Тема саморегулирования в сфере управления многоквартирными домами сейчас широко обсуждается не только профессиональным сообществом, но и властью. Соответствующий законопроект на днях был принят депутатами Госдумы в первом чтении. Документ внесет изменения в Жилищный кодекс РФ в части работы управляющих компаний и ТСЖ.
В России активно идет объединение управляющих компаний в саморегулируемые организации (СРО), чья деятельность никак не регламентирована и происходит на добровольной основе. Однако, по мнению экспертов отрасли, именно саморегулирование является наиболее действенным механизмом самоочищения рынка, когда у добросовестных управляющих компаний появится возможность нормально работать, а недобросовестные будут вытеснены. Членство в СРО - это репутация управляющей организации, её добросовестность и заявка того, что компания пришла на рынок работать и не исчезнет завтра. И именно профессионалы, а не чиновники, должны определять правила игры, вводить обязательные стандарты деятельности.
- Сегодня не существует практически никаких требований к деятельности УК, - отмечает Денис Назаров, исполнительный директор Ассоциации «Национальное объединение СРО управляющих недвижимостью». - Только 731-е постановление Правительства «Стандарты раскрытия информации». Всё. Заниматься этой деятельностью может любой студент, купив банку краски.
По мнению Назарова, вопрос о регулировании в сфере многоквартирных домов назрел давно, ведь речь идет об обеспечении безопасной эксплуатации зданий. И если раньше это было обязанностью государства, то теперь вся ответственность лежит на собственниках.
- На данный момент гражданин сам, либо при помощи УК, ТСЖ, регулирует гражданско-правовые отношения. Государство вообще не имеет право вмешиваться, - говорит Виктор Плескачевский, председатель комитета российского союза промышленников и предпринимателей по развитию саморегулирования.
При этом, по словам экспертов отрасли, новый законопроект наделяет органы власти чрезмерными полномочиями по контролю над работой управляющих организаций, что нарушает принципы саморегулирования. Ситуация с УК, ТСЖ и ЖСК станет еще сложнее, если законодатели введут муниципальный контроль. В таком случае управляющие организации окажутся зажатыми с двух сторон между обязательным членством, которое предполагает новый законопроект, и государственным контролем.
К новому документу много и технических замечаний. Например, по поводу размера взносов участников СРО в компенсационный фонд (по 100 тысяч рублей), а также в части количества УК, необходимых для создания саморегулируемой организации (100 УК).
- Далеко не каждый субъект Российской Федерации имеет такое количество реально работающих на рынке управления недвижимостью компаний, - говорит Владислав Ландсберг, директор НП «Воронежская коммунальная палата». – Например, Воронеж – город почти с миллионом жителей и около 18 млн. квадратных метров жилой площади, насчитывает около 60-65 УК. В районных центрах области, как правило, работает одна управляющая организация. Таким образом, барьер в сто и более членов СРО, в рамках одной области может привести к необходимости межтерриториальных СРО, которые не смогут полноценно выполнять свои функции контроля над исполнением УК утвержденных стандартов.
В поправках к законопроекту, которые «Воронежская коммунальная палата» отправила на рассмотрение в комитет Госдумы РФ по жилищной политике и ЖКХ, есть предложение при установлении судом фактов, подтверждающих нарушения со стороны члена СРО, руководитель такой УК, а также ее учредитель, будут лишаться права возглавлять управляющие компании в дальнейшем.
Пресс-служба ВКП