29 декабря 2024, 15:09
Экономические деловые новости

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Маркер // Сотовая связь в России подешевела

16.03.2012 11:00
Сегодня отчетом сотового оператора «ВымпелКом» («Билайн») завершилась серия объявлений итогов «большой тройки»МТС, «Билайн», «МегаФон» за 2011 год. При анализе этих результатов выявляется тенденция снижения стоимости услуг сотовой связи для абонентов ― в среднем по трем крупнейшим российским операторам на 7% по сравнению с 2010 годом.

Сегодня отчетом сотового оператора «ВымпелКом» («Билайн») завершилась серия объявлений итогов «большой тройки»МТС, «Билайн», «МегаФон» за 2011 год. При анализе этих результатов выявляется тенденция снижения стоимости услуг сотовой связи для абонентов ― в среднем по трем крупнейшим российским операторам на 7% по сравнению с 2010 годом. Причем механизм снижения стоимости услуг одинаков у всех троих ― объем потребления в 2011 году рос быстрее размеров среднего месячного счета абонента. Одновременно стало очевидно, что эпоха высокой прибыльности сотового бизнеса в России прошла.

Как изменились затраты абонентов

Поскольку «большая тройка» обслуживает 83% сотовых абонентов в России, тенденция изменения стоимости ее услуг фактически отражают сегодняшнее состояние национального рынка сотовой связи.

Обобщенным показателем цен на услуги сотовой связи является средняя цена минуты услуг (APPM). У всех трех крупнейших операторов она в 2011 году снизилась по сравнению с предыдущим годом, у кого больше, у кого меньше. Лидером снижения средней цены минуты стал «Билайн» — этот показатель у компании изменился с 1,46 рубля в 2010 году до 1,26 рубля в 2011-м. Однако цены этого оператора по-прежнему остались самыми высокими в «большой тройке», а вот МТС в 2011 году стал самым дешевым для абонентов ― минута его услуг в среднем стоит 1,01 рубля. Цены «МегаФона» изменились крайне незначительно, всего на 1 копейку за минуту ― до 1,08 рубля.

Таким же образом распределились места в «большой тройке» по среднему доходу,ARPU полученному от одного абонента. Больше всех платит средний абонент «Билайну» — 327 рублей в месяц, за ним следует «МегаФон» — 311 рублей, и замыкает рейтинг МТС с 273 рублями на одного абонента в месяц. У всех этот показатель вырос по сравнению с 2010 годом, кроме «МегаФона», у которого он практически не изменился. Зато потребление услугсреднее число минут платного обслуживания на одного абонента в месяц в 2011 году у всех выросло: у МТС — на 15%, у «Билайна» — 14%, у «МегаФона» — на 1,4%. Обращает на себя внимание, что в этом случае, как и со средней ценой минуты, результат «МегаФона», в отличие от его конкурентов, изменился очень мало.

В итоге, усредненная цена минуты услуг для «большой тройки» в 2011 году составила 1,12 рубля против 1,21 рубля в 2010 году, снизившись за год на 7%.

Что происходит с прибылью

По итогам 2011 года укрепилась тенденция к снижению рентабельности сотового бизнеса в России. Еще 2–3 года назад российский сотовый рынок выделялся высокой прибыльностью ― рентабельность по показателю EBITDA/OIBDAприбыль до налогообложения, списания активов и амортизации крупнейших операторов находилась на уровне 50% выручки и выше. Теперь же рост выручки операторов отстает от роста их затрат, что отражается на рентабельности. Этот неудивительно: новых абонентов у операторов появляется все меньше, потому что абонентский потенциал рынка в России практически исчерпан. Но операторы в этих условиях не могут позволить себе снижать затраты, так как необходимо развивать новые услуги и новые технологи для удержания уже существующих абонентов. Все это и приводит с снижению рентабельности сотовой связи.

В этом смысле 2011 год ярко продемонстрировал укрепление такой тенденции: все показатели рентабельности упали у всех трех операторов. «МегаФон» показал снижениес 45,3 до 41,4% рентабельности по OIBDA на 3,9 процентного пункта, МТС снизилас 43,4 до 42,6% рентабельность на 0,8 процентного пункта, а «Билайн» — на целых 6,1 процентного пункта.с 46,2 до 40,1% Аналогично снизилась и рентабельность по чистой прибыли: у «МегаФона» — до 18,2%против 22,9% в 2010 году от выручки, у МТС ― до 13,2%,против 14% «Билайн» чистую прибыль по России не объявил. Учитывая предстоящие огромные расходы на конверсию радиочастот для сетей LTE ― около 20 млрд рублей на одного оператора ― и само строительство этих сетей, которое потребует не менее $3 млрд на каждого, российским сотовым компаниям и их акционерам, по-видимому, придется привыкать, что теперь отечественный сотовый бизнес уже никогда не будет приносить прибыль в размере половины выручки.

Игорь Агапов
Маркер, 16.032012, 14:08.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0