Воронеж. 31.08.2012. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика - Как политические решения влияют на развитие бизнеса, на экономику страны, региона и в конечном счете на жизнь каждой конкретной семьи и человека? О внешней и внутренней экономической политике, о приоритетах в управлении регионом корреспондент «Абирега» поговорил с тамбовским губернатором Олегом Бетиным.
- Олег Иванович, в стране поменялись лидеры: другой президент, другой премьер-министр, работает новый состав правительства. Изменилось ли в связи с этим что-то для вас как для руководителя региона? Поменялись ли приоритеты?
- Политики борются за власть, но победа – это не конечная цель, а только начало огромной работы, за результат которой надо отвечать перед страной. Но при этом спрос не только с политиков, но и с тех людей, которые их поддерживают. Я вижу свои задачи. Надо разделять ответственность и идти вперед. Для меня главное – это экономика, социальная сфера, ну и, конечно, политическая стабильность в обществе, единство. Хуже всего, когда происходит раскол по каким-то плоскостям: верхи – низы, правые – левые. Для меня важнее не популизм, не обсуждение политических нюансов, а конкретные дела.
- Как вы относитесь к вступлению в ВТО?
- Я считаю, что вступление в ВТО – верное решение. Можно, конечно, закрыть двери и попробовать быть счастливыми внутри страны. Но мы вышли в открытый мир и чаще ездим отдыхать за границу, чем на свое, российское южное побережье. Экономика не может быть замкнутой и закрытой. Это процесс взаимосвязанный, и закрываться искусственными барьерами от внешнего мира - неправильно. Все равно интеграция произойдет – не сегодня, так завтра, и если мы стремимся к общей цивилизации, то мы должны видеть эти процессы. Вопрос в том, готовы мы или нет. Пока меры оградительные будут действовать, больших изменений не произойдет. Постепенно будут вводиться механизмы, соответствующие международной практике. Ведь каждая страна так или иначе, даже в рамках ВТО, защищает свои интересы, хотя все они вынуждены жестко между собой конкурировать. Но это как в спорте - есть утвержденные правила игры: в хоккее - свои, в футболе – свои, и есть арбитры, которые следят за их соблюдением. Так и здесь. Есть международный стандарт – набор требований, которые мы должны выполнять в едином экономическом пространстве, и к этому надо быть готовыми и подтягиваться.
Мы должны использовать преимущества, которые есть: большая территория, богатые полезные ископаемые, способность нации генерировать идеи. Среди нас неспособных нет. Одни выдвигают идеи, другие быстро обучаются и их тиражируют. Если каждый видит свои способности и дополняет друг друга, то достигается определенная гармония. Мы должны вести умную политику и побеждать в любых условиях. Мы долгое время переоценивали себя, жили достижениями прошлого века и прошлых десятилетий. Теперь жизнь выдвигает новые требования, и им нужно соответствовать. Нашему поколению и тому, которое только вступает в жизнь, это принципиально важно.
- Говорят, бедой многих регионов является то, что победителями госконтрактов становятся только структуры, каким-то образом аффилированные с властью. Тамбовской области это свойственно или нет?
- Можете посмотреть эти контракты. В Интернете все это опубликовано. Вся беда в следующем: сегодня востребованы услуги, которые должны оказывать структуры производственного типа. У нас же, как правило, 80% малого предпринимательства занимается такими простыми операциями как купля-продажа, посредническими операциями. В экономике России 27% валового продукта - это непроизводственные услуги, торговый оборот, а промышленность и сельское хозяйство - 17-20%. Вот и получается, что на внутреннем региональном рынке при проведении торгов практически отсутствует конкуренция: заявки поступают зачастую только от двух или даже одного участника. В результате часто приходится подписывать контракт с любой организацией, которая вышла на торги, и нет никакой гарантии, что она качественно и в срок сможет выполнить условия договора. Прежде чем мы приобретем любой товар через аукцион, он пройдет через множество ступеней, и везде накрутка, надбавка появляется. Нужен более простой путь доведения товара до потребителя от производителя, минуя промежуточные стадии. В условиях монополии рыночные механизмы бессильны, конкуренция не работает, так что нужны регуляторы - участие государства. Сейчас законодательство меняется. Участвовать в конкурсе на большую сумму смогут только те организации, которые до этого выполняли заказ качественно, но на сумму, несколько меньшую. А если компания раньше не выполняла виды каких-нибудь работ, не имеет предыстории, то рисковать бюджетными средствами, средствами населения ни в коем случае нельзя.
- Весной и в начале лета вашим решением были приглашены руководители СМИ, и они стали свидетелями серьезного обсуждения вопроса, связанного с качеством дорог, их строительства и ремонта, внедрения новых технологий. Изменилось ли что-нибудь с тех пор в лучшую сторону?
- Мы пригласили для работы специалистов из московского региона. Игорь Эдель – новый заместитель начальника областного управления транспорта и автомобильных дорог является большим специалистом-дорожником, имеет большой опыт, он теперь выстраивает эти отношения. Сейчас мы будем делать акцент на ремонтные работы в межсезонье. Нельзя доводить дороги до того состояния, когда они полностью разбиты, когда маленькая ямка уже превратилась в ухаб. Для того чтобы следить за этим, нужна соответствующая культура производства, качество работ, ну и соответствующий контроль. А для межсезонных ремонтных работ необходим специальный холодный асфальт. Вот такой завод должен быть запущен в ближайшее время, уже монтируется. И со временем будут построены еще два. Но главное - нужно создать организации, способные выполнять эти работы на должном уровне, а также приобрести технику и все остальное. То есть мы должны выстроить систему всех отношений. Это разного уровня ремонтные работы, разная нагрузка эксплуатационных организаций, но и прямая экономическая ответственность. Ее пока нет. Летом на выезде с руководителями дорожных организаций мы начали смотреть, почему, допустим, на территории областной больницы асфальт, который пролежал два года, фактически весь вымылся? Специалисты говорят, что там некачественный битум был, здесь не тот щебень, еще где-то нарушена была технология. Это значит - и начинали бесконтрольно, и в ходе работ каждый «смазывал» работу, лишь бы быстрее, и нарушал технологию, и контроля качества приемки не было.
- Так, может, всему виной - недофинансирование, недостаток средств? Или все-таки организационные проблемы?
- И то, и другое. Недостаток средств приводил к тому, что в течение года мы брали кредиты, денег было достаточно много, и дорожники развивались, асфальтовые заводы покупали в лизинг и т.д. А в следующем году – провал. То кризис финансовый был в 2008 году, то засуха была - не до этого, денег не хватало в бюджете. Но за лизинг надо платить. А поскольку объемы резко сокращались, то дорожные организации подчас доходили до банкротного состояния. И такая нестабильность в работе, связанная с нехваткой средств, не лучшим образом сказывалась на качестве дорог. Да и самих дорожных организаций много, но качественно работать на современном уровне практически некому. Возьмем центральные улицы. Там, где асфальт лежит уже несколько лет, появляются трещины. Чтобы привести его в хорошее качество, нужна не просто поверхностная обработка, как мы раньше делали. Сейчас приглашаем ту организацию, которая покажет нам, как надо с этим бороться. Или наши будут опыт перенимать, или будем создавать у себя московский филиал, который сегодня сможет работать с высоким качеством. Еще есть один момент. При нынешних ценах и технологиях привести в нормальное состояние все муниципальные, все проселочные дороги невозможно. Ни в России, нигде таких денег не может быть. Нужны более дешевые технологии на простых дорогах. Деньги вкладывать там, где они не будут окупаться, – это бессмысленная трата средств.
- Мы знаем, что Тамбовская область уже получила федеральные средства на третью очередь программы развития АПК, на подведение инфраструктуры к строящимся крупным объектам. Но при этом требуется софинансирование со стороны региона. Насколько это сложно для областного бюджета?
- Конечно, это дополнительная нагрузка на бюджет. Нам нужно под эту программу полмиллиарда своих средств добавлять. Но это вложение в экономику, создание рабочих мест. И вот эти деньги пойдут на животноводческие комплексы - и на юге в нескольких районах, и на севере, в Моршанском районе, два миллиарда средств - на дороги к объектам, к поселкам, к магистралям. Получит развитие электроэнергетика. Так что в целом эти средства пойдут не на какую-то абстрактную реализацию инвестиционных проектов, а на развитие территорий региона, которое повлечет за собой развитие и местной экономики, и социальной сферы.
- Все чаще вы на совещаниях помимо экономических вопросов поднимаете проблемы социальной сферы, демографической политики. Что в этом направлении происходит в регионе в этом году?
- Экономикой заниматься интересно, но когда мы говорим, что экономика должна давать отдачу, то каждый человек думает: производство развивается, зарплата повышается – это хорошо. Но затем возникает вопрос: а что у нас есть в сфере культуры, для занятий спортом, для развития исторических традиций? Когда начинаешь задумываться об этом, то понимаешь, что это более важная сфера человеческих отношений и ей надо заниматься профессионально. И мы, по мере того как развивается экономика, постепенно начинаем переносить акцент на социальную сферу. Поэтапно, может быть, не всегда безошибочно, но мы идем по этому пути, и многое подсказывают люди. Сайт в Интернете, который у меня есть, уже превратился в настоящую общественную приемную. Представьте, за десять дней от 120 до 200 обращений, и на каждое надо реагировать. Мы особенно отслеживаем повторные обращения и следим за тем, чтобы самые острые, значимые проблемы снимались. Как это помогает? Та же тема дорог, воды. Люди сообщают о тех, кто ездит с превышением скорости, нарушает правила дорожного движения, к кому не применяют меры, периодически возвращаются к теме игровых автоматов, обострилась проблема детских садиков к 1 сентября. И все это мы решаем. Благодаря обращениям мы раньше других начали заниматься этими вопросами. Теперь эти отношения приобрели цивилизованную форму: общественный контроль стал реальной силой.