Воронеж. 06.09.2012. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика - На основании статистических данных эксперты АНО «Агентство региональных социально-экономических проектов» подготовили рейтинг 16 региональных столиц
Инвестиционная привлекательность областных центров становится серьезным активом в вопросах развития конкурентоспособности территории и повышения качества жизни населения. Оставаясь одним из ключевых направлений деятельности органов муниципального самоуправления и региональной власти, определение и реализация инвестиционной политики областного центра способствует формированию пакета ресурсов территории, определяя ее развитие в среднесрочной и долгосрочной перспективе. С целью изучения особенностей и результатов реализации инвестполитики в областных центрах ЦФО АНО «Агентство региональных социально-экономических проектов» провело инициативное исследование инвестиционной привлекательности 16 областных центров ЦФО по итогам 2011 года и первого полугодия 2012. По результатам данного исследования Воронеж был признан экспертами агентства самым инвестиционно привлекательным городом среди региональных столиц Центральной России. Что дало основания для столь высокой оценки, и на какие ключевые показатели опирались аналитики?
Объем инвестиций за прошлый год превысил в Воронеже 51 млрд рублей
Важнейшим из критериев, положенных в основу системы рейтинговых оценок инвестиционной привлекательности, является объем инвестиций в основной капитал, в том числе в динамике, с учетом показателя за предшествующий период. По этому показателю Воронеж опережает другие областные центры ЦФО: по итогам 2011 года объем инвестиций в основной капитал без субъектов малого предпринимательства составил в Воронеже 51,133 млрд рублей. Для сравнения: в Липецке за прошлый год удалось привлечь 50,898 млрд рублей, показатель продолжающего пятерку лидеров Ярославля – 35,604 млрд рублей, Калуги – 27,828 млрд рублей, Белгорода – 25,467 млрд рублей. При этом важно отметить, что столица Черноземья сохраняет свое лидерство по данному абсолютному показателю и в первом полугодии 2012 года: Воронежу удалось привлечь за этот период 14,881 млрд рублей, Липецку – 13,546,8 млрд рублей.
Особого внимания заслуживает структура привлеченных в Воронеже инвестиций. Лидирующие позиции по инвестициям в основной капитал в разрезе видов экономической деятельности занимают воронежские предприятия транспорта и связи – 22,4 млрд рублей, что составляет 43,8% от общего объема инвестиций. На втором месте находятся предприятия промышленного сектора экономики с показателем 9,1 млрд рублей, или 17,8% от общего объема инвестиций в основной капитал.
Вложение инвестиций в основной капитал осуществляется в Воронеже в основном за счет привлеченных средств (40,4 млрд рублей). На долю собственных средств в прошлом году пришлось 20,9%, что составило 10,7 млрд рублей. В структуре привлеченных средств основную долю представляют бюджетные источники. Всего в 2011 году в экономику города был привлечен 21 млрд рублей бюджетных средств, в том числе из федерального бюджета – 14,3 млрд рублей. Объем банковских кредитов составил по итогам года 2,7 млрд рублей.
По сравнению с 2010 годом объем иностранных инвестиций в экономику города увеличился в прошлом году в Воронеже в 12 раз (!) и составил 356,5 млн долларов США. Значительный приток иностранных инвестиций, порядка 50%, приходится на организации оптовой и розничной торговли. Основным источником иностранных инвестиций являются кредиты, которые составили более 54% от общего объема. Наибольшая доля иностранных инвестиций, поступивших из стран дальнего зарубежья, полученных в долларах США, приходится на Нидерланды (90%), а оставшиеся 10% – на Францию. По иностранным инвестициям в рублевом эквиваленте отмечается следующая картина: основной объем инвестирования (50%) приходится на Кипр, 30% – на Нидерланды и 20% приходится на Германию. Основным инвестором среди стран СНГ является Беларусь, ее показатель составляет порядка 100 %, если не учитывать незначительные поступления из Украины.
В городе реализуются 42 инвестпроекта на сумму 37,9 млрд рублей
Важно подчеркнуть, что обеспечить приток инвестиций удалось благодаря целенаправленной работе администрации города Воронежа, возглавляемой мэром Сергеем Колиухом. При этом структурой, ответственной за реализацию инвестиционной политики городского округа, является департамент экономики. Выставленная экспертами рейтингового агентства оценка представляется тем более объективной, что в 2011 году на Национальном инвестиционном форуме «Муниципальная Россия» за организацию активной инвестиционной политики и развитие инвестиционного потенциала муниципального образования администрация городского округа город Воронеж была награждена золотой медалью Форума.
Вторым важнейшим критерием, использованным специалистами АНО «Агентство региональных социально-экономических проектов» при подготовке рейтинговых оценок, являлось количество инвестиционных проектов, реализуемых на территории областного центра. Необходимо отметить, однако, что данный параметр рассматривался в качестве вспомогательного в силу того, что многие перспективные инвестиционные проекты, реализуемые на территории областных центров в регионах ЦФО, имеют несколько источников финансирования, поэтому вопрос о том, какие проекты учитывать, а какие – обходить вниманием, является достаточно спорным. Так, в реестре городского округа город Воронеж на 1 августа 2012 г. значатся 42 «реализуемых и планируемых к реализации» инвестиционных проекта на сумму 37,9 млрд рублей. Стоит отметить, что по количеству инвестпроектов (хотя не всегда по их суммарной капитализации) Воронеж уступает ряду других областных центров, к примеру, Белгороду, где в первом полугодии этого года реализовывались 302 инвестиционных проекта, общей стоимостью 71,331 млрд рублей.
Третьим важнейшим критерием рейтинга стало наличие стратегических документов, определяющих приоритеты, механизмы и способы реализации инвестиционной политики. Как отмечают эксперты агентства, в областных центрах ЦФО стратегические документы, определяющие приоритеты, механизмы и способы реализации инвестиционной политики, можно разделить на несколько групп. Это документы стратегического развития региона, в которых в том числе обозначены приоритеты инвестиционной политики областного центра; стратегические документы социально-экономического развития территории областного центра; стратегии развития инвестиционной деятельности на территории региона и стратегии развития инвестиционной деятельности на территории облцентра. Стоит отметить, что в ряде столиц регионов ЦФО имеется полный комплект документов стратегического характера, тогда как в других городах он представлен не полностью. Применительно к городу Воронежу важнейшими стратегическими документами, определяющими его развитие, являются Стратегический план социально-экономического развития городского округа город Воронеж на период до 2020 года и Программа комплексного социально-экономического развития городского округа город Воронеж на 2010-2014 годы.
Основой для привлечения инвестиций является нормативно-правовая база
В реализации инвестиционной политики немаловажное значение имеет нормативно-правовая база, регламентирующая механизмы осуществления инвестполитики, равно как и наличие программ поддержки субъектов инвестиционной деятельности. Этот фактор стал четвертым критерием рейтинга. В Воронеже соответствующая база заложена в шести документах. Прежде всего, это три решения Воронежской городской Думы: от 23.09.2009 г. № 280-II «Об утверждении Основных положений инвестиционной политики городского округа город Воронеж», от 10.07.2008 г. № 213-II «Об органе, уполномоченном принимать решения о заключении концессионных соглашений в отношении объектов концессионных соглашений, права собственности на которые принадлежат муниципальному образованию городского округа город Воронеж» и от 08.07.2009 г. № 202-II «Об утверждении Положения о порядке заключения муниципальными унитарными предприятиями договоров простого товарищества (договоров о совместной деятельности) с юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) на предмет совместного строительства (реконструкции), приобретения и использования объектов недвижимого имущества и других объектов основных средств, необходимых для осуществления уставной деятельности унитарных предприятий».
Кроме того, 8 октября 2010 года было издано распоряжение главы городского округа город Воронеж № 670-р «О создании рабочей группы по разработке проектов концессионных соглашений в городском округе город Воронеж». Имеются также два постановления городской администрации: от 31 мая 2010 г. № 418 «О проведении проверки эффективности инвестиционных проектов, финансируемых полностью или частично за счет средств городского бюджета городского округа город Воронеж» и от 23 ноября 2011 № 1015 «Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра инвестиционных проектов городского округа город Воронеж».
Немаловажным аспектом, влияющим на принципиальное принятие решения инвесторами в выборе территории, является социальная инфраструктура областного центра (пятый критерий рейтинга). В данном аспекте необходимо отметить, что Воронеж не только является одним из крупнейших промышленных, научных и культурных центров России, но и обладает развитой инфраструктурой учреждений образования и здравоохранения. (Подробно данный аспект, включающий социально-демографические показатели, рассматривался экспертами агентства в рейтинге, посвященном социально-экономическому развитию областных центров по итогам 2011 года).
В заключение стоит отметить, что при составлении рейтинга инвестиционной привлекательности эксперты принимали во внимание и такой критерий, как модель взаимодействия муниципалитета и региональной власти, а также учитывали особенности транспортно-логистической инфраструктуры областных центров. При этом первенство Воронежа в рейтинге во многом стало результатом профессиональной работы департамента экономики мэрии. В настоящее время в целях повышения инвестиционной привлекательности и улучшения инвестиционного климата Воронежа администрация города во главе с мэром Сергеем Колиухом ставит перед собой такие задачи, как совершенствование нормативной базы в сфере инвестиционной политики, создание благоприятной организационно-корпоративной среды и инфраструктуры инвестиционной деятельности, а также развитие инновационного потенциала Воронежа как дополнительной площадки для привлечения инвестиций.