Александр Соловьев — о том, какие отрасли и предприятия приоритетны для экономики Воронежа
Что для города важнее: «Град» или авиазавод?
— Вопрос, какие отрасли приоритетны для Воронежа, можно оценивать с разных позиций. Что важно для власти? Власти нужны в первую очередь рабочие места и налоги. Но давайте порассуждаем, что важнее: «Град» или, например, ВАСО?..
С одной стороны, мы придем к мнению, что наше понимание градообразующих предприятий должно поменяться. Градообразующим предприятием становится «Град», потому что он не только создал рабочие места. Он привлекает в Воронеж капитал, работает на имидж города. И тем самым позволяет развивать бизнес многим другим предприятиям. Если у крупного бизнеса достаточно средств для продвижения своей продукции, то у малого и среднего такой возможности нет. Но как раз через подобные торгово-развлекательные центры, где максимальное скопление людей, можно это делать очень эффективно. Я думаю, что в ближайшей перспективе Евгений Хамин придет к тому, что начнет организовывать выставки. В Воронеже сегодня нет современной инфраструктуры, чтобы проводить мероприятия по мировым стандартам делового эвента: выставки федерального уровня, форумы и т. д. А «Град» может стать таким центром. И если там будет выставляться продукция наших, воронежских производств, то таким образом мы сможем продвигать наш город, помогать воронежскому бизнесу налаживать межрегиональные связи.
Но можно посмотреть на значимость предприятий и с другой стороны. Воронеж — это город вузов. Нужны ли Группе компаний Хамина высокообразованные люди? Нужны, но мало. Это команда управленцев и административный персонал. А для авиационного завода нужны тысячи людей, которые должны иметь высшее техническое образование: конструкторы, инженеры и так далее. С этой стороны авиационный завод, может быть, даже более важен для города, потому что дает возможность развивать ряд других отраслей: образования, науки, инноваций… И если сегодня в промышленности конструктор, технолог — это профессии почти забытые, то на высокотехнологичных производствах они будут возрождаться.
Каждое предприятие имеет свою специфику и, соответственно, свою значимость. Нельзя ориентироваться только на финансовую составляющую сегодняшней экономики. Нужно учитывать множество других факторов, в том числе и дальнейшие перспективы развития бизнес-среды. Поэтому нельзя однозначно ответить на вопрос, что для города важнее. Надо на одной линии расставить и ВАСО, и «Град», и «Галерею Чижова», и «Мебель Черноземья»…
Мы говорим о городе, но его невозможно сегодня рассматривать как обособленную территорию. Например, в агропромышленном комплексе нужны специалисты с высокой квалификацией, которых готовят в воронежских вузах. Даже современный комбайн или трактор — сложная техника: чтобы ее эффективно освоить, человека нужно учить не один месяц. Так что интеллектуальная составляющая в развитии нашего города немаловажная, а, может быть, и более важная для перспективы, чем сегодняшнее наполнение бюджета.
Есть такое высказывание: политик думает о сегодняшнем дне, а государственник — на много лет вперед. И когда к власти приходит государственник, он ориентируется не на сегодняшние оценки своей работы, а на перспективу. Серьезные инвестиционные проекты делаются годами. Вот, например, воронежский губернатор Алексей Гордеев работает на перспективу. Он уже сделал серьезный задел, но мы пока не видим эффекта от тех проектов, которые появятся через несколько лет. Не нужно совершать прорыв в один день, да это и не получится. Долгосрочные перспективы гораздо важнее. В современной экономике нам необходимы не просто предприятия, использующие энергосберегающие технологии и выпускающие более дешевую продукцию. Этого мало. Они должны успешно конкурировать с западными корпорациями, обеспечить импортозамещение.
«Сегодня Воронежу нужно дополнительное внимание банка»
— Созидательные процессы, которые начались в Воронежской области и Воронеже с приходом Алексея Гордеева, требуют постоянного внимания руководителей нашего банка. Сегодня в области уже реализуется несколько крупных инвестиционных проектов (и прорабатываются новые). Лично я с оптимизмом смотрю на перспективы развития нашего региона. Но при прежней структуре управления банком у высшего менеджмента, и в том числе у меня, не хватало времени для более глубокой работы в Воронежской области. Поэтому было принято решение о создании Воронежского отделения Сбербанка.
Руководство Воронежского отделения получило большие полномочия для принятия решений в части кредитования (лимит — до двух миллиардов рублей), развития филиальной сети, продвижения бизнеса. Я ожидаю, что за счет прямого управления и повышения ответственности за результат эффективность влияния Сбербанка на воронежскую экономику значительно повысится.
Будет ли кризис-2012?
— Вы спрашиваете, какие меры поддержки экономики нужно реализовать во время нового кризиса. А кто сказал, что он будет? Посмотрите, что получается: когда мы о кризисе не думаем, он приходит. Когда мы начинаем говорить о нем, это мобилизует людей — в бизнесе, в госуправлении, причем не только у нас в России, а везде — они начинают думать, как избежать кризиса. И правильно принятые решения могут привести к тому, что кризиса не будет. Вполне возможно, что возникнут какие-то локальные проблемы, произойдет снижение объемов производства, но не будет того катастрофического эффекта, который мы пережили в 98-м и который в значительной мере наблюдался в мировой экономике в 2008-м…
О роли банков в возникновении и предотвращении кризисов
— В основе нашего стремления развивать кредитование лежит желание быстрее вывести экономику России на более высокий уровень. Самая большая движущая сила — это спрос на продукцию. В экономике не может быть производства ради производства. Банки стимулируют потребление и тем самым помогают развиваться производству.
Приоритеты здесь очень простые. Первый приоритет: если мы производим продукцию в России — значит, мы инвестируем в свою экономику, а не в чужую. Но во многих отраслях мы настолько отстали, что развить наше российское производство проблематично в принципе. В этой ситуации мы должны развивать региональный продукт, который нужен людям. Прежде всего жилье, товары потребления. Строительство жилья требует серьезных затрат. Если ждать, пока человек накопит на квартиру (а тем временем инфляция будет съедать его деньги), то мы только ухудшим ситуацию. Ни строители, ни производители стройматериалов, которые работают на местном сырье, не будут востребованы. Целую отрасль оставим без возможности развития. Выдав потребителю кредит, банки, соответственно, дают производителю возможность реализовать свою продукцию. Поэтому кредитование населения — это не повышение риска нового кризиса, а, наоборот, достижение определенного порога стабильности в экономике, когда у людей появляется уверенность в завтрашнем дне, в том, что они будут работать и постепенно повышать свой уровень жизни.
Второй приоритет — очень важно кредитовать не все подряд, а те направления, которые существенно улучшают жизнь людей. Когда мы только начинали развивать кредитование населения, один из уважаемых руководителей мне сказал: «Вот вы балуете людей, а потом они не знают, как расплатиться». Конечно, если человек промотал кредитные деньги — это беда. Но если он пустил их в дело, на улучшение бытовых и жизненных условий — это шаг вперед. Человек, который взял кредит, допустим, на жилье или на автомобиль, уже не захочет жить, как раньше. У него появляется стимул больше и лучше работать, более разумно планировать свои расходы. Социальная составляющая кредитования здесь очевидна.
Поэтому нет ничего опасного в том, что население за счет кредитов потребляет больше, чем зарабатывает.
Кроме того, банк не заинтересован выдать ипотечный кредит, а потом отбирать у человека квартиру и продавать ее. Поэтому мы предъявляем к заемщикам ряд обязательных требований: человек уже должен иметь определенную сумму собственных, заработанных средств, и он по своей профессии и по способностям должен быть готов в любой ситуации обеспечить уровень доходов, достаточных для удовлетворения личных жизненных интересов и возврата кредита.
Мы видели на примере США, к чему привело легкомыслие в выдаче кредитов. Об этом регулярно говорят и в России: кредиты — это хорошо, но до определенного уровня. Потом чрезмерное кредитование может привести к серьезным проблемам в экономике и в итоге больно ударить по всем. Поэтому ситуация регулируется на уровне и банков, и структур, которые их контролируют.