Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков
Недавно Хамовнический суд города Москвы приговорил к двум годам заключения участниц группы «Pussy Riot» — это вызвало новую волну суждений, воззваний, заявлений. И новую партию сломанных в полемике копий.
По весне, когда история только начиналась, изложение каждого мнения в СМИ начиналось примерно одинаково: да, это безобразие, да хулиганство, но я бы дал год-другой условно (15 суток ареста, 60 часов исправработ, 10 ударов плетьми, принудительные курсы хороших манер и т. д.), да и отпустил бы бедокурок.
Редко-редко приходилось слышать призывы к максимально жесткому наказанию, а выражение «расстрелял бы» я слышал вообще не по телевизору, а лично от молодого атеиста, студента ВГУ.
Но еще до суда сам первичный сюжет в храме Христа Спасителя был наполовину забыт, и шкала мнений сузилась до двух делений: «за» и «против». Меня всегда настораживает, когда тема так примитивно поляризуется. Черное и белое. Ангелы и демоны. Добро и Зло. Отсюда недалеко до «кто не с нами, тот против нас!» и «бей тех, кто против нас!». Да нет в мире ничего абсолютного, читайте Эйнштейна! Тем не менее категорическое «за» звучит все чаще — теперь уже и за границей, от людей, которые знать не знают ни нюансов этой истории, да и вообще жизни в нашей Раше.
Акции в поддержку «Пусси» достигли несусветного размаха. Со всех сторон доносится треск ломаемых копий. Просто какой-то апофеоз борьбы вселенского зла с вселенским добром. Апокалипсис. Только силы добра в этой битве воплощают три «пуськи» (кажется, это имя уже стало нарицательным?), три, как бы то ни было, нарушительницы закона. А силы зла… церковь, которая, дескать, толком не вступилась за обидчиц своей религии.
Мир, что ли, перевернулся?
Я думаю, что, просматривая сюжет, как минимум неловкость чувствовал каждый, до самого закоренелого атеиста. Люди пожилые вокруг, которые ничем не заслужили этого шоу. Работали ради таких вот внучек от зари до зари, может, даже воевали. А эти вот задницами к иконам повернулись... В детском саду мы так делали, когда, поссорившись, начинали обзываться, а слов не хватало для обзывания, и хотелось оскорбить оппонента по максимуму.
Но… Надо пожурить и простить. Свой ведь человек. Если бы хулиганили какие-нибудь неофашисты — о да, этих надо наказывать на полную катушку. Три года назад скинхедам в Оренбурге, разрисовавшим свастикой стены синагоги, дали по пять-шесть лет реального срока — и никто из правозащитников не заикнулся. Но ведь задница она и есть задница. И закон есть закон. Разве он не един для всех?
Все религии переживают кризис, и тем яростнее их поборники защищают сакральность учения. Ролик в Интернете, ничтожный по художественной ценности (так же, как и шоу «пусек»), отбросил полмира в дремучее Средневековье, и я только удивляюсь, почему еще не звучат призывы к Крестовому походу. Аккуратнее надо со святынями в наше нервное время.
Свой вклад в движение пуссистов внесла известная воронежская правозащитница Наталья Звягина. Она участвовала в акциях поддержки «Pussy Riot» во время судебного процесса, а после оглашения приговора сожгла брошюру с текстом Уголовного кодекса РФ.
— Потому что юридически невыносимо было слушать этот приговор. Он не имеет отношения к светским законам, — прокомментировала правозащитница.
— Ну а какое наказание могло быть адекватным?
— Никакое. Здесь нет состава преступления.
— То есть, вообще ничего?
— Ничего!
Как и все, с кем доводилось беседовать на эту тему, Звягина считает, что акция глупа, низкопробна, не имеет художественной ценности, но действия властей «превратили ее в шедевр». А самое, мол, главное, что это не антицерковная, а политическая акция.
Ну, если и так, то это точно не шедевр. В Сети и даже просто на заборе можно найти гораздо более яркие и талантливые воззвания. Никто, даже самый радикальный оппозиционер, не подхватил этой бессмыслицы про Богородицу и Путина. Никто не воплотил его в плакатах и лозунгах, речевках или в партийных программах, никто не украсил этим оборотом своих митинговых выступлений. Это изначально выморочный сюжет. Но вот поди ж ты — «шедевр»…
Понятно было бы, если бы на знамени оппозиционного движения начертали имена Че Гевары, Маркса или там Гайдара, который шагает впереди. Одним словом, людей, которые совершили чуть большее, чем скачки перед алтарем. Делать знаменем юродивых девиц — значит наносить вред настоящей оппозиции. Вернее той, которая могла бы быть настоящей. С вождями, с программой, с политической платформой, с яркими лидерами. Но — «настоящих буйных мало, вот и нету вожаков», как пел Высоцкий.
В этом нагромождении абсурда даже абстрактная история, рассказанная Людмилой Петрушевской, кажется пророчеством. Помните конец завораживающей сказки про Калушу, которая «сяпала по напушке»?
«… А Бутявка волит за напушкой:
— Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!»
Ей богу, что-то в этом есть кроме набора искусственных слов!
В тему
Двойная мораль либералов?
Пока разгорались страсти по «Пусси Райот», тут вот, кстати, подоспело обращение руководителя Воронежского регионального отделения общероссийского движения «Народный Собор» Андрея Дороша по поводу другого случая, отражающего, на взгляд автора, «двойные стандарты либералов».
Речь идет об августовских событиях вокруг очередной акции под названием «Живая библиотека», которую проводит в Воронеже «Молодежное правозащитное движение». Суть акции в том, что собираются представители самых разных социальных групп, к которым в обществе подчас агрессивное отношение — например, люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией, ВИЧ-инфицированные, бывшие заключенные, анархисты, иностранные волонтеры, — и они, становясь этакими «живыми книгами», рассказывают приглашенной молодежи о своей нелегкой судьбе. Таким способом организаторы пытаются проповедовать идеи толерантности в нашем пронизанном ненавистью обществе...
Так вот, во время мероприятия 11 августа в зал проник несовершеннолетний подросток и распылил в нем баллончик со слезоточивым газом, что, естественно, привело к срыву «Живой библиотеки» (подробности — в номере «Коммунара» от 14 августа, — прим. ред.). Злоумышленника сразу повязали, и теперь ему грозит до 5 лет лишения свободы по части 1 ст. 213 УК РФ «Хулиганство».
В связи с этим Андрей Дорош в своем обращении к общественности негодует, что сначала «проповедники толерантности, забыв о своих высоких идеалах, едва не линчевали подростка», совершившего хулиганский поступок, а теперь как организаторы, так и рядовые участники акции, «направленной «на развитие толерантности», настаивают на самом строгом его наказании.
И далее лидер местного отделения «Народного Собора» обличает «лицемерие и кровожадность» правозащитников, проводя параллели с процессом над «Пусси Райот». Последних, мол, либералы защищали, а в Воронеже, де, творят такое... «Хотя в моем понимании участницы группы «Пусси Райот» понесли наказание за то, что своей мерзкой выходкой плюнули в душу православным россиянам — а это 80 процентов граждан страны», — заключает Андрей Дорош.
В общем, идет война народная, гражданская война...
Валентин Марченко
Молодой коммунар, № 108 (13034), 29 сентября 2012