Воронеж. 13.06.2012. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Светская хроника – 10 июня в Воронеже в рамках Второго Платоновского фестиваля искусств на площади Ленина, уставленной белыми шатрами и плетеной мебелью, как в приморском городе, прошла эстафета-чтение повести Андрея Платонова «Сокровенный человек». Бизнесмены, знаменитости Воронежа, гости Платоновского фестиваля и студенты (всего 60 человек) читали повесть по цепочке, как в школе.
Каждому – по странице и три-четыре минуты времени. Начав в полдень, к четырем часам текст осилили. Не факт, что каждый по отдельности взялся бы читать Платонова. А тут все старались – каждый в меру ответственности, природного дара и профессионализма. У актеров (Елена Гладышева, Андрей Мирошников, Сергей Карпов, Борис Алексеев) читать получалось лучше всех (понятно, это их работа). Хотя не отставали и другие чтецы: руководитель департамента культуры Воронежской области Иван Образцов, ректор Воронежского государственного университета Дмитрий Ендовицкий, директор телекомпании «Студия-Губерния» Зоя Грязева, губернатор Воронежской области Алексей Гордеев передавали текст Платонова кто артистично, кто с юмором, кто с любовью. Бизнесмены (генеральный директор рекламно-производственной компании «Кодимир» Елена Зайцева, глава группы компаний «Ангстрем» Геннадий Чернушкин, руководитель Группы Компаний «Мегион» Борис Нестеров) проявили способность быстро осваивать все новое и незнакомое невозмутимо и ответственно. Анатолий Володько, начальник Юго-восточной железной дороги-филиала ОАО «Российские железные дороги», сумел прочитать отрывок из Платонова так же, как произносит доклад на ежегодном отчетном концерте перед своими сотрудниками.
Проект уже назвали объединяющим. А сам платоновский текст, повествующий о послереволюционной жизни, подтвердил статус «актуального» и занимательного: «равнодушие выпаривает из человека душу», «осунулся от сочувствия», «надо так писать, чтобы все дураки заочно поумнели», «тратят зря американский паровоз», «я красным дворянином буду», «говорили на самодельном языке», «и кровь лить согласен, только чтоб не зря и не дуриком», «снял онучи и, думаешь, гвоздем стал», «Почему не в военной форме? – Я и так хорош, что мне чайник цеплять?». Кто забыл Платонова, и кто его не помнил вообще, после такого чтения вслух захочет перечитать или открыть для себя негласного классика прошлого века. Эту же цель преследуют и детские спектакли по платоновским произведениям, которые прошли в рамках Второго Платоновского фестиваля (9 июня «Ты кто? Я знаю тебя!» в постановке Владимира Злобина Театра кукол из Кирова, 10 июня - «Детство Никиты» Бориса Саламчева театра «Арлекин» из Омска). После знакомства с постановками у зрителей возникает желание поплотнее познакомиться с творчеством воронежского писателя и, если удастся, увидеть «взрослого» Платонова.
Платоновская тематика и дух в эти дни буквально витают в Воронеже. 9 июня в рамках фестиваля открыли к предыдущим трем, что работают в музее Крамского, еще две выставки. Проект «Река времени» Ирины Затуловской (ее называют «Хармсом в живописи») можно увидеть в галерее «Х.Л.А.М.». Художник органично использует разные фактуры, пишет картины на старых досках, зеркалах, листах жести, камнях и кирпичах. Портрет Платонова, изображенный Ириной на стиральной доске (он есть в Воронеже), вошел в серию «Русские писатели и поэты».
- Ирина Затуловская постоянно находится в творческом поиске, на волне искусства, - рассказал «Абирегу» художник Сергей Горшков. - Она носит с собой блокнот, делает наброски. Увидит бомжа, остановится, зарисует узор на выгоревшей его одежде…
В тот же день в Выставочном зале Союза художников на улице Кирова открыли выставку скульптур из дерева и бронзы Лазаря Гадаева (1938 – 2008), чьи монументальные композиции украшают парки Еревана, Сеула, Владикавказа и Хоерсверде (Германия). Среди последних творений скульптора – памятник Мандельштаму в Воронеже. «Скульптуры Лазаря Гадаева надо смотреть пальцами, будто слепой», - сказал о работах мастера известный мультипликатор Юрий Норштейн. Замечу, что смотреть их глазами – не меньшее удовольствие. К тому же такая возможность вряд ли еще когда будет - скульптуры сложно транспортировать. Завершая задуманное, чтобы понять, насколько его скульптура органична, Лазарь Гадаев всегда представлял ее у себя дома в Осетии (об этом рассказал на открытии сын Лазаря Константин). При этом скульптор производил неизгладимое впечатление на коллег.
- Образованный, тонкий, мягкий, Лазарь Гадаев учил осуществлять творческий замысел, соизмеряя его с работами великих мастеров, вдохновенно, как тост, рассказывал нам о ремесленнической пирамиде, на вершине которой всегда Бог, - вспомнил на открытии Сергей Горшков.