WorldClass

20 сентября 2024, 15:26
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Декан факультета журналистики Воронежского госуниверситета Владимир Тулупов: «Мне кажется, XXI век станет веком информационного сервиса»

29.06.2012 11:22
Автор:
Воронеж. 28.06.2012. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) - Аналитика - Факультет журналистики ВГУ, в прошлом году отметивший 50-летие своей основной специальности, традиционно входит в пятерку лучших центров подготовки журналистов в России. А ведь есть еще рекламисты и специалисты по связям с общественностью, которых на журфаке также успешно готовят уже два десятилетия. Началась новая приемная кампания в вузы, и на вопросы нашего корреспондента отвечает декан факультета журналистики ВГУ, доктор филологии, профессор Владимир Тулупов.

Воронеж. 28.06.2012. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика - Факультет журналистики ВГУ, в прошлом году отметивший 50-летие своей основной специальности, традиционно входит в пятерку лучших центров подготовки журналистов в России. А ведь есть еще рекламисты и специалисты по связям с общественностью, которых на журфаке также успешно готовят уже два десятилетия. Началась новая приемная кампания в вузы, и на вопросы нашего корреспондента отвечает декан факультета журналистики ВГУ, доктор филологии, профессор Владимир Тулупов.

- Владимир Васильевич, за последнюю четверть века многое в стране изменилось. Наверняка журфак начала девяностых и журфак нынешний представляют сбой две большие разницы... Так что было и что стало?

- В начале 1990-х конкурса на нашем факультет практически не было – абитуриенты стремились в юристы, экономисты, на факультет романо-германской филологии… А журналистика стала «немодной». «Акулы пера» в большинстве своем похвастаться приличными заработками не могли. Да и факультет наш был нищ. Что имелось? Тряпки, мел, ломающаяся мебель, устаревшее оборудование… Первую мебельную стенку мы получили по бартеру от фирмы «Ангстрем». А первый компьютер факультету подарил издатель из далекой Тюмени, мой давний товарищ.

Зато мы оказались небедны на людей. Преподавательский, учебно-вспомогательный состав согласились затянуть пояса. Надеялись на лучшее будущее, порой экономя даже на «маршрутках», работали много, на износ. Все, что тогда могло руководство факультета, – раз в семестр выплатить им премию. Нагрузки были колоссальные, доплаты – копеечные.

Но мы переломили ситуацию, введя новые учебные курсы, заявив востребованные специальности, открыв углубленные специализации… В общем, старались совпасть со временем. В СМИ пошла реальная реклама? А у нас уже разработан курс рекламы в прессе. Затем – курс «Практика рекламы», следом – «Организация рекламной деятельности». Они и составили основные предметы специализации «Реклама и паблик рилейшнз». И она стала настолько популярной, что на нее пошли заниматься студенты на платной основе – с первого курса, углубленно.

Мы и школу рекламы тут же открыли – в качестве дополнительной образовательной услуги.

- Это еще до новых специальностей?

- Да. Но когда пришли госстандарты по специальностям «Реклама» и «Связи с общественностью», мы оказались полностью к ним готовы, первыми в России открыв набор сразу на все три – включая нашу главную, традиционную – специальности, связанные с массовой коммуникацией.

- А иностранных студентов продолжали обучать?

- В 1991 году их было всего трое – против двух десятков на каждом курсе в недалеком прошлом… Правда, все трое были «платниками». Однако получить деньги – не самоцель. Куда важнее разумно, с толком их потратить. Мы первым делом направили появившиеся деньги на развитие инфраструктуры. Оборудовали сначала один, потом второй компьютерный класс (сейчас их на факультете четыре). Закупили телекамеры, диктофоны, прочую оргтехнику. Журналистика-то в техническом отношении – вещь затратная. Но скупиться тут нельзя. Телевизионщика, скажем, одними лекциями профессии не обучишь.

В итоге мы пришли к появлению факультетского бюджета – открытого, принимаемого на Совете. Да, банковский счет – университетский, но у нас имеется карточка, дающая определенную свободу финансового маневра.

Мы сами (наши факультетские умельцы) отремонтировали аудитории, сделали мебель. Дошло дело и до туалетов. Туда раньше зайти было, мягко говоря, неприятно. Теперь – вполне приличные помещения. И вот что интересно: после ремонта в аудиториях, на стенах перестали появляться надписи и доморощенные граффити. Студенты же принимали участие в ремонте. Им жалко губить собственный труд.

Вообще, на обоих факультетских этажах навели порядок. Не евроремонт, конечно, но смотрится очень даже неплохо. У нас сейчас каждая кафедра оборудована по индивидуальному, разработанному конкретной кафедрой проекту – удобно, функционально. Ну и, наконец, добрались до деканата. Привели его в божеский вид. А то родители студентов, заходя сюда, случалось, впадали в тихий ужас. Я считаю, студенты должны обучаться, а преподаватели работать в нормальных условиях. И это не только помещений касается.

- Все ваши специальности действительно затратные: постоянно необходимо закупать дорогое оборудование…

- Но сегодня факультет реально может похвастаться инфраструктурой. К примеру, нам передали общеуниверситетскую телестудию. В течение нескольких лет мы ее любовно оснащали, оборудовали, закупали современную технику. Потратили несколько миллионов рублей и продолжаем укреплять телерадиоцентр. А как иначе? Зато сегодня студенты делают здесь замечательные фильмы и радиопрограммы. И наверняка среди них растут те, кто завтра составит славу российской, в том числе электронной журналистики. Заключили творческий договор с телеканалом «Форум-36», где каждую почти неделю идут наши передачи.

Кардинально изменилась наша фотолаборатория. Теперь каждое рабочее место в лаборатории имеет компьютер, мы полностью перешли на «цифру».

У нас отличный редакционно-издательский центр. Оборудовать его по последнему слову техники помогли два выигранных в честной борьбе гранта: по подключению Интернета и по выпуску студенческой газеты. Наша мини-типография может выпускать практически все – от давно издающегося на факультете журнала «Акценты» и учебных пособий до серьезных монографий. Одновременно с этим типографическая лаборатория выполняет и обучающие функции.

- А сколько студентов обучается сегодня на журфаке?

- На каждом курсе – порядка 250 российских студентов, плюс от 15 до 20 иностранных. Мы как-то подсчитали и получилось, что ежегодно (одновременно!) на самых различных направлениях и отделениях (включая Школу юных журналистов и программы переподготовки) у нас обучается более 1500 граждан.

- Внушительное число!

- Еще у нас действует техникум по рекламе. 10-11-классники учатся в школе и два дня в неделю занимаются у нас, одновременно заканчивая первый курс техникума. В принципе, человек, выбравший этот путь обучения, за семь лет может окончить школу, техникум и вуз. Пройдет две ступени – станет специалистом экстра-класса. Разве не заманчиво? Кстати, бОльшая часть первого выпуска техникума продолжила у нас учебу: с прошлого года получают высшее рекламное образование в отдельной группе по отдельному – сокращенному – учебному плану.

- Есть ли на факультете бюджетные места, каковы проходные баллы?

- Для обучения бакалавров направления «Журналистика» на дневном отделении выделено 15, на заочном – 10 бюджетных мест. На направлении «Реклама и связи с общественностью» цифры соответственно – 10 и 8. Еще 10 бюджетных мест получили магистры направления «Журналистика» дневного отделения. А это значит, что мы заявим две бюджетные программы (по пять студентов на каждой), плюс те из оставшихся 13 подготовленных магистерских программ, которые выберут вчерашние специалисты и бакалавры для продолжения обучения в магистратуре на платной основе.

Что касается проходных баллов, то на бюджете они традиционно высокие – в районе 240 (на «внебюджете» – от 180 до 200). Ребята идут к нам целенаправленно! Они не задумываются, оставлять в приемной комиссии сразу подлинник или сначала подать копию. Только оригинал. Видимо, мы на правильном пути. И впереди еще более амбициозные планы. Подготовлены документы для направления «Телевидение», готовим документы для открытия специальностей СПО по режиссуре, операторскому мастерству. Для повышения квалификации преподавательских кадров запланировано открытие докторантуры.

- Владимир Васильевич, какие акценты в работе со студентами вы ставите сегодня? С каким настроем, с какими идеалами приходили первокурсники 10, 20 лет назад и с каким теперь?..

- Мы всегда стремились ориентировать ребят на профессионализм и человечность: ведь настоящий журналист – персона общественная, держащаяся высокой этической планки. Настрой у абитуриентов традиционно боевой, а что касается идеалов, то судить об этом трудно, хотя надеемся (по крайней мере их сочинения на тему «Почему я иду в журналистику» наши надежды подтверждают), что ими движут высокие социально-нравственные мотивы. Но ведь и без романтики как же?..

- На факультете сложилась корпоративная культура?

- Она складывалась десятилетиями, и в ее основе – дух творчества и свободы. А еще – подлинного демократизма, предполагающего взаимоуважение преподавателей и студентов без перехода в панибратские отношения. Конечно, корпоративный дух необходимо поддерживать, открывая студентам все новые и новые области для творчества. Я, прежде всего, имею в виду современные учебные направления, программы, специализации: ведь сфера массовой коммуникации стремительно меняется. А еще – практика. Наша техническая база позволяет студентам выпускать свои газеты и журналы, готовить телевизионные и радиопрограммы, интернет-проекты. У нас ежегодно проходит несколько конкурсов журналистского мастерства (Rec’ord, «Золотая утка» и др.); студенческая радиопрограмма «Навигатор» – неоднократный победитель и призер всероссийских конкурсов; журфаковские телевизионные программы постоянно транслируются на канале КТВ («Форум-36»). Ежегодно отмечаются лучшие работы наших пиарменов, подаваемых на Премию в области развития общественных связей «RuPoR»; два года исполнилось межвузовскому фестивалю молодежной рекламы FROG.

Мы уверены, что, помимо востребованных программ обучения, обеспеченных квалифицированными кадрами, методической и материально-технической базой, очень важна атмосфера, среда. В ВГУ нередко поступали из-за Театра миниатюр, Театра песни, Дня поэзии… У нашего журфака свои «изюминки». Команда КВН «Саша по шоссе» – победитель Воронежской лиги, футбольная команда – бессменный участник турнира имени В. Затонского по мини-футболу… Спросите любого нашего выпускника, и он сразу вспомнит «Посвящение» и «Проходной балл», не говоря уж о фестивалях творчества «Первокурсник» и «Студенческая весна». Вот это все вместе и создает ощущение дома, в котором тебя всегда ждут, в котором тебе хорошо, легко, интересно.

- На факультете уже более 20 лет действует Воскресная школа журналистики…

- Да, она работает по программе нашего главного экзамена – «творческий конкурс». А еще шесть лет назад мы придумали создать Школу юного журналиста для учащихся 8-10 классов (на бесплатной основе!). Три года – достаточный срок, чтобы человек сделал самостоятельный и сознательный выбор: идти к нам дальше или нет. А ведь не ошибиться с будущей профессией крайне важно.

- У вас большей частью работают исследователи, теоретики или «играющие тренеры»?

- И те, и другие, и третьи. Мы выпускаем два научных журнала, у нас активно работает диссертационный совет, мы проводим две всероссийские научно-практические конференции: как результат – на факультете девять докторов наук, восемь профессоров, 20 доцентов и 34 кандидата наук. При этом у многих преподавателей за плечами опыт журналистской работы, некоторые являются штатными работниками СМИ и сегодня, некоторые сотрудничают внештатно. К тому же каждому из нас приходится постоянно заниматься редакторской работой: ведь все учебные группы на младших курсах обязаны выпускать газету, радио- или телепрограмму, а есть еще факультетская газета «Третий глаз», факультетский сайт…

- Не кажется ли вам что в Воронеже перепроизводство журналистов, рекламистов и пиарщиков?

- Нет, не кажется. Нынешний век – век информации (в том числе информационного сервиса). И если мы думаем о будущем страны – свободной и демократичной, – то трудно представить ее без серьезной журналистики, важнейшего сектора гражданского общества. И еще: любая серьезная организация, фирма сегодня нуждается в интернет-портале, создании и укреплении имиджа, продвижении своих услуг или товаров.

ВГУ более пятидесяти лет готовит журналистов; рекламу и паблик рилейшнз мы преподаем уже двадцать лет. По нашим учебникам занимаются студенты многих российских вузов. В различным рейтингах журфак ВГУ традиционно занимает 3-4-е места в РФ – есть школа, есть традиции, есть кадры, есть инфраструктура… Вот почему наших выпускников с удовольствием принимают на работу и в Москве, и в Санкт-Петербурге, не говоря уж о городах ЦЧР. И работы – непочатый край.

- Продолжая затронутую тему, хочется спросить, существуют ли (или, может, есть в планах) на вашем факультете какие-то курсы повышения квалификации журналистов или переподготовки? Насколько подготовлены ваши выпускники к работе в пресс-службах, корпоративных, отраслевых СМИ, ведь для этого необходимо разбираться в вопросах той или иной отрасли?

- У нас есть и годичные программы профессиональной переподготовки «Журналистика», «Реклама», «Связи с общественностью»; есть школы фотожурналистики, дизайна, рекламы и PR; мы проводим множество выездных семинаров, в том числе в соседних областях – Липецкой, Тамбовской, Белгородской…

- Вы много раз выступали с критикой Болонского процесса, но тем не менее на факультете теперь существуют бакалавриат и магистратура. Иностранных студентов вы обучаете по двухуровневой системе уже несколько лет – теперь дошла очередь и до российских граждан... С какими трудностями пришлось столкнуться?

- Да, прежняя система высшего профессионального образования, на мой взгляд, была вполне дееспособной. Двухступенчатая система, которую мы действительно уже давно апробировали с иностранными гражданами, должна еще совершенствоваться. Проблема, на мой взгляд, прежде всего методическая: поскольку число аудиторных часов резко снижено, необходимо особое внимание уделять самостоятельной работе. А для этого потребуются не только новые учебные разработки, но и организация, руководство, контроль этого процесса. Можно, конечно, уповать на высокую мотивацию современного студента, но, мне кажется, студент всегда остается студентом…

- Делятся ли с вами выпускники, поработав, своими впечатлениями о современной журналистике? Совпадают ли эти ощущения с тем, о чем мечталось, чему вы их учили?

- Конечно, мы постоянно общаемся с бывшими учениками. С большинством из них взгляды совпадают. Те, кто хорошо учился, довольно быстро закрепляются в редакциях и продвигаются по карьерной лестнице. Многое, повторюсь, быстро меняется, но ведь остается главное – Слово. Которое для нас – и цель, и средство. Которое может и вылечить, и, увы, ранить. Вот Слову и необходимо оставаться верным!

- Слух о журфаке разносится! Можно кричать о себе на каждом углу, но если за всем этим не будет реальных дел – скоро это станет всем ясно…

- Да, и наши главные рекламные агенты – студенты-старшекурсники, выпускники и работодатели. Если в столицу порой едут из-за столицы, то провинциальный вуз должен брать прежде всего качеством образования и еще многим из того, что способствует созданию фирменности – образа, имиджа, бренда…

А конкуренция растет. Появляются все новые факультеты журналистики. Липецк, Елец, Тамбов, Курск, Белгород… Но мы соревнование выдерживаем. Наши выпускники – нарасхват. У них нет проблем с трудоустройством.

XXI век, повторюсь, – век, я бы сказал, информационного сервиса. Перекосы в журналистике, появившиеся в 90-х годах, понемногу выравниваются. И я уверен: у журналистики - и журналистики именно качественной! - будущее, безусловно, есть. О рекламе и PR уже и не говорю…

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0