Воронеж. 29.03.2012. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Светская хроника – Воскресить конец ХХ века через призму своих творческих исканий решили художники Липецка, Воронежа и Тамбова, организовавшие в художественной галереи «Нефта» тематическую экспозицию «Искусство 1990-х годов».
Саму «Нефту» превратили в вагон-аттракцион - кожаные кресла и журнальные столики «одели» в серо-бежевую оберточную бумагу, как будто из того времени, стыки склеили скотчем. Так модный выставочный зал стал похож на плацкартный вагон, что тоже символично, потому что выставка передвижная и после 16 апреля 2012 работы 30 авторов отправятся в Липецк (Музей декоративно-прикладного искусства) и Тамбов («Новая галерея»).
А пока искусство 1990-х, когда страна переходила от социализма к капитализму, может созерцать воронежский зритель. В экспозиции – гравюры, живопись, графика, скульптура, выполненные в разных стилях.
- У нас была идея собрать соседей (между нашими городами по два часа езды), друзей и идеологических противников, - рассказал «Абирегу» художник Сергей Горшков, куратор проекта. – Совместная работа облагораживает и сближает. В 1990-е годы все представленное на вставки считалось спорным искусством, а теперь оно стало ценно, авторы этих работ получили свои звания и регалии. Именно в то время провинция сдвинулась с места. Было непросто, но мы творили, когда в кармане было два с половиной рубля.
Ирина Бирюкова, художница из Тамбова, добавила:
- Сегодня сбылась наша с Сережей мечта. Я рада, что соседи по Черноземью выставились в одном зале.
Коллекционер Николай Корзон вспомнил 1990-е так:
- Я воскресил в памяти время, когда мы осмелились выставить эти работы в Доме архитектора. Это было смело. И этой выставкой Сергей Горшков вернул нас 20 лет назад.
- Во время экспериментов, открытий, иллюзий и подвигов во славу искусства, - добавила Надежда Шкурихина из галереи «Нефта».
Молодые художники Тамбова в те годы добились своих мастерских в технических помещениях, экспериментаторы из Липецка для выставок начали использовать подвалы, Дом пионеров, актовый зал Областного центра по борьбе и профилактике СПИД, воронежцы несли искусство в массы в зимнем саду Театре юного зрителя, в кинотеатрах «Юность» и «Луч».
- Благодаря всей этой активности (выставки в России и за рубежом, перформансы, ярмарки) изоляция художника в современном мире может быть только добровольной, - резюмирует искусствовед Елена Ермакова.
Выставка не состоялась бы без помощи коллекционеров (Чередниченко, Козлов, Митин, Попов, Киланянц, Мельникова, Горбунов). Они одолжили свою собственность, чтобы вместе как на машине времени отправиться в то время, когда зарождались смелые идеи, стиралась «грань между элитарным и массовым в контексте постмодернистской культуры».