Воронеж. 05.05.2012. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика - ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» (НИИАТ, Москва) предложил воронежской мэрии три варианта комплексной схемы организации дорожного движения в городе на период до 2017 года, на реализацию которых может уйти от 140 млн до 35-40 млрд рублей.
На заседании рабочей группы по этому вопросу, состоявшемся 4 мая, речь шла в основном о регулировании транспортных потоков на самых проблемных участках дорожной сети Воронежа - в районе Московского проспекта и улицы Хользунова, улиц Волгоградской и Димитрова, на пересечении улиц 9 Января и Антонова-Овсеенко. Сергей Колиух отметил, что город в последние годы стал уделять внимание развитию улично-дорожной сети: построена набережная Массалитинова, частично разгрузившая центральные магистрали, за счет демонтажа трамвайных путей расширены проезжие части целого ряда улиц, что увеличило их пропускную способность. Кроме того, ведется реконструкция улицы Антонова-Овсеенко, в результате которой дорога превратится из двух- в шестиполосную.
Сразу отметим, что предложенные варианты рассматривались, с одной стороны, как самостоятельные схемы движения, с другой - как этапы комплексного проекта. Они дифференцировались по времени реализации и финансовым затратам.
Итак, первый вариант – бюджетный, не подразумевает значительных денежных вложений (80-140 млн рублей) и рассчитан на 2012-2013 годы. Второй – потребует от 2,7 до 4,5 млрд рублей и может реализоваться в течение 2014-2015 годов. И, наконец, на внедрение третьего этапа отводятся 2016-2017 годы, и он будет стоить городу около 35 млрд рублей. Таким образом, при реализации всех этих вариантов в комплексе общегородские растраты составят порядка 40 млрд рублей.
Первый вариант НИИАТ рассматривался на примере «мертвой зоны» Воронежа - пересечения Московского проспекта с улицей Хользунова. Он включает локальные мероприятия – нанесение разметки и организацию светофорного регулирования в более долгом временном интервале. В частности, при сохранении прежней полосности движения транспорта этот вариант предполагает обустройство разделительного газона для двухэтапного перехода пешеходов через Московский проспект. По мнению московских экспертов, это улучшит транспортную проходимость в проблемном месте на 15-17%. Правда, общий сетевой эффект окажется не выше 7%, ведь далее «транспортный поток упрется в улицу Беговую», то есть на общую картину движения в городе это слабо повлияет.
Второй вариант улучшения пропускной способности города не противоречит первому. Более того, предлагается реализовать их в связке: провести сетевые мероприятия по усовершенствованию условия движения пассажирского и личного транспорта, а также пешеходных потоков с использованием капитальных финансовых вложений. Суть этих мероприятий презентована на примере пересечения улиц 9 Января и Антонова-Овсеенко. Так, чтобы создать альтернативное движение, минуя центр города, предлагаемая схема включает строительство двухуровневой эстакады в направлении движения с юга на север по улице Антонова-Овсеенко, за счет чего появляется возможность использования круга для левого поворота на улицу 9 Января и для съезда с улицы Антонова-Овсеенко на круг. Таким образом, полагают разработчики дорожной схемы, появится возможность разгрузки кругового движения по улице Антонова-Овсеенко. Эффект разгрузки транспортного узла в НИИАТ оценивают в среднем на 15%, то есть полностью ликвидировать таким способом пробки тоже не удастся.
Третий вариант по нормализации пропускной способности Воронежа предусматривает комплекс мер. В частности, продление объездной дороги с западной стороны (от Московского проспекта) в восточном направлении – до моста, в обход улицы Ломоносова. В идеале, полагают проектировщики, необходимо строительство моста на этом участке, на что потребуется от трех до пяти лет и значительные материальные расходы, поэтому этот вариант изначально не рассматривался.
В рамках третьего варианта поступило предложение ввести одностороннее движение по улице Урицкого и проспекту Труда по направлению к Московскому проспекту. Также на этом участке создать дополнительную проезжую часть для совершения левого поворота на улице Урицкого. От улицы 9 Января по направлению к улице Ворошилова обустроить дополнительную проезжую часть для разгрузки транспорта, движущегося в центр города. Плюс ко всему провести реконструкцию дороги на улице Матросова, создав четыре полосы движения.
В качестве обязательного мероприятия рекомендуется соединить дорогой улицы Волгоградскую и Героев Стратосферы по направлению к Ленинскому проспекту для того, чтобы разгрузить пересечение Волгоградская - Димитрова.
Согласно результатам исследований, внедрение третьего варианта схемы позволит автомобилистам передвигаться по Воронежу с комфортной скоростью – в зависимости от длины маршрута, полагают москвичи. Эффективность таких мер оценивается в среднем в 30%. При этом она значительно повысится, по мнению сотрудников НИИАТ, при комплексном внедрении трех предложенных вариантов.
Примечательно, что первые два варианта воронежские эксперты встретили с резкой критикой из-за их прогнозируемой малоэффективности и неучтенности местных особенностей, например, интересов промышленных предприятий вблизи транспортных узлов или проходимости троллейбусов. Однако, как выяснилось, время позволяет скорректировать проект, принимая во внимание мнения региональных экспертов и общественности.
Сергей Колиух подчеркнул, что все решения должны быть предложены воронежцам для обсуждения. Идеи горожан по улучшению организации движения будут тщательно изучены и внесены в итоговый вариант комплексной схемы. «Многие автомобилисты, ежедневно передвигающиеся по городу, порой не хуже специалистов знают, что необходимо улучшить для снижения плотности транспортного потока», – подчеркнул глава Воронежа.
«К 1 июля 2012 года институт должен представить окончательную схему разработки. При этом, если проект будет реализован городом с учетом всех наших рекомендаций, мы даем трехлетнюю гарантию на результат» - доложил заведующий научно-исследовательским отделом «Организация перевозок пассажиров и развитие транспортной инфраструктуры» НИИАТ, кандидат технических наук Дмитрий Енин.
Отметим, что разработчики проекта возьмут за свою работу по официальному контракту 29,5 млн рублей. Основой для разработки послужил генеральный план города.
Напомним, что речь шла о выполнении третьего этапа научно-исследовательских работ, который касается предложений осуществления локальных мероприятий по организации движения автотранспорта в Воронеже. В рамках первых двух этапов научно-исследовательских работ в электронном виде разработаны схемы городского движения транспорта, очагов аварийности, техпаспорт улично-дорожной сети, расположения дорожных знаков, светофоров, остановок и т.д.
Рекомендуемые зоны размещения внеуличных стоянок легковых автомобилей (транспортно-пешеходная доступность) в центральной части Воронежа