Воронеж. 10.07.2012. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика – Еще совсем недавно липецкий аэропорт представлял собой плачевное зрелище: пережил два банкротства, за копейки было распродано практически все имущество, уволены специалисты. В 2004 году губернатор области Олег Королев принял знаковые решения для его возрождения. Так, доказав значимость аэропорта для области, было получено согласие федеральных властей о финансовой поддержке аэропорта. Изменился статус предприятия: было создано областное государственное казенное предприятие «Липецкий аэропорт» - с такой моделью достаточно трудно провернуть незаконные сделки нечистоплотным на руку людям. И, наконец, на должность директора аэропорта был приглашен Владимир Малахов, сыгравший в возрождении предприятия ключевую роль. О нем говорят, что этот человек может найти выход из любой ситуации, и называют одним из самых успешных руководителей. И не случайно: став в 2006 году директором убыточного и не работавшего несколько лет аэропорта, Владимир Малахов добился положительной динамики и значительного роста количества полетов и пассажиропотока. И на этом он не собирается останавливаться.
- С чего началось восстановление аэропорта?
- Когда я пришел пять лет назад, сомнения в функциональности аэропорта и его способности развиваться оставались у большинства липчан. Больше 10 лет аэропорт простаивал. За копейки была распродана вся инфраструктура, авиапарк, в котором было около 40 самолетов. Начали практически все с нуля. Область выкупила у собственников здания и сооружения, и процесс этот не так давно завершился. Когда я пришел сюда, численность персонала составляла всего 150 человек, аэропорт работал только в дневное время. Рейсов по расписанию вообще не было. На момент моего прихода выполнялось всего два рейса в Москву, а сейчас - четыре рейса в день. Теперь у нас загрузка 70-80%. Уже третий год аэропорт работает в круглосуточном режиме.
Что-то удалось сделать сразу, а что-то заняло не один год. Когда мы готовились к переходу на круглосуточную работу, оказалось, что не осталось специалистов, достаточно знающих аэропортовую деятельность. Устроили ярмарку вакансий и собирали их со всего СНГ. В программу социального развития области мы вписали пункт о преференциях работникам аэропорта. Для граждан РФ - получение регистрации по месту работы, а для бывших соотечественников из стран СНГ – упрощенная процедура получения российского гражданства. Договорились с областной администрацией на паритетных началах частично дотировать плату за поднаем жилья приезжим специалистам.
Начиная с 2004 года бюджет области вкладывает в развитие аэропорта немалые средства. Так как рейсов выполнялось мало и аэропорт практически не зарабатывал, всю нагрузку несла область. До 2010 года все регулярные рейсы выполнялись с дотацией из областного бюджета, то есть область компенсировала авиакомпании убытки от выполнения рейсов. Но началось развитие, увеличилось количество рейсов, растет пассажиропоток, соответственно, стали расти и доходы аэропорта. Сегодня мы уже вышли на уровень, где чуть больше 50 процентов денежных средств дает бюджет, а остальное от общих доходов мы зарабатываем сами. Так, в 2004 году было выполнено всего 534 рейса, в 2007-м – 1430, в 2011-м – уже 2029 рейсов, из них чуть больше половины – чартеры. Если говорить о пассажиропотоке, то в 2004 году у нас было обслужено 10,5 тыс. пассажиров, в 2007-м – более 27 тыс., в 2011-м – более 56 тыс. В этом году за шесть месяцев мы перевезли более 31,2 тыс. пассажиров.
- Сколько билеты до Москвы стоят?
- Так сложно сказать, цена зависит от разных факторов. В основном билет стоит порядка 1,9-5,1 тыс. рублей. Если брать через Интернет или за 30 дней до начала полета, или по акции, будет значительно дешевле.
- Какие авиакомпании выполняют регулярные рейсы?
- С 2010 года без дотаций начали летать ОАО «АК БАРС АЭРО», еще летает ОАО «АК» ЮтЭйр», ОАО «АК «Полет».
- Какие транзиты выполняют авиакомпании через ваш аэропорт?
- Например, из Костромы к нам летят самолеты, делают в Липецке техническую посадку, забирают наших пассажиров и летят в Анапу. В Костроме администрация области закупила два самолета, и они прокладывают свои маршруты: в прошлом году они летали через Воронеж, в этом году, оценив сервис и наши условия, стали летать через Липецк. Мы проводим работу по увеличению транзитных рейсов, но сегодня все зависит от полосы. Мы бы могли принимать самолеты все типов, но риск современных самолетов в том, что у них двигатели находятся близко от земли, куда может попасть бетон, а нашей полосе уже 45 лет. Многие крупные компании уже заявили, что будут у нас летать при условии, что будет сделана хорошая посадочная полоса.
- Владимир Иванович, каковы перспективы развития аэропорта, чего хотите достигнуть?
- Не побоюсь громких слов, но думаю, в Черноземье ожидается своего рода авиапереворот. Правительство поддержало предложение администрации Липецкой области и Минтранса РФ об открытии аэропорта «Липецк» для международных полетов воздушных судов и установления в нем пропускного пункта через Государственную границу России. То есть аэропорт получает статус международного. Мы заказали всю проектную документацию, и она уже готова. В ближайшее время, в сентябре-октябре, начнем реконструкцию аэровокзала. Думаю, полеты за рубеж начнутся уже в 2013 году. Сразу отмечу: пусть воронежцы не волнуются, мы не тянем одеяло на себя, а выдвигаем те маршруты, которые не выполняют в Воронеже. Планируются рейсы, напрямую связанные с нашей особой экономической зоной (ОЭЗ) «Липецк». В Липецкой области, в том числе в ОЭЗ «Липецк», сейчас находится 350 предприятий с иностранным капиталом. Одним из условий образования ОЭЗ было создание транспортной инфраструктуры за счет средств федерального бюджета и бюджета области, а также других привлеченных источников. Наш аэропорт находится всего в 25 км от ОЭЗ, поэтому он стал частью ее транспортной инфраструктуры.
Мы тесно сотрудничаем с итальянцами, и первый рейс, который я планирую выполнить, - это Рим и, может быть, Римини. Я планирую привлекать и итальянские авиакомпании, которые бы летали в Липецк, и сейчас над этим работаю. Так как наш стекольный завод работает как с Италией, так и со Словакией, то туда также планируется выполнять рейсы. Помимо этого прорабатываем сложный маршрут в Японию, так как в Липецке открылся шинный завод Yokohama.
В связи с реконструкцией у нас будет самая длинная взлетно-посадочная полоса в Центрально-Черноземной зоне - 2 км 800 м, которая будет готова принимать все типы самолетов за исключением «Русланов» – Ан-124-100. После реконструкции взлетно-посадочной полосы мы расширяем стоянки для грузовых самолетов и создаем инфраструктуру аэропорта высшего класса. К этому уже проявила интерес ЮВЖД, так как в нашем регионе нет аэропорта, где могли бы производить посадку грузовые самолеты, а как раз Липецк их сможет принимать. Сейчас уже идут разговоры о подводе ж/д ветки к аэропорту. Кроме того, у нас есть завод Indesit, выпускающий, как говорят в народе, «белое золото» - бытовую технику, которая развозится по всему миру. То есть у нас есть вполне осуществимые планы на перспективу. Мы активно готовимся к международным полетам. Два года назад переучили сотрудников работе с пассажирами, вылетающими за рубеж, серьезно обучаем английскому языку.
- Аэропорт сейчас достаточно обеспечен авиационной техникой?
- Да, благодаря финансовой поддержке области, которая всего с 2004 года выделила 652, 2 млн. рублей. Из них на развитие предприятия было затрачено 518 млн.рублей. Была закуплена спецтехника, система посадки СП-90, одним словом, вся техническая оснащенность аэропорта.
В этом году мы покупаем еще одну пожарную машину на замену, топливозаправщик на 20 тонн, современный тягач для перевозки багажа, покупается рентген-телевизионная установка, планируется закупить современную противооблединительную машину, которая имеет право обработки с пассажирами на борту. Бюджет нам дал очень много – это и средства на капитальный ремонт радиолокатора, замена автобусов. Все большие закупки делались за счет области. Реконструкция вокзала будет происходить также за счет бюджета, а вот полоса – из федерального, которая намечена на 2013 года.
- Какова ваша цель и какую задачу перед вами ставит губернатор?
– Мы хотим добиться того, чтобы липецкий регион стал крупным инвестиционным центром и занимал ведущее место в России по производству качественной продукции. Аэропорт в решении этой задачи здесь занимает ведущее место - это ворота города. Губернатор Олег Королев как раз и добивается реконструкции аэропорта, увеличения финансирования. Задача, которую он ставит, – рост количества полетов по России и за рубежом, выполнение международных рейсов.
Как только начнется реконструкция взлетно-посадочной полосы, будут постепенно решаться те задачи, о которых я говорил.
- Сколько будет стоить реконструкция аэропорта?
- По федеральной программе на реконструкцию аэропорта выделяют 655 млн рублей, но этого будет недостаточно, и в ближайшее время администрация области будет договариваться о дополнительных источниках финансирования в Росвиации. Проект подразумевает строительство аэровокзала международного класса, включающий сектора для пограничников, таможенни¬ков, санитарной и ветеринарной служб, магазин duty free - все необходимое для функционирования меж-дународного аэропорта.
- Решено уже, кто будет проводить реконструкцию?
- Росавиация будет проводить конкурс и определять, кто будет реконструировать взлетно-посадочную полосу. По своему опыту я знаю, что были случаи, когда полосу строили с нарушением норм, без опыта проведения таких работ. Поэтому подрядчика будут подбирать очень тщательно. Вполне возможно, что это будет итальянская компания. На время проведения реконструкции аэропорт закроем, но полеты не прекратим. У нас уже есть предварительная договоренность с Минобороны и с авиацентром о том, что регистрация будет проводиться в здании существующего аэровокзала, где пассажиры будут проходить спецконтроль, а вылет и прилет будут осуществляться с военного аэродрома.
- В какие сроки планируется провести ремонт?
- Ремонт аэровокзала - в течение года. Будем все делать в комплексе - рулежки, стоянки. Если сегодня у нас одна рулежная дорожка, то после реконструкции их станет четыре, а вместо шести стояночных мест для самолетов появятся тридцать четыре, не считая шести вертолетных стоянок. А полоса будет реконструирована полностью в течение двух лет. После реконструкции Липецкий аэропорт будет соответство¬вать первому классу — и по российским требованиям, и по стандартам ICAO.
- Каков общий объем финансирования реконструкции полосы?
- Ориентировочно - 5 млрд рублей.
- Это гарантированные выплаты?
- Да, федеральные власти нас поддерживают, и губернатор области старается добиться того, чтобы аэропорт получил все финансирование.
- Как вы оцениваете планы белгородских властей по развитию своего аэропорта?
- Плюсом для Белгорода является близость Украины, где высокая стоимость топлива, а стоимость авиабилетов напрямую от этого зависит. Поэтому пассажиры с Украины летят из Белгорода во все направления. Но в Белгороде полоса меньше, чем в Липецке.
- Как вы думаете, когда аэропорт выйдет на 100%-ное самофинансирование?
- Хотелось бы, конечно, изменить в корне все. При наличии большего количества рейсов и своего парка самолетов, расширенной географии полетов можно было бы и выйти на 100%-ную самоокупаемость. Но без своего парка самолетов мы не можем ничего диктовать, как, например, в случае, когда одна из авиакомпаний отказалась летать в Санкт-Петербург, несмотря на хорошую загрузку. К сожалению, авиапром в России развивается не так, как хотелось бы. Но сейчас мы ведем переговоры с компанией «ЮтЭйр» о том, чтобы они стали базовой компанией у нас в Липецке. Готовы представить хорошие условия для того, чтобы их заинтересовать.
Мы прекрасно понимаем, что пассажиропоток сильно не увеличится. Но рассчитываем на международные грузовые перевозки. Если реконструкция пройдет так, как задумано, мы сможем принимать грузы из-за рубежа и отправлять их дальше на юг, разгрузим перегруженные московские аэропорты. Убежден, для авиакомпаний новый маршрут через наш аэропорт станет более выгодным.