WorldClass

28 сентября 2024, 04:33
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

AbiregTV - Директор СРО НП «Воронежская Коммунальная Палата» Владислав Ландсберг: «Мы далеко не первые управляющие компании, которые вынуждены идти по этому пути»

23.03.2012 14:42
Автор:
Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) - Эксклюзив - Участники жилищно-коммунального комплекса России следят за событиями в Воронеже. Сразу 14 воронежских управляющих компаний объявили, что не намерены подвергать УК банкротству, а своих клиентов - необоснованным корректировкам только из-за несовершенства действующего законодательства.

Воронеж. 23.03.2012. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Эксклюзив – Участники жилищно-коммунального комплекса России следят за событиями в Воронеже. Сразу 14 воронежских управляющих компаний объявили, что не намерены подвергать УК банкротству, а своих клиентов – необоснованным корректировкам только из-за несовершенства действующего законодательства. Конечная цель акции – увести из-под удара средства потребителей, предназначенные для финансирования содержания и ремонта жилья, не допустив их изъятия по исполнительным листам поставщиков ресурсов. О «банкротстве поневоле», масштабах бедствия и путях неповторения ситуации - наш разговор с директором СРО НП «ВКП» Владиславом Ландсбергом.

- Владислав Сергеевич, сейчас достаточно активно и на федеральном, и на региональном уровнях обсуждается вопрос, связанный с ситуацией по растущей задолженности управляющих компаний перед поставщиками. Речь идет о том, что нестыковки законодательства привели к ситуации, когда поставщики ресурсов формируют задолженность УК именно потому, что имеют право потребовать с них денег больше, чем предъявлено к оплате населением. Так вот, если эта проблема с начала применения судебной практики существует уже три года, то почему кардинальные решения принимаются только сегодня?

- Вы сделали действительно правильный акцент на том, что проблеме уже три года, а возможно, и больше - с момента выхода Правил №37 предоставления коммунальных услуг. И поставщики ресурсов, учитывая эти правила и судебную практику, просят от УК средств в большем объеме, чем они в праве начислить потребителю по действующим Правилам предоставления коммунальных услуг. Мы далеко не первые управляющие компании, которые вынуждены идти по этому пути: только в городе на памяти около пяти таких, которые с 2009 года по настоящее время прошли процедуру перевыбора или смены формы управления. Причина на самом деле опять-таки одна-единственная: разногласия с поставщиком ресурсов по объему предъявления и начисления оплаты за коммунальные услуги. Это в основном касается начислений по горячей и холодной воде – в силу определенных особенностей нашего законодательства.

С1 июля этого года вводится такое понятие, как расщепление платежа, и управляющая организация остается практически с теми денежными средствами, которые непосредственно направлены на содержание жилого фонда. То есть если потенциальный поставщик, который хочет получить заведомо больше денег, чем заплатил потребитель, и предъявляет свои требования к управляющей организации, то страдает прежде всего содержание жилого фонда (текущие работы, которые производятся из месяца в месяц) и фактически страдает сам исполнитель этой услуги в виде неполучения заработной платы, начиная от дворников и заканчивая управленческим персоналом. То есть причина как бы вот такая составная.

Да, мы действительно до последнего момента надеялись, что на федеральном уровне будет принято какое-то решение, может быть, в виде субсидий этих расходов для управляющих организаций, но если с 1 июля будет введено в действие это расщепление платежей, - соответственно, УК не может себе позволить поставить под удар деньги, направленные на обслуживание жилого фонда и таким образом допустить нарушение прав собственников. А во-вторых, все-таки трудовые коллективы, которые заняты обслуживанием, тоже выполняют свою работу и должны своевременно получать заработную плату.

- Как бы получается, что корень проблем кроется в общедомовых приборах учета. Но почему тогда не начали в первую очередь решать именно эту проблему?

- Ну, здесь тоже не все так однозначно. Основные разногласия связаны с отсутствием общедомовых приборов учета в доме. Но эти приборы появились не везде и не сразу. Даже если дом находится в управлении от трех и более лет, то те долги, которые накопились в предыдущие периоды, их никто не отменял. А учитывая, что корректировки, которые проводились, носили единичный характер, - соответственно, все разногласия мы не смогли урегулировать.

И самое парадоксальное в этой ситуации то, что на самом деле по 261-му ФЗ установка прибора учета – это обязанность ресурсоснабжающей организации. В первую очередь ее, по инициативе собственников. Но поскольку собственники жилья у нас не всегда четко ориентируются в действующих законах, а поставщики ресурсов, понимая, что приборы учета – это какие-то не входящие в их планы инвестиции в жилой фонд, эту обязанность не выполняют. То есть, таким образом, мы находимся меж двух огней: у нас нет прибора учета, который должен быть установлен силами ресурсоснабжающей организации, а с другой стороны, есть разногласия, которые этой ресурсоснабжающей организацией спровоцированы. То есть фактически если эти приборы учета будут установлены, а этот процесс сейчас придется завершать силами управляющих организаций к тому же июню месяцу, чтобы эти разногласия не стали заново душить управляющие организации, то мы в этой ситуации сможем проблему решить и привлечением инвестиций, и попыткой общения с собственниками, что эти приборы поставили уже на всех домах.

- Вот, исходя из сегодняшней позиции Минрегиона, который ссылается на 124-е постановление, проблема разных систем начисления, которая привела к таким огромным задолженностям управляющих компаний по бумагам, должна как-то отпасть сама собой. Это действительно так?

- С выходом этого постановления можно сказать только большое спасибо Минрегиону: есть надежда, что поставлена точка в этой долгой борьбе управляющих организаций за интересы потребителя, даже не за себя, а за собственника, который потребляет услугу и платит по индивидуальному прибору учета за нее. 124-е постановление дает обязательные условия для заключения договора ресурсоснабжения, в одном из которых указана формула, по которой проводятся расчеты с домами, где не установлен общедомовой прибор учета. Вот в этой формуле прямо указано, что потребитель-собственник, исчисляющий свои объемы из индивидуальных приборов учета, именно так их и оплачивает. На наш взгляд, это как бы лишнее подтверждение правоты управляющих компаний, которой они добивались на протяжении трех лет и в суде, и на уровне исполнительной власти… И даже на уровне Федерации пытались доказать, что потребитель, заплативший по индивидуальному прибору учета, - не мошенник, а действительно столько ресурса и потребил. А ресурсники настаивали на том, что у них есть норматив и пусть все платят по нормативу, потому что общедомовое потребление посчитать невозможно.

И вот в этом споре наконец поставлена точка. У меня есть такая, внутренняя, наверное, удовлетворенность. Но очень жалко, что все прошедшее время страдали потребители. Вот, если мы возьмем в качестве примера 2010 год, то произошел резкий скачок расчетного потребления ресурса, почему-то жители по нормативу вдруг стали потреблять больше. Ну и судебная практика помогала в этом ресурсникам. Сейчас, в 2012 году, если поставщики наконец внимут этим правилам и согласятся их исполнять, не дожидаясь судебной практики не в их пользу, – у них вот этот объем поставок резко снизится. Что, на мой взгляд, лишний раз подтвердит уверенность, что на самом деле все-таки тот объем ресурса, который требовался с управляющей организации, по факту поставлен не был. И Минрегион наконец-то все-таки услышал эту проблему, которая была в каждом регионе, и смог систематизировать информацию и принять решение, направленное на ликвидацию этих разногласий.

Мы надеемся, что поставщики ресурсов все-таки будут исполнять эти правила.

- Наконец-таки и потребитель выиграет хоть что-то?

- Потребитель наконец-то заплатит за то, что потребил по факту. То есть если мы, управляющая организация, обеспечим надлежащее содержание сетей, когда не будет воровства и утечек, то потребитель заплатит по факту реального использования им ресурса.

- Ну вот, допустим, собственники приняли решение и вам удалось начать работу с новыми компаниями, лишенными искусственной задолженности - я говорю о компаниях-клонах, которые вы предлагаете, – где гарантия, что ситуация снова не повторится?

- Гарантия, наверное, состоит из трех частей. Во-первых, мы планируем все-таки привлечь инвестиции. Несмотря на то что 124-е постановление вышло, мы еще не уверены в поведении поставщиков, возможно, нам придется в судебном порядке заставлять их исполнять действующее постановление. До тех пор пока эта практика не сформировалась, мы готовы сейчас привлечь инвестиции и все-таки к моменту решения собственников о смене управляющей организации установить им приборы учета холодной и горячей воды, чтобы разногласия раз и навсегда были сняты. Есть категория домов, которые в силу давности постройки не имеют технической возможности для оборудования их приборами учета, в этом случае мы приняли уже решение и готовим сейчас соответствующие документы для обращения к ресурсоснабжающей организации – мы готовы в судебном порядке защищать собственника. Поскольку перепроектировать все это достаточно дорого для собственника и нерентабельно с точки зрения управления.

По Воронежу это примерно около 50% жилого фонда, который имеет степень износа свыше 60%. Эта тенденция, на наш взгляд, более опасна. Даже те программы, которые существуют на региональном и федеральном уровнях, не позволяют полностью эту проблему решить. И если все-таки собственник не готов оплачивать услуги по экономически обоснованному прейскуранту управляющей организации, то такая тенденция может сохраниться и управляющая организация в принципе, не имея возможности правильно содержать дом, вынуждена будет отказываться от его содержания. И здесь на уровне Федерации необходима какая-то инициатива: хотя бы описать минимально тот перечень работ по безопасности, который позволит: а) знать, что УК должна выполнить, и б) собственник будет понимать, сколько же все-таки эти услуги на рынке стоят, потому что если и есть ФЗ «О безопасности эксплуатации зданий и сооружений», то он относится только к вновь возводимым объектам. А по отношению к фонду возрастом 40-50 лет таких правил пока нет. Их необходимость давно назрела.

И мы все-таки надеемся, что та система расщепления платежей, о которой мы уже говорили, вводимая в этом году, будет носить репутационный характер, когда УК будет говорить: уважаемые поставщики и контролирующие инстанции, все денежные средства, которые поступают от жителей в оплату за коммунальные ресурсы, напрямую получает ресурсник. То есть путем расщепления платежа на уровне банка или Почты России управляющая компания практически, что уже подтверждалось до этого, к деньгам не имеет никакого отношения и любые претензии по оплате будут сняты.

Так что вот три части: установка приборов учета, защита прав собственников там, где нет возможности технической установить приборы учета, и введение расщепления платежей, я надеюсь, позволят в 2012 году поставить работу УК на новый качественный уровень. А во-вторых, это позволит избежать подобных разногласий в будущем.

Выход 124-го постановления – это «венец» работы управляющих организаций, потому что мы еще в 2010 году предлагали всем поставщикам ресурса принять индивидуальный учет к себе, то есть считать по факту, и вести такие расчеты напрямую. К сожалению, тогда наше предложение услышала только одна компания – это ТГК, на сегодня «Квадра». Они уже на протяжении двух лет делают то, что сейчас предписывает 124-е постановление правительства. И разногласий с УК у «Квадры» нет. Значит, мы были на правильном пути.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0