Воронеж. 21.06.2012. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Эксклюзив – На минувшей неделе в редакции «Абирега» высадился десант представителей популярного российского проекта Одноклассники. Собственно, заглянули в наш офис директор по маркетингу и стратегическим коммуникациям социальной сети Одноклассники Александр Изряднов и пресс-секретарь проекта Мария Лапук. Гостей, которые прилетели в Воронеж для проведения семинара в рамках ежегодного конкурса журналистских работ «Бал прессы», мы не смогли оставить без ароматного кофе с плюшками. Не удержались и от соблазна позадавать каверзные вопросы напрямую…
- Александр, как вам работается в социальной сети №2 в России?
- Придя в соцсеть №2, я вообще мало что о ней знал, потому что совсем не был ее пользователем. Но при этом мне нравится аудитория Одноклассников, с которой работать, как мне кажется, крайне занятно, потому что она благодарная. И ты понимаешь, что все предпринимаемые действия очень быстро получают реакцию у аудитории. А плюс эта социальная сеть масштабная, и это мне еще больше нравится. Наконец, этот рынок новый и там еще не все технологии освоены и апробированы. Поэтому тут ты можешь что-то новое выдумывать и реализовывать с широким размахом.
- А не обидно, что российский дублер Facebook является номером один?
- Функционально двойников у Одноклассников нет. А по функционалу наша сеть совершенно отлична от любой другой в мире – со своей бизнес-моделью, отличной от конкурентов, в том числе от российских, устройствами и уникальным сервисом. В конце концов, мы работаем над тем, чтобы стать номером один.
- Вы сейчас в каких странах работаете?
- Во всех, кроме островов Питкэрн. В Ватикане у нас есть один пользователь. Мы надеемся, что это Папа Римский. Большая же часть нашей аудитории, 60%, выходит ежедневно из России.
- Какова статистика вашей популярности в регионах?
- В южной части России мы лидеры, конечно. Мы проигрываем вКонтакте на северо-западе и в некоторых других городах Урала и Сибири. Но лишь в некоторых.
- А как вы боретесь с тем, что Одноклассники воспринимаются менее серьезно, чем Facebook? По-моему, Facebook – для работы, вКонтакте – пока еще не понял назначения, там нет моей аудитории, Одноклассники – больше для развлечений...
- Это не совсем стереотипы. Все зависит от тех целей, с которыми пользователь приходит. То есть Одноклассники существуют действительно для развлечения, для эмоционального контакта. В Facebook действительно более рабочее общение, профессиональное. Там уже 10 раз подумаешь – выкладывать ли тебе фотку из Турции. ВКонтакте аудитория приходит за аудиовизуальным контентом, и среда общения там более агрессивная и менее уютная, нежели в Одноклассниках. То есть тут разные целеполагания, но одна и та же аудитория благополучно пользуется как Одноклассниками, так и Facebook. То есть пересечения мы наблюдаем.
- Если говорить языком СМИ, то вы - часть массовой культуры. Вас это устраивает?
- Ну да. А что в этом плохого? Мы не нишевый продукт, ни в коем случае. Мы не Facebook, который остается нишевым продуктом в нашей стране.
- Но вот ведь кто-то там создает группы в фейсбуке?
- Для себя они их и делают. Потому что у нас ежедневная аудитория – 33 миллиона человек, а у Facebook - 3 миллиона. Есть разница? Люди не очень глубоко подходят к вопросу привлечения аудитории. Если бы мне хотелось создать группу в соцсети, то я бы отталкивался не от каких-то своих пристрастий, а от нужд аудитории. Если вы знаете, что ваша аудитория сидит у телевизора и хочет купить подержанный холодильник, то не нужно продавать его через Facebook.
- Согласен.
- И все это миф о том, что продвижение через Facebook или вКонтакте реально осуществимо. Потому что их эффективность в деньги не перевести. А наш опыт показывает обратное. Пример: у нас есть официальная группа «Одноклассники» в Одноклассниках. И там сейчас 2,5 миллиона пользователей. И огромное количество людей нажимает на кнопку «Класс». Однажды был установлен рекорд. Мы вывесили новость, и за 50 минут у нас было 15 тысяч «классов». Скажу больше: у нас к концу лета появится в группах статистика и будет оптимизирован функционал. Этот сервис будет бесплатным. Вы сможете смотреть число просмотров вашей группы, гендерно-демографическую характеристику посетителей, какие новости они прочитали.
Любая группа становится эффективной тогда, когда она находит своего пользователя. Основная проблема SMM в России выглядит так: компании понимают, что их аудитория находится в Одноклассниках, но у них есть группа в Facebook. И менеджеры просто полностью копируют группу из одной сети в другую - с тем же языком, стилем и контентом. Зачем? Надо видеть разницу и весь свой контент надо адаптировать к аудитории.
- А готова ли аудитория Одноклассников воспринимать новости развлекательного характера?
- Текстовой контент – не самое главное, что любят пользователи Одноклассников. Конечно, если вы хотите получить какой-то реальный фидбэк, то вам нужно привыкать к какому-то визуальному контенту. Это могут быть картинки, ролики, которые миллионы пользователей просмотрят. Они читают и статусы, и небольшие тексты. Но какие-то большие эссе не стоит выкладывать. Конечно, есть своя специфика. Если вы свой бренд через развлечения подаете и заставляете коммуницировать аудиторию с помощью развлечений, то у вас будет 100% попадание в аудиторию.
- То есть главная задача маркетолога – расширение количества пользователей, а не повышение доходности?
- И да, и нет. То есть это косвенная задача, без сомнения. Как я сказал ранее, у нас иная бизнес-модель. Если у Facebook и вКонтакте 80% своей прибыли от размещения своей рекламы, то мы получаем 80% своей прибыли от дополнительных сервисов. И в связи с этим у меня нет приоритета по продвижению Одноклассников как рекламной площадки. У нас есть для этого все возможности, и они полноценно реализованы.