Жители региона ищут местные фрукты в магазинах, а садоводы - рынки сбыта
В Белгородской области насчитывается 4,5 тысячи гектаров садовых насаждений. Примерно 500 из них — интенсивные сады, 93 гектара — плодоносящие. Не много, но для региона вполне достаточно. Однако в супермаркетах местных яблок и груш не найти даже в сезон.
Покупатели морщатся, но берут сверкающие голландские и польские фрукты. «Понятно, что бананы и апельсины в наших краях не растут, но яблоки-то можно местные продавать», — недоумевает посетительница одного из гипермаркетов, стоя перед ящиком с неестественно зелеными плодами.
Сами же производители местных фруктов отмечают: их товар не хуже заграничного, в том числе и по внешнему виду. Но крупным ретейлерам и оптовикам возиться с ним не хочется — гораздо проще закупить импортный, который специально обработан для длительного хранения.
Тем не менее, несмотря на массу проблем, заниматься производством фруктов в настоящее время выгодно. Предприимчивые селяне решили не оставлять насаждения советских времен и начали заботиться о них, постепенно закладывая новые интенсивные сады.
Что же касается рынка сбыта, то его организацией белгородские власти занимаются уже очень давно, надеясь убить двух зайцев: население обеспечить местными продуктами, а производителей — выручкой. В регионе пять лет действует программа «Семейные фермы Белогорья», участниками которой стали и садоводы — производители фруктов и ягод. В каждом районе с местными торговцами есть договор: отдавать предпочтение белгородским фруктам, особенно в сезон. Более того, в регионе даже открыли сеть магазинов «Фермер», которые позиционируют себя как продавцы натуральных деревенских продуктов. В зависимости от сезона здесь и на специально организованных ярмарках можно найти не только яблоки, но и клубнику, вишню, смородину, алычу, сливу и даже арбузы. Однако доля белгородской продукции по сравнению с привозной на рынке настолько мала, что фермеры вынуждены искать покупателя самостоятельно.
— У нас, садоводов, вообще масса проблем, но главная — это рынок сбыта, - говорит фермер
Анатолий Мозговой. — Мои яблоки продаются только потому, что есть годами наработанные личные связи. Конечно, речь не идет о супермаркетах или крупных сетях. У меня и объемы не те — всего 300-400 тонн в год. Но и этот товар надо продать. На рынок — не навозишься. Вот и поставляю в соцучреждения, а еще - приезжим.
За яблоками к Анатолию Мозговому едут из Орла, Тулы, Курска и других городов. Как
говорит фермер, это уже постоянные покупатели. Причем многие берут не только для того, что перепродать, но и для своих семей.
По качеству и внешнему виду отечественный товар уже не уступает заграничному, а то и превосходит его. В Белгородской области этим, кстати, пользуются недобросовестные перекупщики фруктов. На городских рынках можно увидеть польские яблоки с ценником, на котором значится: «Корочанские». Говорят, местный бренд помогает продать импортный товар, правда, цена заставляет покупателей возмущаться. В то же время «Корочанский плодопитомник» нынешней весной был вынужден давать объявление о продаже 500 тонн своих знаменитых яблок, и цена не дошла даже до 30 рублей за килограмм. Местные производители готовы отдавать фрукты буквально за бесценок.
— Я продаю яблоки по 22-23 рубля за килограмм, — говорит Анатолий Мозговой. — Прибыль тут не так важна, главное — чтоб деньги «крутились». За садом надо ухаживать, обновлять, а это дорого стоит. Зато яблоко пахнет яблоком, а не бог знает чем!
Фермер не удивляется, что крупные торговые сети предпочитают местным фруктам импортные:
— Никто из нас свой продукт не обрабатывает химикатами, и хранить его долго не получится. Но ведь это и не требуется — его сразу раскупят! Надо только просчитать, сколько и когда выкладывать на прилавок, — отмечает Анатолий Мозговой.
О грамотной системе логистики и хранения товара говорит и другой успешный фермер, Николай Сименютин. По его словам, если все делать с умом, даже самый капризный фрукт можно сохранить в лучшем виде. Сам Сименютин занимается экзотическим для Белгородской области бизнесом — выращивает на востоке региона столовый виноград. О том, что климат для виноградников там неподходящий, ему в свое время не говорил только ленивый. Но фермер решил рискнуть и ни разу не пожалел.
Корочанские яблоки пользуются высоким спросом, но ретейлерам выгоднее торговать импортными фруктами.
— Да и не так уж тут холодно, климат меняется — в лучшую для винограда сторону, — поясняет он.
Каждое лето фермер вывозит свой продукт на городской рынок Нового Оскола. О том, что гроздья — местные, догадаться очень сложно, внешне его товар не отличается от импортного.
— Зато наш виноград — вкуснее, — говорит Николай Сименютин. — Все оттого, что он свежий. Только сорвали — и на рынок. Покупатель это ценит.
Сименютин говорит, что продавать такой капризный товар — дело хлопотное. Но если наработать систему, просчитать потребность покупателей в тех или иных сортах, можно кормить виноградом желающих до глубокой осени.
— Если в каждом районе посадить один или два гектара виноградников и ухаживать за ними с умом, предлагая покупателю в определенное время разный товар, то о привозном винограде можно даже не думать, — говорит фермер. — Просто зачастую выстроить такую систему сложно.
И пока покупатели жалуются на изобилие импортных фруктов, садоводы недоумевают: не нравится — не берите. У каждого из них уже есть хоть крошечное, но свое место на этом рынке. Важно только встретиться тому, кто продает, и тому, кто покупает.
Мария Вишневская
Российская газета, №185, 14 августа 2012 года.