание узников, против которых не выдвинуто никаких обвинений, в лагере Гуантанамо-Бэй на Кубе, несовершенные по своему существу военные комиссии и фактическое блокирование любых исков, связанных с возмещением вреда жертвам пыток.
Согласно данным Бюро переписи населения США, в 2011 году 46 млн. людей жили в бедности — это самый высокий показатель за все 52 года исследований. Широко распространенная бедность, тесная взаимосвязь бедности с расовым и гендерным неравенством и ее несоразмерное воздействие на детей и престарелых, вызывают серьезную обеспокоенность соблюдением прав человека.
Смертная казнь и чрезмерно суровые уголовные наказания
В 2011 году Иллинойс присоединился к группе из 15 штатов, отменивших смертную казнь. 34 штата все еще разрешают вынесение смертных приговоров. На момент написания данного обзора, 39 человек были казнены в 2011 году, что подтверждает тенденцию к снижению количества смертных казней, наблюдающуюся с 2009 года, когда казни подверглись 52 человека.
Штат Джорджия казнил Троя Дэвиса 21 сентября 2011 года, несмотря на сомнения в его виновности. Дэвис, который получил смертный приговор за убийство не находящегося при исполнении полицейского Марка Макфэйла в 1989 году, заявлял о своей невиновности до последнего. Аргументы обвинения почти полностью основывались на свидетельствах очевидцев, но семеро из девяти свидетелей, давших показания против Дэвиса, изменили их и заявили, что они уже не уверены в том, кто застрелил Макфэйла, а еще трое заявили, что другой человек сознался в преступлении.
В то время как Верховный суд США постановил в 2010 году, что несовершеннолетние лица моложе 18 лет, осужденные за преступления, не повлекшие смерть потерпевших, не могут быть приговорены к пожизненному заключению без возможности условно-досрочного освобождения, около 2 тыс. 600 молодых преступников продолжают отбывать пожизненный срок за преступления со смертельным исходом. Отдельные штаты продолжают предпринимать попытки по реформированию системы пожизненного заключения без возможности условно-досрочного освобождения при вынесении приговоров молодым преступникам. Например, Калифорния собирается в начале 2012 года провести голосование по законопроекту, который позволил бы пересмотреть дела и изменить приговоры молодым преступникам, отбывающим пожизненное заключение без возможности условно-досрочного освобождения.
Молодые люди, осужденные за половые преступления, также подвергаются жестокому обращению. В июле 2011 года наступил крайний срок выполнения всеми штатами и другими юрисдикциями положений акта Адама Уолша о защите и безопасности детей (Adam Walsh Child Protection and Safety Act). Акт обязывает юрисдикции провести регистрацию людей в возрасте от 14 лет, осужденных за определенные половые преступления, в национальном общественно-доступном онлайн-реестре. В некоторых случаях молодые люди будут фигурировать в реестре всю жизнь. Министерство юстиции США заявило, что в настоящее время 14 штатов в значительной мере выполнили требования акта.
Условия в тюрьмах
США остается мировым лидером по количеству заключенных (2,3 млн. человек) и имеет самый большой уровень арестантов на душу населения (752 на 100 тыс. населения).
В декабре 2010 года Human Rights Watch сообщила о необоснованном досудебном задержании в городе Нью-Йорке нескольких тысяч людей, обвиненных в мелких преступлениях, из-за их неспособности выплатить даже минимальные размеры залога. Почти 90% арестованных в 2008 году за нетяжкие преступления, которым назначили залог в 1 тыс. или менее долларов США, были лишены свободы в досудебном порядке только потому, что они не могли выплатить залог.
Верховный суд США в мае 2011 года решил, что штат Калифорния должен сократить количество людей, содержащихся в тюрьмах. На протяжении десятилетий тюрьмы Калифорнии не предоставляют должного медицинского и психиатрического ухода, и коллегия суда низшей инстанции постановила, что к этому привели неукомплектованность персоналом и крайняя переполненность исправительных учреждений. Судебная коллегия предписала правительству штата значительно сократить численность заключенных с целью улучшения качества содержания и ухода. Верховный суд США согласился с этим решением.
В феврале 2011 года Минюст с большим опозданием выпустил свой проект стандартов по исполнению акта об искоренении изнасилований в тюрьмах (Prison Rape Elimination Act, сокращенно «PREA»). Хотя некоторые стандарты соответствуют рекомендациям Комиссии по PREA 2009 года, некоторые из предлагаемых мер предусматривают более слабые гарантии. Например, проект стандартов Минюста не содержит четкого требования о том, чтобы тюрьмы были достаточно укомплектованы для предотвращения, обнаружения и реагирования на сексуальное насилие в отношении заключенных.
Если проект стандартов будет принят, то жертвы сексуального насилия лишатся средств правовой защиты при несоблюдении внутренних процедур по подаче жалоб. Предлагаемые стандарты также явно исключают из сферы действия закона иммиграционные изоляторы. На момент написания данного обзора окончательная версия стандартов PREA еще не была обнародована.
Расовая несоразмерность в системе уголовного судопроизводства
Расовые и этнические меньшинства остаются несоразмерно представленными в системе уголовного судопроизводства. Доля совершаемых белыми и афроамериканцами преступлений, связанных с наркотиками, примерно одинакова, однако афроамериканцы составляют лишь около 13% населения США, но в 2009 году на них пришлось примерно 33% всех арестов, связанных с наркотиками.
Неудивительно, что более высокие показатели арестов приводят к более высокому уровню тюремного заключения. Например, в 2009 году 45% заключенных в тюрьмы штатов за преступления, связанные с наркотиками, составили афроамериканцы, и только 27% — белые. Цветные составляют 77% всех молодых людей, отбывающих наказание в виде пожизненного заключения без возможности условно-досрочного освобождения.
Впервые в истории страны в 2011 году люди латиноамериканского происхождения составили большинство федеральных арестантов в США из-за усиления действий правительства по преследованию нелегальных иммигрантов.
Афроамериканцы исторически несут на себе груз значительно более жестких федеральных наказаний за преступления, связанные с крэком. Акт о справедливом назначении наказаний (Fair Sentencing Act), принятый в августе 2010 года, частично снизил эту несоразмерность в назначении наказаний. Однако акт не имел четкого обратного действия. В июне 2011 года Комиссия по назначению наказаний США проголосовала за придание обратной силы новым правилам назначения наказаний, поэтому теперь 12 тыс. 40 преступников имеют право на смягчение приговоров.
Права неграждан
В США примерно 25,6 млн. неграждан, среди которых, по подсчетам правительства США, 10,8 млн. находятся на территории страны нелегально. 61% таких нелегальных иммигрантов прожили в США 10 или более лет.
В 2010 финансовом году иммиграционная и таможенная полиция США депортировала 387 тыс. 242 неграждан, что более чем в два раза превышает показатели 2009 финансового года, и поместила свыше 363 тыс. человек в иммиграционные изоляторы, что представляет собой увеличение более чем на 50% за весь период с 2005 года. Неконтролируемое увеличение числа иммиграционных задержаний в США за последние два десятилетия привело к тому, что национальная система временного содержания под стражей включает в себя более 300 подобных учреждений — от маленьких местных тюрем до больших специальных иммиграционных изоляторов.
В июне 2011 года Human Rights Watch зафиксировала большое количество задержанных лиц, которые подвергаются хаотичным, частым и повторяющимся переводам из одного места содержания в другое. В период с 1998 года по 2010 год было совершено более двух млн. переводов задержанных. 200 тыс. задержанных переводились три или более раз. В среднем, задержанные перевозились на расстояние 370 миль из одного места содержания в другое, а обычный маршрут перевода между Пенсильванией и Техасом составлял 1 тыс. 600 миль. Частые переводы мешают задержанным иметь доступ к юридической помощи, свидетелям, доказательствам и членам своей семьи.
В августе 2011 года Министерство внутренней безопасности США (МНБ) заявило об обязательности программы по предоставлению отпечатков пальцев, кардинально изменив свою политику. Программа «Безопасные сообщества» обязывает местные правоохранительные органы предоставлять МНБ отпечатки пальцев. МНБ утверждает, что программа «Безопасные сообщества» используется для выявления и задержания неграждан, осужденных за серьезные преступления. Однако 59% задержанных по программе граждан в период с октября 2008 года по июль 2011 года не привлекались к уголовной ответственности или имели судимость только за мелкие правонарушения, включая нарушения правил дорожного движения. Некоторые местные правоохранительные органы и общественные группы по всей стране выступили резко против программы «Безопасные сообщества», заявив, что она нарушает систему охраны правопорядка в местных сообществах и поощряет расовое профилирование. МНБ планирует добиться применения программы по всей стране к 2013 году.
В рамках одной из немногих иммиграционных реформ, улучшающих защиту прав человека, МНБ в 2011 году объявило о том, что будет проведено тщательное рассмотрение в индивидуальном порядке более 300 тыс. ожидающих своей очереди дел о депортации. Дела, признанные неприоритетными, будут закрыты в административном порядке, таким образом, позволяя некоторым лицам, которым потенциально угрожает депортация, оставаться в стране с временным легальным статусом. При определении неприоритетных дел МНБ будет оценивать связи неграждан с семьей и сообществом, военную службу, а также другое обстоятельство: прибыли ли они в США, будучи детьми.
Конгресс подверг критике несовершенство иммиграционной системы страны, но не предпринял никаких действий. Сенат провел слушание в июне 2011 года относительно акта о развитии, помощи и образовании иностранной молодежи (Development, Relief and Education for Alien Minors Act или DREAM Act) — законопроекте, который бы предоставил легальный статус негражданам, прибывшим в США в детском возрасте. Но никаких дальнейших шагов принято не было. Палата представителей провела несколько слушаний по законопроектам, которые ужесточили бы пограничный и визовый контроль, обязали бы задерживать некоторых иммигрантов и понизили бы уровень как нелегальной, так и легальной иммиграции, но голосования ни по одной из этих мер проведено не было.
В апреле 2011 года апелляционный суд США в девятом округе частично заблокировал вступление в действие акта 1070 (Senate Bill 1070) в Аризоне. Губернатор Аризоны Джэн Брюэр подала апелляцию на это решение в Верховный суд США. В средине 2011 года Алабама превзошла Аризону, приняв на уровне штата самые суровые в стране антииммиграционные меры. Закон предусматривает уголовную ответственность, помимо прочего, за перевозку или аренду жилья нелегальными иммигрантами и обязывает государственные университеты проверять иммиграционный статус своих студентов. Действие данного закона в Алабаме также было частично приостановлено, как и действие подобных проблематичных законов в Юте, Индиане и Джорджии.
Тем не менее, апелляционные суды разрешили вступление в действие нескольких проблематичных положений закона в Алабаме.
Трудовые права
Американские работники продолжают сталкиваться с серьезными препятствиями при создании профсоюзов и вступлении в члены профсоюзов. Федеральное правительство и многие правительства штатов не исполняют свои международные обязательства по защите свободной реализации этих прав. Несколько штатов, включая Аризону, Индиану, Мичиган, Нью-Гэмпшир, Огайо, Оклахому и Висконсин, ввели в 2011 году жесткие ограничения прав работников на ведение коллективных переговоров.
Сотни тысяч детей работают на фермах в США. Акт о справедливых стандартах труда 1938 года (Fair Labor Standards Act of 1938) выводит детей фермерских работников из-под действия требований о минимальном возрасте и максимальной продолжительности рабочего времени, подвергая их угрозе труда в малолетнем возрасте, с более длительным рабочим днем и в более опасных условиях. В результате дети на фермах, большинство из которых латиноамериканского происхождения, зачастую работают 10 или более часов в день. Угроза для них — отравление пестицидами, тепловые удары, травмы, пожизненная инвалидность и смерть.
Более половины всех работающих детей, которые скончались от производственных травм в 2010 году, были заняты в растениеводстве, что означает увеличение смертности по сравнению с прошлыми годами. Многие работающие на фермах дети бросают школу, а девочки иногда подвергаются сексуальному преследованию. Существующие федеральные гарантии зачастую не применяются: в 2010 году сократилось количество сельскохозяйственных проверок и нарушений законодательства о детском труде. Примечательно, что в августе 2011 года Министерство труда США предложило расширить список опасных сельскохозяйственных работ, которые запрещено выполнять детям до 16 лет. (Вне сельскохозяйственного сектора федеральное законодательство запрещает выполнять опасные работы детям до 18 лет).
Миллионы американских работников, включая родителей новорожденных, ущемлены в своих правах из-за слабых или несуществующих юридических гарантий, которые касаются оплачиваемого отпуска, грудного вскармливания и дискриминации людей с семейными обязанностями. Подготовленный Human Rights Watch в феврале 2011 года отчет показывает, что недостаток или отсутствие оплачиваемого отпуска повлияло на отсрочку иммунизации детей, возникновение послеродовой депрессии и других проблем со здоровьем, и послужило причиной раннего прекращения грудного вскармливания.
Политика в области здравоохранения
В 2011 году в США опасными темпами продолжился рост случаев заражения ВИЧ, особенно среди меньшинств. Многие штаты продолжили ущемление прав человека и общественного здоровья своими ограничениями на половое образование, недостаточными правовыми гарантиями для ВИЧ-инфицированных лиц, блокированием программ по минимизации вреда, таких как обмен шприцов, и отказом от финансирования деятельности по профилактике ВИЧ и уходу за ВИЧ-инфицированными. Human Rights Watch сообщала в 2011 году о законах и политике на уровне штате, блокирующих доступ к лечению и услугам в Миссисипи, где половина лиц, получивших положительный результат при анализе на ВИЧ, не находится под наблюдением, и уровень смертности от СПИДа на 60% выше, чем в среднем по стране. Human Rights Watch также отметила борьбу за предоставление шприцов потребителям инъекционных наркотиков в Северной Каролине. Местное законодательство вынуждает волонтеров программы по обмену шприцов работать тайно, поскольку им каждый день угрожает арест.
Права девочек и женщин
В своем решении в 2011 году Межамериканская комиссия по правам человека постановила, что США нарушили Американскую декларацию прав и обязанностей человека, когда правительство не смогло привести в исполнение судебное решение, полученное женой в отношении мужа-насильника, который похитил детей одной семейной пары в Колорадо в 1999 году. Комиссия рекомендовала США сделать исполнение защитных судебных решений обязательным, принять необходимые меры для защиты детей от домашнего насилия и лучше осуществлять подготовку государственных служащих в части предупреждения и реагирования на домашнее насилие.
Верховный суд США в июне 2011 года постановил, что 1,5 млн. женщин, работающих в сети универмагов «Уолмарт», не могут рассматриваться в качестве отдельного класса истцов для целей коллективного иска против корпорации за дискриминацию в оплате труда и продвижения по службе. Это решение ставит под сомнение возможность массовых исков по гендерной дискриминации в США, где женщины, в среднем, зарабатывают 77 центов на каждый доллар, заработанный мужчинами.
Права, касающиеся возможности совершения аборта, все так же активно оспаривались в 2011 году, в частности, в ходе ожесточенных споров на уровне штатов и на национальном уровне в отношении страхового покрытия абортов, а также прав пациентов на информацию и услуги. Федеральные суды вынесли решения против законов в Балтиморе и Нью-Йорке, которые обязали «кризисные центры для беременных» сообщать клиентам о том, что они не предоставляют услуги по прерыванию беременности.
Сексуальная ориентация и гендерная идентичность
Правовая система США не обеспечивает защиту против дискриминации по признаку сексуальной ориентации или гендерной идентичности. В декабре 2010 года президент Барак Обама подписал акт об отмене правила «Не спрашивай, не говори» 2010 года («Don’t Ask, Don’t Tell Repeal Act of 2010»), который отменил дискриминационную политику, запрещавшую гомосексуалистам и лесбиянкам открыто служить в Вооруженных силах США без предварительного рассмотрения вопроса военным руководством. Акт об отмене этого правила вступил в действие в сентябре 2011 года.
Акт о защите брака (Defense of Marriage Act) все еще запрещает признание однополых браков на федеральном уровне. Однако в феврале 2011 года Минюст сообщил Конгрессу о том, что уже не будет отстаивать в судах конституционность положения, определяющего «брак» как юридический союз между одним мужчиной и одной женщиной.
Однополые браки не признаются или не совершаются в 41 штате. В июне 2011 года штат Нью-Йорк принял акт о равенстве браков (Marriage Equality Act), став шестым и самым крупным штатом, разрешившим заключение таких браков (Вашингтон, округ Колумбия стал седьмым). На момент написания данного обзора Верховный суд Калифорнии рассматривал вопросы подсудности в отношении иска, оспаривающего решение районного суда, который признал положение 2008 года о запрете однополых браков в Калифорнии (так называемая «Восьмая поправка») неконституционным.
Гавайи, Коннектикут и Невада приняли меры по запрещению трудовой дискриминации по признаку сексуальной ориентации или гендерной идентичности. В августе 2011 года федеральный апелляционный суд оставил в силе решение суда нижней инстанции, признав неконституционным закон Висконсина, запрещающий транссексуальным заключенным получать гормональную терапию или проводить операции по смене пола даже в тех случаях, когда это необходимо по медицинским показаниям.
Права людей с инвалидностью
Согласно данным правительства США, люди с инвалидностью в два раза чаще подвергаются риску стать жертвами насилия, чем здоровые люди. Хотя акт Мэтью Шепарда и Джеймса Бэрда о предупреждении преступности на почве ненависти 2009 года (Matthew Shepard and James Byrd Hate Crime Prevention Act of 2009) повысил уровень информированности о преступлениях на почве ненависти в отношении людей с инвалидностью, все еще вызывает обеспокоенность неполный учет подобных преступлений.
Контртерроризм
Несмотря на подавляющее количество доказательств того, что члены администрации Буша-младшего после 11 сентября 2001 года разрешили использование незаконных методов допросов, включая пытки и другие формы жестокого обращения, администрация Обамы не стала проводить уголовное расследование в отношении высокопоставленных чиновников или создавать комиссию по расследованию этих случаев.
Затянувшееся следствие, проведенное специальным прокурором Джоном Даремом, пришло к выводу, что дальнейшее уголовное расследование обосновано только в отношении смертей двух заключенных. Однако расследования тысяч других случаев насилия над задержанными не были проведены. Администрация президента Обамы продолжает ссылаться на чрезмерно широкое толкование привилегии «государственной тайны» в гражданских исках, инициированных нынешними или бывшими заключенными о насилии в их отношении, таким образом, еще больше ограничивая возможности жертв пыток и других форм жестокого обращения добиться справедливости.
В декабре 2010 года Конгресс установил финансовые ограничения на возможность администрации репатриировать и переселить заключенных в Гуантанамо. Единственный заключенный, переведенный в 2011 году, был отправлен против своей воли в Алжир, где, по его опасениям, он мог быть подвергнут пыткам. Хотя Human Rights Watch не получала каких-либо сообщений о насилии в отношении него, США отказались разрешить независимому судье рассмотреть его заявление о риске стать жертвой пыток.
В марте 2011 года президент Обама подписал исполнительный приказ, устанавливающий систему периодического административного пересмотра дел для содержащихся в Гуантанамо заключенных, которых ждет либо бессрочное лишение свободы, либо судебное разбирательство, но которым еще не были предъявлены обвинения. На момент написания данного обзора, никаких инструкций по исполнению данного приказа принято не было.
Находящиеся на рассмотрении в Конгрессе законопроекты направлены на то, чтобы расширить полномочия США на бессрочное содержание под арестом подозреваемых в терроризме лиц без предъявления обвинений и разрешить их заключение под стражу в военных тюрьмах. В феврале 2011 года один из заключенных, представ перед военной комиссией, признал себя виновным и был приговорен к 34 месяцам лишения свободы при условии продолжения его сотрудничества с правительством США или 14 годам — в случае отказа от такого сотрудничества.
Апелляционный суд военной комиссии в двух случаях постановил, что военным комиссиям подсудны дела, касающиеся террористических заговоров и материальной поддержки терроризма — преступлений, которые прежде никогда не рассматривались как военные преступления по международному праву. В апреле 2011 года генеральный прокурор Эрик Холдер заявил, что он изменил свое прежнее решение о судебном преследовании в федеральном суде пяти мужчин, обвиняемых в организации терактов 11 сентября 2001 года, и вместо этого они предстанут перед военной комиссией. Обвинения были официально выдвинуты против пяти мужчин. Также было выдвинуто обвинение в деле мужчины, обвиняемого в организации взрыва на эсминце ВМС США «Коул» в Йемене в октябре 2000 года. Ему было предъявлено обвинение военной комиссией в ноябре 2011 года.
Администрация президента Обамы в июле 2011 года объявила о том, что задержала подозреваемого в терроризме вблизи побережья Сомали, а позже содержала его под стражей почти два месяца — до того, как представители международного комитета Красного Креста смогли посетить его в заключении. Позднее подозреваемый был доставлен в Нью-Йорк, чтобы предстать перед федеральным судом.
В мае 2011 года группа спецназа ВМС США SEALS уничтожила лидера «Аль-Каиды» Усаму Бен Ладена в пакистанском городе Абботтабаде. В сентябре 2011 года Анвар аль-Авлаки, религиозный деятель с американским гражданством, которого Обама описал как «главу внешних операций» «Аль-Каиды на Аравийском полуострове» (АКАП), был убит в Йемене ударом ракеты, выпущенной беспилотным летальным аппаратом США. Другой гражданин США Самир Хан, который являлся главным редактором онлайн-журнала АКАП «Inspire» («Вдохновение»), был убит в результате такого же авиаудара. В октябре ракета из беспилотного самолета убила 16-летнего сына аль-Авлаки наряду с несколькими другими людьми. США заявили, что сын не являлся их целью. Несмотря на призывы к большей прозрачности, США все еще не могут ясно и четко объяснить юридические основания для этих убийств, а также то, кто может стать целью подобных операций, когда и при каких условиях.
В сентябре 2011 года Human Rights Watch обнаружила в Триполи секретные документы, в которых подробно описывается роль ЦРУ в доставке подозреваемых в терроризме в Ливию и проведении допросов. ЦРУ участвовало в этих операциях, несмотря на наличие серьезных доказательств того, что подозреваемые могли быть подвергнуты пыткам.