WorldClass

05 октября 2024, 14:19
Экономические деловые новости регионов Черноземья

BMW 5

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Воронеж. Видео-книга Памяти. Знаменитые земляки

15.01.2012 18:35
В рамках проекта, включающего в себя цикл видео-фильмов «Утраченные миры» и инициированного МУП «Комбинат специализированного обслуживания», ABIREG.TV представляет совместный проект МУП «КСО», студии Александра Никонова и ABIREG.RU «Видео-книга Памяти. Знаменитые земляки», являющий собой уникальную историческую ценность. Это цикл фильмов о талантливых и часто всемирно-известных людях, которые ушли из жизни, но не должны уйти из памяти прежде всего земляков-воронежцев.

В рамках проекта, включающего в себя цикл видео-фильмов «Утраченные миры» и инициированного МУП «Комбинат специализированного обслуживания», ABIREG.TV представляет совместный проект МУП «КСО», студии Александра Никонова и ABIREG.RU «Видео-книга Памяти. Знаменитые земляки», являющий собой уникальную историческую ценность. Это цикл фильмов о талантливых и часто всемирно-известных людях, которые ушли из жизни, но не должны уйти из памяти прежде всего земляков-воронежцев. «Каждый человек – это мир, который с ним рождается и с ним умирает; под всякой могильной плитой лежит всемирная история» - эти слова Генриха Гейне являются эпиграфом к каждому фильму цикла. В этой связи мы позволили себе отойти от бизнес-тематики, поскольку вечное не имеет темы, а без прошлого нет ни настоящего, ни будущего – ни бизнеса, ни политики…

Мария Мордасова, всемирно известная исполнительница русских песен (1915—1997)

В фильме использованы кадры документальной хроники.
27 сентября 1997 года на Коминтерновском кладбище в пределах почетного Восьмого квартала - в самом начале, так называемой, Аллеи Славы – была погребена Народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, Почётный гражданин Воронежа, всемирно известная исполнительница русских песен и частушек Мария Николаевна Мордасова, скончавшаяся на 82-ом году своей жизни. «Великой русской певице от Людмилы Зыкиной» - было написано на одном из многочисленных венков, цветастым холмом покрывших свежую могилу.
Маруся Мордасова, как называла она себя при жизни, родилась 14 февраля 1915 года в деревне Нижняя Мазовка (ныне в Лысогорском районе Тамбовской области) в многодетной крестьянской семье.
Мать ее, Прасковья Прокофьевна, была лучшая в округе песенница. Во многом именно влиянием матери объясняется раннее увлечение будущей великой певице музыкой – вначале она просто ей подражала. Учась в школе, Маруся Мордасова развивала свой песенный талант в хоре, а через некоторое время стала выступать на сцене сельского клуба.
Впрочем, о «профессиональной» музыкальной карьере на тот момент у девушки вряд ли была и мысль – родившись в многодетной семье, она должна была помогать ее обеспечивать. Трудовая биография будущей Народной артистки СССР Марии Мордасовой началась с работы дояркой.
В 1938 году к певице-любительнице пришел первый успех. Она приняла участие в смотре артистов самодеятельности в областном центре – Тамбове. И там ее талант был высоко оценен жюри. Впрочем, это не повлекло за собой никаких последствий – артистка самодеятельности вынуждена была вернуться к работе доярки.
В конце 30-х годов Маруся Мордасова переехала в Воронеж, где устроилась работать на швейную фабрику. Ее увлечение было с ней и на новом месте, и новоиспеченная швея не переставала петь в свободное от работы время.
Начало профессиональной карьеры и первый артистический успех Марии Мордасовой связаны с Великой Отечественной войной. Именно в военный 1942-й в Воронежской области, в селе Анна был создан народный хор, в составе которого волей случая и оказалась будущая великая певица.
Как известно, первый концерт нового ансамбля состоялся в Воронеже, в 1943 году - после окончательного освобождения города от немецких войск. На том концерте и взошла звезда Марии Мордасовой. Радио волны разнесли по всей стране искрометные частушки в исполнении молодой солистки Воронежского народного хора.
В 1945 году Мария Николаевна вышла замуж за баяниста Воронежского хора Ивана Руденко, создав не только крепкий семейный, но и успешный творческий союз.
В те самые годы Воронежский народный хор отправился на гастроли по всему СССР. За время своей работы в этом коллективе, Мария Николаевна вместе с мужем дали несколько тысяч концертов, песней прославив Воронеж едва ли не в каждом населенном пункте громадной страны.
Тогда же и начал складываться образ Королевы частушек - неутомимой собирательницы народных песен, автора более трехсот частушек и припевок, включая знаменитые "Топится, топится в огороде баня" и "Всю неделю с милым врозь, в воскресенье вместе" – классические мордасовские частушки, которым подпевала вся страна.
В Воронежском народном хоре Мария Николаевна прослужила 30 лет, вплоть до 1971 года, когда она вместе со своим мужем Иваном Руденко перешла на работу в Воронежскую филармонию, занявшись концертной деятельностью в составе ансамбля «Мы из Воронежа».
Следующие десять лет той гастрольной деятельности по России, а также за рубежом укрепили за Мордасовой звание Королевы частушек. И 27 августа 1981 года Марии Николаевне Мордасовой было присвоено звание «Народный артист СССР».
А еще шесть лет спустя Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 сентября 1987 года за большие заслуги в развитии советского музыкального искусства народной артистке СССР Мордасовой Марии Николаевне было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
К тому времени Мария Николаевна уже покинула сцену, на старости лет занявшись написанием мемуаров.
В доме номер 9 на площади имени Ленина, где ныне установлена мемориальная доска, в стенах этой скромной двухкомнатной квартиры, в 2005-ом году преобразованной в дом-музей Марии Мордасовой, заканчивалась жизнь стареющей, а потому постепенно теряющей к себе интерес со стороны былых поклонников, Великой певицы.
Уход со сцены серьёзно подорвал душевное здоровье Марии Николаевны. У нее начались приступы депрессии. А после того как тяжело заболел и впал в кому любимый муж и соратник Иван Руденко, у бывшей Королевы частушек произошёл нервный срыв.
В итоге Марию Мордасову отправили в психиатрическую больницу в поселке Тенистый. Позже её перевели в городскую больницу скорой медицинской помощи, где 25 сентября 1997 года великая певица и умерла от кровоизлияния в мозг.
А спустя четыре месяца рядом с могилой Народной артистки СССР, Героя Социалистического Труда, Почётного гражданина Воронежа Марии Николаевна Мордасовой погребли ее мужа и бессменного аккомпаниатора Заслуженного артиста РСФСР Ивана Михайловича Руденко, который все эти четыре месяца пролежал в коме и скончался, не приходя в сознание, так и не узнав, что его Маруся первой ушла из жизни.
Кинорежиссёр Александр Гришин, известный по фильму «Поезд вне расписания»

21 января 1989 года при стечении большого количества воронежцев и иногородних граждан, съехавшихся в Воронеж со всех концов тогдашнего СССР, на Юго-западном кладбище хоронили новопреставленного уроженца Воронежа Александра Васильевича Гришина – умершего в возрасте 38-ми лет после второй операции на сердце, кинорежиссера, имя которого, в основном, известно россиянам по советскому фильму-катастрофе «Поезд вне расписания», снятого им на Одесской киностудии в 1985 году и с той поры не сходящего с экранов российских телеканалов.Необычайно талантливый и обаятельный человек, сочинявший песни, стихи и прозу, за яркую внешность и внутреннее сходство с поэтом получивший прозвище Пушкин, в конце 60-х годов XX века Саша Гришин был известен в Воронеже, как вокалист и бас-гитарист одной из первых воронежских рок-групп «Скифы».В 1974 году окончив испанское отделение факультета романо-германской филологии Воронежского университета, и одновременно пройдя большую школу университетской художественной самодеятельности, он несколько лет проработал в Воронеже, а затем, попытав счастья в Москве, с неожиданной легкостью поступил во ВГИК – на факультет кинорежиссуры - в мастерскую живого классика советского кино Марлена Хуциева…В своей курсовой работе – короткометражной ленте, снятой по рассказу Платонова «Третий сын» – Пушкин, как продолжали звать Сашу Гришина и во ВГИКе, финальной сценой похорон, где снялись его друзья-однокурсники, словно бы обозначил свой путь. К тому времени он благополучно перенес первую операцию и жил со вставным клапаном в сердце…Как и всем остальным, Саше Гришину было ясно, что профессия кинорежиссера, предполагающая крайне напряженный ритм жизни, это не для него - рожденного с пороком сердца и с раннего детства привыкшего к периодической боли в груди и таблеткам валидола под языком. Но он не был бы Пушкиным, отказавшись от возможности прожить ту жизнь – пусть коротко, но ярко, к чему стремится любая одаренная личность.На десятилетия пережившая автора и ставшая классикой советского кино, картина «Поезд вне расписания» начиналась с оплаченного, но невостребованного сценария, который многие годы безнадежно пылился на полках Одесской киностудией и освоить который обязали выпускника ВГИКа Александра Гришина.Романтик по духу и по жизни, он страницу за страницей переписал сценарий, превратив заурядную производственную драму в фильм-притчу.Притчевый характер картине придали и две главные песни «Вдвоем» и «Белый конь», написанные композитором Григорием Гладковым на тексты Саши Гришина и пропетые в фильме покойным Павлом Смеяном и его тогдашней женой Натальей Ветлицкой.Стоит, наверное, вспомнить, что фильм «Поезд вне расписания» Александра Гришина вышел в прокат в один год с гораздо более известным «Поездом-беглецом» Андрея Кончаловского. Обе картины — примерно на одну тему, о потерявшем управление поезде и людях, находящихся в нем. Бюджеты только у них несоразмерно разные. И тем более удивительно, что скромное кино производства Одесской киностудии не уступило, а в рейтингах российских телеповторов даже опередило Голливуд.Зная, что ему отмерена крайне короткая жизнь, он спешил жить, а потому брался за любую предложенную работу… В 1986 году следом за своей первой более-менее успешной полнометражной картиной на той же Одесской киностудии и опять же по безнадежно пыльному сценарию Александром Гришиным была снята мелодрама «Всего один поворот». А еще через год – в 1988-ом – он приступил к работе над социальной драмой – фильму по сценарию известнейшего тогда, ныне покойного журналиста Юрия Щекочихина.По сюжету фильма десятиклассник из провинциального городка написал письмо в газету, в котором обвинил «отцов города» в неправедных действиях. Так он стал в городке изгоем. И, в конце концов, был убит во время драки с разгулявшимися парнями, решившими проучить юного правдоискателя.Воронежцам фильм интересен хотя бы тем, что все натурные съемки велись в Воронеже и в Рамони, а в эпизодических ролях снимались актеры воронежских театров.Саша Гришин любил свой город. Снимая эпизоды фильма на улице Освобождение труда и соседних маленьких улочках, он будто возвращался в свое детство – на прибрежные кручи Гусиновки и Чижовки, где родился и жил…Это его родная 27-ая школа, где Пушкин проучился с первого по десятый класс - ровно четверть своей короткой жизни…А вот он и сам… Человек в тулупе – это режиссер-постановщик фильма Александр Гришин…И снова он – теперь под маской… В советском кинематографе не принято было кинорежиссеру входить в кадр. И тем ценнее сейчас это изображение – живая материализация бессмертной субстанции духа…Он с детства приучил себя к мысли, что обречен на раннюю смерть, но тем не менее не щадил свое больное сердце – жил и работал на износ.Известный в кругу друзей как Пушкин, Саша Гришин умер 19 января 1989 года, не дожив до премьеры своего последнего фильма, который был впервые показан на большом экране сорок дней спустя после его смерти - в рамках кинофестиваля игрового кино, устроенного в Воронежа сокурсниками и друзьями Пушкина и посвященного его памяти.Ничего подобного в нашем городе не происходило ни до, ни после того кинофестиваля: представленные их создателями – кинорежиссерами и актерами, десять новых полнометражных игровых фильмов и двадцать пять короткометражек в течение двух дней 25 и 26 февраля 1989 года одновременно демонстрировались в шести самых крупных кинотеатрах Воронежа. В числе тех фильмов была представлена и курсовая работа Александра Гришина «Ночь» - маленький шедевр несостоявшегося большого мастера.
Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0