В пятый раз отметят свой профессиональный праздник представители бизнеса. Для России, где ещё сравнительно недавно частная инициатива была деянием уголовно наказуемым, это событие – знаковое.
Предпринимательство, рыночная экономика, десятки и сотни лет назад ставшие основой экономического развития ведущих стран мира, после длительного перерыва получили право на существование и у нас. Случилось это ровно 25 лет назад, 26 мая 1987 года, когда первым – и последним – Президентом СССР был подписан Закон «О кооперативах», разрешающий предпринимательскую деятельность. Так что не случайно именно эта майская дата стала официальным Днём российского предпринимателя и… поводом для встречи корреспондента журнала «Итоги недели» и президента Липецкой торгово-промышленной палаты Анатолия ГОЛЬЦОВА.
– Анатолий Васильевич, не секрет, что четверть вековой давности указ президента дал прежде всего импульс развитию малого бизнеса. Может быть, подведём очередные итоги?
– Малый бизнес региона – это более 11,8 тысячи мини- и 136 средних предприятий, свыше 33,4 тысячи индивидуальных предпринимателей и около 170 тысяч занятых. Возможно, кто-то увидит здесь лишь голые цифры. Но за ними – решение сложнейшей проблемы, до предела обострившейся в кризисные и последующие годы. Именно этот сектор экономики объективно гасит социальную напряжённость в обществе, создаёт дополнительные рабочие места, более эффективно использует творческие способности людей. Благодаря малому бизнесу у нас в области едва ли не самая низкая в стране зарегистрированная безработица. Более того, мини- и микропредприятия и сегодня предлагают достаточно широкий спектр вакансий. В результате ситуация на рынке труда достаточно спокойная.
– Однако специалисты говорят, что востребованы в основном продавцы, то есть малый и средний бизнес продолжает отдавать предпочтение непроизводственным видам деятельности. Это так?
– Безусловно. И это общемировая тенденция. Малый бизнес ориентирован в первую очередь на потребительский рынок, и наш – не исключение. В сфере бытовых услуг его доля составляет почти 90 процентов. Общественное питание: на 80 процентов – это малые предприятия. Доля мини-бизнеса в оптовой и розничной торговле – соответственно 48 и 59 процентов. Тем не менее в 2011 году отмечен рост удельного веса малого предпринимательства и в реальном секторе экономики. Почему он всё-таки менее популярен, чем другие отрасли? Да всё просто. Бизнес идёт туда, где не требуется огромных стартовых затрат, где заработать легче, где проще получить какую-то финансовую поддержку. Не будем сбрасывать со счетов и традиции. Своеобразной визитной карточкой советской экономики стали предприятия-гиганты: Магнитка, ГАЗ, Уралмаш. Да, в Италии тоже есть ФИАТ, но промышленную погоду там, в любом случае, делают и тысячи малых компаний. И это общеевропейская практика. Липецкие бизнесмены и управленцы, бывавшие в итальянской области Марке, с которой особенно тесно сотрудничает наш регион, могли убедиться в этом: никаких гигантов. Десятки и сотни небольших фирм, поставляющих все необходимые компоненты на сборочные заводы, выпускающие холодильники да и любую другую продукцию.
– Доля малого и среднего бизнеса в валовом внутреннем продукте стран Европы составляет от 50 до 70 процентов, в нашем же регионе при огромном количестве занятых доля мини-компаний в ВРП достигла в прошлом году лишь 8,4 процента.
– Россия пока действительно отстаёт от развитых стран Европы, США и Японии по большинству параметров развития малого предпринимательства. И весьма значительно. Но за рубежом состоянию малого предпринимательства первостепенное внимание на государственном уровне уделяется уже много лет. Там привыкли, что этот сектор создаёт значительную часть национального продукта, что он был и остаётся крупным нанимателем рабочей силы. Но и там доля малых предприятий в ВВП, как правило, всё же меньше, чем их вклад в занятость. То есть производительность труда в малом бизнесе ниже, чем на крупных предприятиях. И наиболее характерный пример – Япония, где количество занятых в малом бизнесе достигает почти 80 процентов, а его вклад в ВВП лишь немного превышает 50 процентов. Мы же пока не изжили всех болезней роста. Но, несмотря ни на что, «малая экономика» продолжает развиваться, становясь всё более серьёзным игроком и на рынке труда, и на рынке наукоёмкой продукции.
– В таком случае, как вы прокомментируете тот факт, что в прошлом году в регионе почти на 6 процентов упало производство инновационной продукции?
– Рыночная конъюнктура изменчива. И особенно неустойчива она в посткризисные времена. Но и в этих условиях многое делалось и делается, чтобы поддержать новые проекты, в том числе и инновационные. Их немало. Компания «ЭкоПромСервис» намерена начать производство экономичных, практически «вечных» и экологически чистых ламп на основе светодиодов, «Живая вода» внедряет инновационные технологии в лабораторных исследованиях окружающей среды, «Промышленные железные дороги» предлагают рельсосварочные комплексы для ремонта и восстановления рельсов и стрелочных переводов. И всё это, заметьте, у нас делается на фоне обостряющегося кризиса в Европе. Более того, в этих условиях и ТПП, и регион продолжают поддерживать предприятия, осваивающие новые технологии и новые виды продукции.
– Например…
– Компания «Армастек» создаёт в Липецком районе производство композитной арматуры на основе стекловолокна, липецкое научно-производственное предприятие «Валок-Чугун» разрабатывает технологии производства сварных фасонных частей из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом для труб большого диаметра. Пытаются стать более конкурентоспособными и другие компании. Добров¬ские «Добрые воды» приобретают технологическое оборудование для производства инновационной продукции, Становлянский маслодельный завод рассчитывает заняться производством молочной продукции с применением, опять же, инновационных технологий. Кроме того, в регионе разрабатывается система автоматизированного проектирования технологий для предприятий, занимающихся монтажом технических устройств на опасных объектах.
– То есть многие компании пока ведут поиск своих конкурентных преимуществ, пытаются определить перспективные ниши на рынке. И в это самое время Россия вступает во Всемирную торговую организацию. Неудивительно, что шаг вызвал, мягко говоря, неоднозначную реакцию в рядах российских бизнесменов. А что думаете по этому поводу вы?
– Думаю, что пока никто ничего конкретно не знает и не понимает. Надо лет пять поработать, посмотреть. Наша же задача, как можно лучше подготовиться и подготовить бизнесменов региона к деятельности в новых условиях. Вот почему недавно мы провели большой семинар с участием специалистов Санкт-Петербургского госуниверситета, мало того, заключили договор на обучение и консультирование наших предпринимателей. В Торгово-промышленной палате обсуждали свои проблемы липецкие рестораторы и отельеры, заседали члены Клуба экспортёров Липецкой области. В ближайших планах на начало июня – ещё один семинар, на котором специалисты Российской академии наук познакомят бизнесменов с особенностями инвестиционного процесса в условиях присоединения к ВТО.
– Внешнеэкономическая деятельность предприятий региона, как правило, остаёт¬ся вне поля зрения большинства липчан. Насколько она активна?
– Внешнеторговый оборот региона в первом квартале составил полтора миллиарда долларов, на четыре процента превысив прошлогодние показатели. И он сохраняет тенденцию роста. Надо сказать, что немало делает для расширения торгово-экономических связей регионального бизнеса с зарубежными партнёрами и ТПП. На нашей площадке прошли встречи бизнесменов с представителем Казахстана, послом Молдавии в России. Адреса очередных деловых визитов – Украина и Иран.
– Деятельность ТПП обещает стать ещё более напряжённой?
– Разумеется. Вот почему, помимо Ассоциации менеджеров качества и Клуба экспортёров Липецкой области, при палате были созданы ещё пять профильных комитетов, целью которых станет оперативная ликвидация тромбов в торговой деятельности, и особенно во внешнеторговой. Такие объединения потребуются в условиях присоединения к ВТО, так как только они, а не разрозненные предприниматели, смогут выработать общую консолидированную позицию бизнеса и отстаивать её на любых уровнях.
– ТПП, очевидно, – не единственная организация, которая будет отстаивать интересы российского, и в частности липецкого, бизнеса? Есть ведь ещё региональные организации «Деловой России» и «Опоры России», Союза промышленников и предпринимателей и Ассоциации молодых предпринимателей. Есть, наконец, власть, которая тоже будет поддерживать местного товаропроизводителя… В этих условиях особое значение приобретает создание эффективных механизмов взаимодействия.
– И многое уже сделано. В частности, подписаны соглашения о сотрудничестве с управлениями Минюста и ФАС по Липецкой области, областной нотариальной палатой, ООО «Консультант Плюс – Липецк». Подготовлены соглашения с УМВД, управлением МЧС, миграционной службой, Сбербанком, ООО «Гарант-Сервис», областной общественной палатой, Союзом промышленников и предпринимателей Липецкой области. Проведены консультации с главой администрации Липецкой области, председателем Липецкого областного Совета депутатов. И за каждым из соглашений – конкретное наполнение.
«Липецкая газета», 28.05.2012